По образованию я маркетолог. Сначала работала по специальности, потом открывала собственный интернет-магазин одежды — то есть уже тогда пробовала создавать свой продукт. Я делала сайт, полностью проводила маркетинговый анализ, занималась продвижением, закупкой товара — в общем, весь спектр задач был на мне. Но тот кейс был не очень удачным: появились Lamoda и Wildberries, экономика становилась отрицательной, и в итоге я закрыла магазин.
Потом я ушла в декретный отпуск. Пока была в нём, решила полностью перейти в диджитал-сферу. Я поняла, что мне нравится маркетинг и я люблю именно создавать — поэтому выбрала курсы по продакт-менеджменту. У GeekBrains была самая обширная и насыщенная программа по сравнению с конкурентами — и я остановилась на ней.
У меня сразу появилось понимание, что надо применять все знания на практике, иначе они пролетят как ненужная теория. Не стоит ждать, что кто-то расскажет, как сразу сделать идеальный продукт, — надо пробовать самостоятельно. Либо применять знания у себя на работе. То есть всё только на практике. В то время я не работала, так что решила, что буду пробовать всё на том, что придумаю сама. У меня появились идеи проектов: сервиса, связанного с телемедициной, и платформы для поиска работы для мам. Я сформулировала гипотезы, но затем пообщалась с целевой аудиторией и поняла, что они не подтверждаются. В итоге остановилась на идее сервиса для поиска досуга для родителей и детей. Этим проектом сейчас и занимаюсь.
Рождение собственного проекта
Проект называется «Weekend с детьми». Это агрегатор вариантов семейного досуга.
Дети — это актуальная для меня тема, плюс вокруг были другие родители, и они стали доступной аудиторией. Я начала плотно с ними работать: спрашивала, верна ли моя гипотеза о том, что современные родители живут в быстром ритме и мало внимания уделяют детям, а хотели бы больше. Они пытаются придумать, как провести время с детьми, и это вызывает трудности: чаще всего выбор досуга ограничивается рекомендациями знакомых. Я начала исследовать эту тему, задавала вопросы знакомым, потом их знакомым, проводила качественные интервью. И гипотеза подтвердилась: у конкретного сегмента (активных родителей, которые не хотят сидеть дома) такая потребность есть.
От теории к практике
Я стала работать над проектом ещё до старта кросс-функциональных стажировок. На тот момент у меня был MVP (Minimum Viable Product, или «минимально жизнеспособный продукт» — самая ранняя версия продукта), сделанный на «Тильде», и было понимание, что его нужно дорабатывать. То есть к стажировке у меня уже были гипотезы по улучшению, основанные на глубинных интервью, построении CGM, анализе конкурентных предложений. Это была уже стадия не проверки идеи, а реализации MVP.
На стажировке у меня появилась команда. То есть возможность с минимальными ресурсами сделать работоспособный MVP. Плюс на стажировке можно было получить ответы и рекомендации от экспертов.
Команда собралась очень быстро. Пришло много разработчиков, и это меня порадовало: видимо, были чётко прописаны цели, что нужно делать. Возможно, привлекла тематика. Плюс пришли проджекты, несколько дизайнеров. В GeekBrains выставляли проект среди разработчиков, дизайнеров. И те, кто хотел поучаствовать, записывались, а я получала их контакты, общалась и принимала решение, брать ли их в команду.
Ко второй стажировке проект был уже реализован. Он находился во вкладке «Карьера» на сайте GeekBrains, и приходили уже другие ребята. Там процесс подбора команды проходил иначе: мне даже самой приходилось искать разработчиков, я писала на форумах. Ну и от GeekBrains были баннеры, которые звали принять участие в проекте других специалистов. В итоге команда также набралась полная.
Опыт работы в команде
Поначалу работать с командой было психологически сложновато, но помогал проджект-менеджер. Он декомпозировал мои задачи, вёл их в таск-трекере Trello, а также следил за выполнением и сроками. Благодаря общим созвонам и методике проектного менеджмента мы поняли, как работать вместе, как делегировать задачи. Раньше я всё делала сама — а здесь ребята сами были заинтересованы поучаствовать, что-то придумать, и мы совместно генерировали идеи. Оказалось, что работать вместе гораздо проще: то, что создаст дизайнер, который этому учился, несравнимо с тем, что сделала бы я. То есть за основу брались мои задачи, а как это должно выглядеть — мы вместе с командой придумывали.
В итоге мы запустили MVP сервиса, причём реально функционирующий: он и в дизайне был оформлен, и фильтры работали, то есть команда реально постаралась. После этого я провела интервью с целевой аудиторией и поняла, что мы сделали много того, что на самом деле не нужно. Дизайн, функциональность — это всё больше генерировалось командой, нежели было продиктовано требованиями пользователей. Поэтому MVP сервиса на первой стажировке не совсем зашёл пользователям, его нужно было доработать. С помощью решенческих интервью я поняла, что долговат пользовательский путь. И дизайн показался аудитории детским — то есть ориентированным больше на ребёнка, в то время как нашей ЦА были взрослые.
Поэтому я пошла на вторую стажировку. Пока дизайнеры работали над новой версией MVP, я параллельно анализировала каждую страницу с целевой аудиторией. Мы разговаривали, выясняли, понимают ли будущие пользователи ценность того, что они видят, доходят ли до целевого действия и как быстро, что при этом испытывают. Благодаря такой оперативной обратной связи на второй стажировке мы сделали кликабельный дизайн прототипа, который несёт ценность для пользователей. То есть аудитории он нравится, люди понимают, что нужно делать, до целевого действия доходят быстро.
Результат работы над сервисом по итогам второй стажировки — это новый дизайн и минимальная функциональность, которая и была нужна для быстрого поиска интересующего досуга. То есть человек выбирает свой круг интересов — и исходя из этого получает подборку. А если он не хочет копаться, может получить быструю рекомендацию.
Развитие проекта
Параллельно с агрегатором досуга родился второй продукт. Когда я начала больше сегментировать аудиторию и лучше понимать, что это за люди и какие у них проблемы, появилась мысль, что, возможно, не всем нужен наш сервис. Кто-то не хочет искать сам — ему нужно быстро получить готовое предложение. Плюс подписку на рассылку организовать проще, чем создать полноценный онлайн-сервис.
Работать над этим продуктом мы начали на второй стажировке. Рассылка специально сегментирована — разные варианты отдельно для пап и мам. Всего семь видов. Мы уже проверили продукт с помощью посадочных страниц, и я получаю заявки, хотя запуска пока не было.
Сейчас стоит задача по организации бизнес-процесса: это договорённости с организаторами развлечений, чтобы они предоставляли свои данные. Для этого нужно увеличивать команду. Плюс закончить разработку сервиса. Ребята этим занимаются, но теперь уже в свободное время и на добровольных началах — получается, это скорее проект-хобби для себя. И потом надо будет заниматься привлечением аудитории, поиском эффективных каналов с минимальными затратами.
Поскольку сервис пока не монетизируется, после окончания курсов я хожу по собеседованиям, ищу работу продакт-менеджера. Учитывая, что у моего проекта есть риски, в том числе финансовые, он нужен мне больше для самореализации в роли продакта. В приоритете сейчас — получить больше успешных кейсов по развитию продуктов внутри компании и параллельно заниматься своим, но как хобби. И нужно понять, что мне больше интересно: быть предпринимателем или всё-таки продакт-менеджером. Я хочу попробовать и то и другое.
Главные ошибки начинающих продактов
Когда я занималась интернет-магазином, моей основной ошибкой было то, что я не общалась с клиентами. Тогда я больше анализировала, что делают конкуренты. Сейчас понимаю, что надо было каждый шаг, все товарные позиции тестировать на людях, чтобы видеть, что заходит, а что нет. Возможно, тогда были бы более лояльные постоянные клиенты, которые не так быстро ушли бы в маркетплейсы.
Второй важный момент — юнит-экономика. Тогда я даже не имела представления, что это такое. Было понимание, какой должна быть маржа, что есть затраты. А во время обучения я осознала, что можно же сначала посчитать, выгодно ли вообще этим заниматься, привлекая клиентов. Для работы интернет-магазина нужен трафик, и эти затраты в итоге превысили мой доход. Понимание затрат на одного клиента — это очень важно.
Третье — я поняла, что нужно постоянно следить за ключевыми метриками. Если что-то падает, меняется — делать гипотезы, почему так происходит. И проверять их, а не пускать всё на самотёк.
Хотите освоить продакт-менеджмент и тоже начать развивать продукты уже во время учёбы? Тогда приглашаем вас на факультет продакт-менеджмента! За 14 месяцев вы пройдете на практике путь от генерации идеи до запуска своего IT-продукта, получите опыт управления командой разработчиков и дизайнеров, а также — три работы в портфолио.
У вас тоже получится
Разработчик — первая программа обучения для осознанного выбора специальности и карьерной траектории в сфере информационных технологий от GeekBrains при участии Skillbox.
Получите востребованную профессию и актуальные знания в цифровых технологиях.