В чем особенность? Основные цели и задачи образования прописаны в нормативных документах различного уровня и сформулированы в конкретных учебных программах. Но главное тут то, что все они определяются государством и призваны принести пользу не только отдельному человеку, но и стране в целом.
На что обратить внимание? Цели и задачи образования со временем могут корректироваться с учетом развития технологий, изменений в общественных отношениях, повышения требований к знаниям и умениям людей, осваивающих программу того или иного курса.
В статье рассказывается:
- Понятие образования
- Главные цели образования
- Основные задачи современного российского образования
- Принципы системы образования в РФ
- Глобальные тенденции развития образовательного процесса
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Понятие образования
В российской педагогике термин «образование» не употреблялся почти до середины XVIII века. Первым, кто его использовал, был Н.И. Новиков. При этом понятия «образование» и «воспитание» тогда были сходны по своему значению.
К примеру, в указах Петра l, касающихся основания школы математических и навигаторских наук, учреждения Морской академии и Академии наук, использовалось слово «учение». В. Н. Татищев в своей книге «Разговор о пользе наук и училищ» вообще не употребляет слова «воспитание» и «образование».
Эти термины стали необходимы в тот момент, когда учебный процесс стал стремительно меняться. Если раньше самой важной задачей являлось обучение чтению и письму, то со временем появилась потребность в воспитании личности человека. Более того, это стало приоритетным направлением образования. Все чаще стали использовать понятие «воспитание», тогда как «учение» отошло на второй план.
В XVIII-XIX веках слово «образование» стало использоваться в качестве синонима к понятию «просвещение». При этом упор делался на целостности определённой оценки явлений окружающей жизни. Таким образом, понятие «знания» начали рассматривать в отдельности.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Перечислим три аспекта знания, которые связаны между собой:
- Теоретический. Речь идет о научных обобщениях и понятиях вместе с фактическим материалом.
- Практический. Этот аспект подразумевает применение полученных знаний на практике.
- Мировоззренческо-нравственный. Знание содержит в себе различные мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи.
Что же такое образование? В первую очередь, это изучение человеком целого ряда научных знаний, нравственно-эстетической базы, а также получение практических навыков. При этом над образовательным процессом должен осуществляться контроль со стороны государства.
Главные цели образования
Важнейшим элементом любой дидактической системы являются ее цели, которые могут определяться целым рядом факторов. Например, социальным заказом, спецификой образовательной системы, задачами образовательного учреждения, общими целями учебных программ и т.д. При этом наиболее важным фактором является социальный заказ, который представляет собой цели конкретной страны.
Нельзя не отметить, что содержание целей образования зависит от особенностей общественного строя. Они формулируются в законах государства, нормативных и теоретических документах системы народного образования, учебных программах и методических учебных пособиях по темам, разделам учебных программ.
В качестве примера рассмотрим цель общего образования, которая была описана в концепции структуры и содержания общего среднего образования. Она была принята в 2000 году на Всероссийском совещании работников образования.
Звучит эта цель так: построение разносторонне развитой личности, которая сможет раскрыть свои творческие способности в постоянно меняющихся социально-экономических условиях. Развитие науки, технологий, культуры, следование традициям — все это важно как для конкретного человека, так и для социума в целом.
В доктрине определены следующие цели и задачи образования:
- Сформировать основы для стабильного социально-экономического и духовного развития Российской Федерации, создать условия для повышения уровня жизни населения и национальной безопасности.
- Оказать положительное влияние на процесс формирования демократического правового государства и гражданского общества.
Читайте также!
Самообучение: как учиться эффективноПодробнее - Подготовить квалифицированных специалистов, которые смогут принять участие в развитии рыночной экономики, внедряющейся в мировое хозяйство, отличающейся высокой конкурентоспособностью и выгодностью инвестирования.
- Укрепить статус страны на международном уровне как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
В доктрине описаны интересы населения России с учётом особенностей различных культур, входящих в его состав. Данная система предназначена для формирования условий, которые помогут гражданам страны получить достойное образование. Кроме того, она создана для обеспечения равенства прав граждан и должна дать каждому из них возможность улучшать свое образование, вне зависимости от возраста, пола и других характеристик.
В данной концепции образование рассматривается в качестве наиболее важной области накопления знаний и навыков. В эту сферу следует привлекать долгосрочные инвестиции. Помимо этого, образование является приоритетным направлением для развития творческих способностей человека, так как формирует для этого оптимальные условия. Нельзя не отметить и нравственный аспект: образование помогает человеку найти правильные морально-этические позиции.
В тексте документа указано, что запрещается принимать нормативные акты, которые идут в разрез доктрине. Граждане ни в коем случае не должны терять гарантии на достойное образование. Финансирование этой области также должно оставаться на хорошем уровне.
Исходя из содержания концепции, становится очевидным, что государство берет на себя ответственность за вопросы, связанные с образованием в стране.
Основные задачи современного российского образования
Перечислим наиболее важные цели и задачи современного образования в России:
- Обеспечить возможность удовлетворения потребности в образовании для каждого гражданина. Помимо этого, необходимо повышать уровень образованности населения.
- Сформировать систему воспитания и обучения, которая будет полностью отвечать образовательным потребностям граждан и государства в целом, а также нормам российского и международного права.
- Помочь будущему поколению адаптироваться к условиям современного демократического общества.
- Осуществить социальную адаптацию всевозможных слоёв общества (вне зависимости от этнической принадлежности, психических и физических особенностей, уровня заработка, религиозных и политических позиций).
- Создать одинаковые возможности в области образования для всех категорий граждан.
- Усилить патриотизм подрастающего поколения, привить гражданам демократические устои и помочь им социализироваться в условиях гражданского общества. С помощью образования люди должны сформировать устойчивые морально-этические позиции, научиться уважать права и свободы личности, а также чужую культуру и ценности.
- Обеспечить всестороннее развитие детей и молодежи. Образование должно помогать молодым людям раскрывать творческий потенциал, а также усиливать интерес к самообразованию и саморазвитию.
- Создать трудовую мотивацию, активные жизненные и профессиональные позиции. Получая образование, граждане должны научиться выстраивать карьеру и хорошо ориентироваться на современном рынке труда.
- Привести образовательные программы в соответствие с последними научными достижениями. При этом система образования должна постоянно актуализироваться посредством обновления всех ее элементов. Учебный процесс должен выстраиваться с учетом культурных, экономических, научных и технологических изменений.
- Сформировать благоприятные условия для преемственности уровней и ступеней образования.
- Разработать программы, в которых будут эффективно использоваться информационные технологии. Немаловажной задачей также является развитие открытого образования.
- Помогать одаренным детям и молодым людям. Педагогические работники должны быть мотивированы на осуществление научной деятельности.
- Способствовать поддержанию здорового образа жизни граждан. Образование также должно совершенствовать детский и юношеский спорт.
- Формировать у граждан ответственное отношение к экологии.
- Создавать и совершенствовать единое образовательное пространство РФ (как на федеральном, так и на мировом уровнях).
Принципы системы образования в РФ
Перечислим основные принципы образования в России:
- демократизм, свобода и плюрализм обучения;
- гуманизм и важность общечеловеческих ценностей в задачах, связанных с образованием;
- преемственность образовательных и воспитательных процессов, а также ориентированность на культуру страны;
- автономность образовательных организаций;
- адресность и доступность образования;
- мобильность системы образования, научная обоснованность, индивидуальность и многообразие применяемых технологий;
- беспрерывность обучения и соответствие постоянно меняющимся социально-экономическим условиям;
- единство образовательного пространства (как на федеральном, так и нам мировом уровнях).
Глобальные тенденции развития образовательного процесса
Рассмотрим наиболее устойчивые мировые тенденции в образовании:
- Демократизация. Наблюдается повсеместное повышение уровня грамотности. Системы среднего и высшего образования стали использоваться во многих странах. Обучение становится общедоступным.
Читайте также!
В чем выражается результат процесса обученияПодробнее - Постепенное увеличение длительности образования. Так как необходимость в грамотных специалистах становится всё более выраженной, продолжительность обучения увеличивается. Кроме того, усложняются образовательные программы высшего и среднего образования.
- Непрерывность. Научно-техническая сфера активно развивается. Из-за этого современному специалисту необходимо постоянно осваивать новые или смежные виды работ, а также использовать с технологии.
- Гуманизация. Учебный процесс ориентирован на индивидуальные особенности обучающегося. Учитываются его интересы и потребности.
- Гуманитаризация. Некоторые общественные дисциплины становятся всё более важными. Например, экономическая теория, социология, политология, основы права.
- Интернационализация. Формируется общая образовательная система, которая может использоваться в разных странах.
- Компьютеризация. В учебном процессе применяются продвинутые технологии обучения и глобальные телекоммуникационные сети.
Именно это гарантирует каждому гражданину России возможность получения образования с учётом его места проживания и других особенностей.
При этом обучение ведется не только для удовлетворения индивидуальных потребностей человека, но и для принесения пользы обществу.
на курсы от GeekBrains до 22 декабря
Исходя из всего вышесказанного, становится очевидным, что цели и задачи образования в Российской Федерации охватывают самые разные сферы человеческого развития. Они включают в себя не только получение практических знаний и навыков, но и формирование морально-этических позиций. Таким образом, образованный человек — это всесторонне развитая личность, получившая правильное воспитание.