Когда придумали? Первый язык программирования появился довольно давно, но при этом первый программист начал свою работу еще раньше. История этой сферы начинается в середине 19 века и заканчиваться явно не собирается.
Зачем знать? Сегодня вопрос о первом языке программирования важен не только для историографии, но и в практическом контексте. Многие не знают, с чего начать свою карьеру в программировании, поэтому важно разобраться, какой язык выбрать.
В статье рассказывается:
- Самый первый язык программирования
- Первые высокоуровневые языки программирования
- Первый универсальный язык программирования
- Выбор первого языка программирования
- Ошибки при выборе первого языка программирования
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Самый первый язык программирования
Первым в мире программистом фактически стала графиня Ада Лавлейс. Ее главным увлечением являлись точные науки — математика и механика. Дочь лорда Байрона могла позволить себе бескорыстно заниматься любимым делом, не ставя перед собой каких-то временных ограничений. В итоге она смогла впервые описать прототип вычислительной машины и даже создать для нее программу.
Деятельность Ады Лавлейс принято связывать с Чарльзом Бэббиджем, первым в мире человеком, придумавшим логарифмическую машину. Однако реализации масштабного проекта помешало недостаточное финансирование от английской короны. Тем не менее, именно познакомившись с изобретателем, Лавлейс глубоко увлеклась его разработками.
Также прототипом современного компьютера в 1840 году заинтересовалась группа профессоров из Турина. Бэббидж был приглашен итальянским правительством на встречу с военным инженером Луиджи Менабреа, который взял у изобретателя интервью касаемо принципиальной схемы разностной машины. Результатом этой встречи стала опубликованная статья на французском языке.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Ада Лавлейс поддерживала контакт с Бэббиджем и параллельно переводила статью на английский. Причем перевод был дополнен развернутым комментарием самой графини, описывающим алгоритм определения последовательности Бернулли средствами логарифмической машины. Этот алгоритм используется до сих пор, поэтому Ада по праву признана первым программистом в человеческой истории. Неслучайно созданный в 1980 году язык программирования был назван в ее честь.
Создание первых ЭВМ началось в 1940-х годах. Это были довольно неудобные и громоздкие устройства, работавшие на перфокартах. Команды представляли собой машинный код, который состоял из последовательностей нулей и единиц. Программисты в те времена фактически общались с машинами на одном языке, часто совершая ошибки в коде.
Первые высокоуровневые языки программирования
Итак, все ЭВМ понимают команды в виде машинного кода. Среди программистов такой формат оказался крайне неудобен. Для упрощения и автоматизации набора команд к началу 1950-х был разработан принципиально новый язык Ассемблер, где комбинации нулей и единиц заменились буквами и короткими англоязычными словами. Так, вместо 000010 стала использоваться более понятная команда add.
Данный язык является низкоуровневым, спроектированным под определенный тип процессоров. Появление Ассемблера существенно упростило разработку программ.
Следующим этапом можно считать создание высокоуровневых (машинонезависимых) языков, не привязанных к конкретным процессорам. В этом случае код высокого уровня транслировался машине через специальные подпрограммы — компиляторы. Последние переводили написанную человеком программу в понятный компьютеру машинный код. Первым языком программирования высокого уровня считается Shortcode, разработанный в 1949 году и адаптированный Уильямом Шмидтом для архитектуры UNIVAC годом позже.
Дальнейшей важной вехой стоит считать создание знаменитого Фортрана (Fortran, FORmula TRANslator). Этот язык разрабатывался в период с 1954 по 1957 гг. командой инженера IBM Джона Бэкуса специально для технических и научных задач. Настоящую массовость Фортран приобрел к началу 1960-х годов при наличии 40 компиляторов под разные устройства. В СССР язык пришел благодаря взаимодействию советских ученых и физиков из CERN.
Читайте также!
Специально для отечественных машин «Минск-2» и БЭСМ-6 соответственно в 1967 и 1968 годах были разработаны компиляторы. Фортран все еще находит свое применение, главным образом, в сложных вычислениях.
Такое стремительное развитие языка поспособствовало активизации конкурирующих компаний. Так, специально с целью разработки нового универсального языка были созданы сразу два комитета. Инициативу проявили соответственно Ассоциация вычислительной техники и Немецкое Общество прикладной математики и механики. Будучи конкурентами, эти две организации, тем не менее, начали активно сотрудничать.
Одними из первых языков программирования являются также LISP и COBOL. Первый был разработан в 1958 году и используется до сих пор. Название образовано от двух английских слов — LISt Processing, что отражает основное предназначение языка (обработку списков). COBOL же выпускался годом позже специально для построения экономических систем. Данный язык также в ходу у программистов. Существуют и более современные аналоги, но их внедрение требует больших затрат денег и ресурсов.
Первый универсальный язык программирования
Какой первый язык программирования можно считать по-настоящему универсальным? Таковым без сомнения является детище Дениса Ритчи и Кена Томпсоном под названием Си. Разработанный в середине 1970-х, этот язык со временем достиг популярности. На его основе написано ядро ОС UNIX.
В 1982 году рабочая группа института ANSI начала разработку стандарта языка. Процесс был закончен в 1990 году. На основе стандарта C позднее разрабатывались популярные ныне C++ и Java.
Скачать файлПоявление языка Си дало возможность программистам отказаться от Ассемблера при написании исходного кода операционных систем. Так была разработана ОС UNIX, не зависящая от конкретного процессора.
Язык примечателен своей простотой и лишен псевдонаучных решений. Функции принимают параметры по четким и однозначным правилам. Благодаря этому программистам всегда точно известен ход выполнения программы.
В структуру языка введены такие элементы, как указатели, статические и автоматические переменные. Они нужны для максимально точного представления устройства компьютера. Это позволяет эффективно выполнять отладку программ.
Языки C и C++ сегодня применяются программистами чаще всего. Практически в любой современной операционной системе используется необходимый для работы системы интерфейс (API), который содержит в себе набор функций Си.
Выбор первого языка программирования
Нельзя выбрать какой-то один универсальный язык, который наиболее оптимально подошел бы для обучения программированию. Тут можно провести параллель со строительными инструментами — каждый из них предназначен для выполнения определенной задачи (например, молоток нужен для забивания гвоздей, но совершенно непригоден для рубки дров). То же самое касается и языков программирования. К примеру, Swift используется в разработке исключительно приложений под iOS.
на обучение «Инженер-программист» до 22 декабря
Выбор конкретного языка программирования определяется поставленной перед программистом задачей. Любой проект, будь то строительство дома или написание приложения, начинается с планирования. При этом подробно описываются детали и подсчитываются затраты ресурсов. В отсутствие проекта крайне сложно определить инструментарий, необходимый для реализации поставленной цели.
Чтобы определиться с направлением, стоит рассмотреть 5 направлений. Уже в зависимости от подходящей сферы разработки новичку можно выбирать лучший первый язык программирования.
Разработка ПО для бытовой техники
Многие современные бытовые устройства и встроенные бортовые компьютеры имеют процессоры и также работают на программном обеспечении, которое требуется разрабатывать. Embedded-разработчику недостаточно обладать навыками программирования. Необходимы также знания в области физики, электроники и сетевых технологий. Данное направление идеально подойдет любителям разрабатывать осязаемые вещи.
Разработка мобильных приложений
Здесь следует выделить две ветви — нативную и кроссплатформенную разработку. В первом случае приложения создаются под конкретную мобильную ОС. Если выбор пал на Android, будущему разработчику потребуются знания языка Kotlin. А приложения под iOS разрабатываются в основном в среде Swift.
Кроссплатформенная разработка подразумевает охват сразу двух главных мобильных операционных систем. Специально для этого используются три фреймворка — Flutter с поддержкой Dart, KMM с поддержкой Kotlin, React Native с поддержкой Javascript.
Разработка игр
Игры также разрабатываются под конкретные платформы — стационарные компьютеры, мобильные устройства и прочие гаджеты. Задача гейм-разработчиков состоит в проектировании архитектуры, механики, а также в работе с анимацией, пользовательским интерфейсом, серверной частью и искусственным интеллектом. Программируются и некоторые другие процессы, необходимые для функционирования игр.
Геймдев в целом привязан к игровым движкам, из которых чаще всего используются два — Unity и Unreal Engine. В первом случае разработка ведется на C#, во втором активно применяется C++.
Разработка программ для настольных ПК
В данном случае разрабатываются приложения под настольные операционные системы (Windows, Linux, MacOS). Основная особенность таких программ состоит в автономности работы без доступа к интернету. Этим десктопные приложения отличаются, например, от веб-приложений, которые хранятся на удаленных серверах и запускаются через браузер.
Веб-разработка
Существует два больших направления веб-разработки — фронтенд и бэкенд. В первом случае создаются элементы приложений, непосредственно видимые для пользователей. Основным средством разработки здесь является язык Javascript. Кроме того программист должен обладать навыками верстки с помощью HTML и CSS. В создании пользовательских интерфейсов потребуется знание фреймворка React.
Бэкенд-программисты, напротив, сконцентрированы на внутренней программной структуре, скрытой от глаз конечных пользователей. В бэкенде обычно требуются навыки работы с Javascript, Python. Java, Go, а также с базами данных посредством SQL. Для повышения своего профессионализма программисты, занятые этим направлением веб-разработки, дополнительно изучают фреймворки Node.js, Django, Spring и Buffalo соответственно для языков JavaScript, Python, Java и Go.
Необходимо выделить фуллстэк-программистов, обладающих достаточным опытом как во фронтенде, так и в бэкенде. Эти разработчики участвуют на всех этапах создания веб-приложений.
Ошибки при выборе первого языка программирования
Сомнения и страхи
Столкнувшись с первыми трудностями в освоении программирования, новички часто паникуют и сомневаются в собственных силах. Не стоит поддаваться панике в таких случаях, ведь неудачи поначалу испытывают почти все.
Читайте также!
Одна из главных ошибок новичков заключается именно в боязни трудностей, связанных с обучением. Если человек действительно хочет стать высококлассным программистом, он должен учиться и практиковаться, не останавливаясь на полпути.
Незнание английского языка
Изучать английский полезно как минимум для профессионального роста программиста и для облегчения в освоении необходимого материала. Благодаря знанию иностранного языка также открывается возможность общаться с коллегами по всему миру. А как известно, основным языком международным языком общения признан английский.
Начинать стоит с постижения навыков общения. Нужно также учиться выражать мысли на письме и стараться понимать написанное. А выучить техническую лексику можно уже в процессе обучения и практической работы.
Одновременное изучение нескольких языков программирования
Среди новичков бытует ошибочное мнение, что, изучая сразу несколько языков, можно сэкономить время, быстрее приобрести требуемые навыки. Но этот метод приведет лишь к образованию «каши» в голове. Знания не успеют структурироваться, даже если изучать языки последовательно, не делая перерывы в несколько месяцев.
Поэтому так важна своевременная практика. Перед освоением новых знаний необходимо реализовать несколько проектов с использованием уже имеющихся навыков. Только после этого имеет смысл браться за изучение незнакомого языка.
Отказ от резервного копирования
Резервные копии служат реальной страховкой в случае потери важных данных, поэтому пренебрегать бэкапами нельзя. Чтобы многочасовой труд по написанию кода не пошел насмарку, следует сохранять результат проделанной работы. Для этого используются простые и эффективные средства (в том числе бесплатные), позволяющие автоматически создавать резервные копии.
Выбор самого первого языка программирования для новичка всегда сопровождается сомнениями, и в этом нет ничего зазорного. Важно не зацикливаться на этом. Технологии постоянно развиваются и переучиваться все равно придется, чтобы не терять востребованность у работодателей. Поэтому начинать можно с любого языка программирования — скорее всего, это будет хороший старт для карьерного роста.