О чем речь? Методы управления персоналом представляют собой инструменты, с помощью которых бизнес взаимодействует с работниками. К ним относятся различные подходы, которые затрагивают финансовые, правовые, психологические и ряд других областей.
Какими бывают? Выделяют несколько способов управления. Говоря о классическом варианте, подразумевают три метода: административный, экономический и социально-психологический. Современные подходы не отрицают первый вариант, но предлагают также и свои методики. В любом случае, не обойтись без оценки эффективности выбранного способа управления.
- Принципы управления персоналом
- Классические методы управления персоналом
- Современные подходы к управлению персоналом
- Оценка эффективности методов управления персоналом
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Принципы управления персоналом
Общие управленческие правила были сформулированы почти век назад Анри Файолем, французским учёным и теоретиком менеджмента. Чуть позже они были расширены и дополнены Лоуренсом Питером, педагогом и психологом из Канады. Однако это лишь основополагающие принципы, которые нельзя считать полноценной методологией. Современные HR-специалисты вносят свой вклад в разработку системы методов управления персоналом.
Принципы управления | Польза для компании | |
Ключевые | Распределение обязанностей | Каждый сотрудник точно знает свой круг задач и полномочий, занимается только тем, что входит в его зону ответственности, а не задачами коллег. В результате — больше продукции и услуг. |
Иерархия | Продуманная структура облегчает управление людьми | |
Дисциплина | Внутренние правила, нормы, устав нацелены на то, чтобы обеспечить максимальную производительность | |
Единый источник приказов | Персонал получает распоряжения и задачи от одного начальника, можно не опасаться споров, недопонимания | |
Управление по чёткому плану | Руководство осуществляется согласно общей стратегии и заранее разработанному плану. Последовательность и методы действий работников чётко прописаны. Цель та же — увеличить производительность труда персонала | |
Общие цели | Современный трудовой коллектив стремится к общим целям. Благодаря единству интересов упрощается координация действий членов команды | |
Грамотное вознаграждение | Активных работников премируют. Цель этих методов — вовлечь в работу всех, пробудить инициативу, повысить эффективность труда | |
Взаимодействие с командой | Общаться с подчинёнными, вовремя давать им обратную связь важно для эффективного управления персоналом | |
Дополнительные | Системность | Организация рабочих процессов строится по определённой системе, порядку, регламенту |
Справедливость | К каждому работнику отношение одинаково беспристрастное, чтобы не было зависти, конфликтов, интриг, люди смело проявляли свои таланты, делились идеями | |
Постоянство | Кадровая текучка, меняющиеся правила подрывают корпоративную культуру и настрой работников. В компании нужна стабильность. Тогда и труд будет производительным, и контролировать персонал станет проще | |
Поощрение инициативы | Собирая рацпредложения от команды, вы пополняете копилку идей и налаживаете отношения с подчинёнными | |
Командный дух | В слаженных командах люди относятся к нововведениям позитивно, охотнее соблюдают правила, отношения в целом гармоничнее |
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Классические методы управления персоналом
Экономические методы влияния
Эта группа методов управления персоналом охватывает, во-первых, все варианты материального стимулирования работников, во-вторых, взыскания и санкции. Стимулируя сотрудников деньгами, важно добиться того, чтобы они трудились в интересах компании, а не только ради личной выгоды.
Эффективность управления предприятием зависит от:
- Того, по каким принципам ведётся хозяйственный расчёт.
- Выбранной системы вознаграждения персонала. Всего существует пять вариантов оплаты наёмного труда: тарифная ставка, премия, оклад, дополнительная зарплата, вознаграждение. Кроме того, на заработок сотрудника влияет его должность.
- Типа оплаты — повременной или сдельной.
- Экономических факторов (ценовой политики, себестоимости продукции, показателей выручки и прибыли) и ситуации на рынке труда (размера штата компании, потребности в кадрах, стоимости жизни, уровне жизни).
- Системы налогообложения.
- Структуры кредитования.
Социально-психологические методы управления персоналом
Эта группа методов основывается на психологическом влиянии на работников. Концептуальной основой таких методов являются принципы социологии и психологии. Цель воздействия — наладить отношения в команде и поддерживать конструктивное общение, благоприятный климат, морально стимулировать, развивать ответственность, побуждать людей к активности.
Социальные методы управления персоналом решают следующие задачи:
- вовлечь подчинённых в процесс управления;
- укрепить корпоративную этику, социальные нормы;
- сформировать группы по должностям, увлечениям, личностным особенностям работников;
- удовлетворить духовные, культурные потребности персонала;
- показать людям, что они ценны и важны для компании.
В социальные меры воздействия также входит всё, что касается соцзащиты: соцпакет, оплата проезда, телефонной связи и питания на работе, бонусы.
Методики, позаимствованные из психологии, помогают определить неформальных лидеров коллектива, выяснить причины возникновения и продолжения конфликтов, оценить отношения между членами команды, найти для каждого уникальное место и роль в коллективе, увязать мотивацию персонала с финансовыми показателями бизнеса.
Способы влияния на работников (финансовое поощрение, штраф, устная благодарность, убеждение) должны быть едиными по отношению ко всем, кто работает в компании. В противном случае люди почувствуют себя ущемлёнными.
Административные методы воздействия на коллектив
Эти методы активно практикуются в госсекторе — государственных и муниципальных учреждениях и коммерческих фирмах, обслуживающих госзаказы. Но ничто не мешает применять данные методы управления персоналом и в полностью частных фирмах.
Особенности:
- Высокая формализация обязанностей, крайне подробные должностные инструкции: все действия персонала описаны практически пошагово, как в ГОСТах. Инструкции есть для любых рабочих ситуаций. За их соблюдением строго следят.
- Оперативное руководство осуществляется посредством выпуска распоряжений, приказов. Есть целая система информирования персонала. Документооборот целиком стандартизирован.
- Главные мотиваторы для работников — чувство долга и трудовая дисциплина. Дисциплинарная ответственность за пренебрежение инструкциями подробно описана. Используются такие негативные стимулы, как штраф, выговор.
Компании, где такие методы управления персоналом являются основными (это может делаться целенаправленно или происходить само), часто имеют жёсткую внутреннюю иерархию. Чем ниже уровень, тем меньшей свободой выбора обладают работники.
Читайте также!
У административных методов управления есть весомые плюсы:
- За каждый промах всегда отвечает конкретный сотрудник.
- Они прекрасно работают там, где процессы стандартизированы и креативность не нужна (на производстве и конвейере, к примеру).
- Высокая эффективность решений менеджеров (при условии, что руководитель составил для них подробную инструкцию и регламент).
- До персонала не нужно доносить стратегию развития и миссию бизнеса, искать психологические методы воздействия.
Главный недостаток системы — её неспособность решать творческие задачи. Кроме того, авторитарный, формальный стиль управления нередко приводит к текучке кадров и крайне низкому моральному духу в компании.
Современные подходы к управлению персоналом
В распоряжении кадровиков сегодня имеется целый спектр методов и приёмов по управлению персоналом для каждого этапа работы, начиная с подбора работников и кончая их увольнением. Для любого уровня есть эффективные и проверенные методы, позволяющие достичь максимальной эффективности.
При подборе кадров применяют следующие методы управления персоналом:
- Хендхантинг: активная «охота» за интересующими работниками конкурирующих фирм, которых хотят переманить к себе.
- Брендинг применительно к HR (создание позитивного имиджа фирмы).
- Автоматизация процессов подбора сотрудников (например, с помощью ATS-систем).
- Удалённый наём персонала, дистанционный подбор.
- Поиск перспективных кандидатов в соцсетях.
Вот какие методы имеются в распоряжении кадровиков:
- Наставничество: новый сотрудник получает помощь, подсказки от более опытного.
- Корпоративные семинары и тренинги (для развития коммуникативных навыков, ознакомления работника со спецификой деятельности), инструктаж по поведению в экстремальных и стрессовых ситуациях.
- Ролевые игры, призванные укрепить моральный дух команды, сплотить работников.
- Знакомство: экскурсии по организации, знакомство с другими работниками, рассказ о корпоративной культуре.
- Общение с непосредственным начальником и HR-менеджером.
Нанятый персонал необходимо замотивировать. Для этого есть материальные и нематериальные способы (обычно используются и те, и другие). Материальная мотивация — это финансовые вознаграждения за эффективную работу в виде премий либо выплаты процента от прибыли фирмы.
Нематериальные методы мотивации (активно эксплуатируемые при социалистическом строе: присвоение почётных званий вроде ударника труда, выдача грамот за самоотверженную работу, вымпелов и т. п.) призваны повысить самооценку сотрудника, породить у него гордость за свои достижения, создать психологически комфортный климат на предприятии.
Чтобы объективно оценить профессиональные компетенции работников, нужны особые методы управления персоналом. К ним относятся:
- Аттестация (процедура которой подробно фиксируется в официальных внутренних документах компании). Необходима для того, чтобы присвоить или подтвердить квалификацию, категорию, разряд работника. Проводится ежегодно или дважды-трижды в год. В худшем случае сотрудника могут уволить за плохие результаты.
- Ассессмент-центр. Более современный и продвинутый метод оценки деловых и психологических качеств работников. Это целый комплекс мер, довольно трудоёмких. Как правило, ассессмент практикуют только в крупных корпорациях.
- Проведение интервью и тестов.
- Экспертная оценка. Этот метод управления персоналом предприятия предполагает участие независимых экспертов, которые оценят компетенции персонала, опираясь на собственные знания и опыт, и озвучат свои выводы.
- Деловая игра. В ходе неё имитируются сложные ситуации, и сотрудник должен показать, какие шаги он будет предпринимать.
Управление персоналом невозможно без его развития и обучения. Кадровые службы прибегают для этого к таким методам, как:
- обучающие курсы по профессии;
- публичные ивенты: круглый стол, конференция, дискуссия, лекция, семинар, деловой завтрак;
- тренинги, деловые игры;
- самообучение работников.
Выбор методов управления персоналом лежит на отделе кадров. Именно он ответственен за решение практически всех кадровых вопросов, которые, кстати, во многом зависят от стратегии развития бизнеса. Во многих случаях компания нуждается в профессиональном HR-консультанте при решении следующих задач:
- при подборе работников (особенно на ключевые, управленческие позиции);
- при анализе эффективности принятой системы управления персоналом и её изменении в рамках действующих законодательных норм;
- при разрешении и предотвращении трудовых споров (на уровне отдельных личностей или групп работников);
- при автоматизации делопроизводства в области кадров, и т. п.
Оценка эффективности методов управления персоналом
Чтобы усовершенствовать методы управления персоналом предприятия, необходимо для начала оценить текущие методы, которые уже применяются. Анализировать их можно на основе следующих критериев:
Экономической эффективности кадрового менеджмента
Проведите сравнительный анализ издержек и прибыли, чтобы оценить реализованные компанией проекты. Что касается управления персоналом, то количественно оценивать его эффективность можно по:
- коэффициенту эффективности затрат;
- периоду окупаемости вложений;
- годовому экономическому эффекту.
Но можно пользоваться и другими параметрами, если это удобно руководителям компании.
Социальной эффективности управления
Это группа методов качественной оценки общественного характера труда. Вас будут интересовать такие метрики, как:
- мотивация работников;
- социально-психологический климат в коллективе;
- развитие человеческих ресурсов (оценивается по средней величине зарплаты, темпам её роста, удельному весу зарплатного фонда в выручке, и т. п.).
Организационной эффективности управления
Этот компонент оценки эффективности методов управления персоналом строится на анализе следующих параметров:
- равномерности загрузки работников;
- норм управляемости сотрудников (из расчёта на одного начальника);
- коэффициента прироста штата;
- качества руководящего состава;
- прочих метрик, важных для конкретной фирмы.
Читайте также!
Специалистам в области HR известны и другие подходы к оценке эффективности управленческих методов. Чтобы количественно измерить эту эффективность, можно:
- Использовать финансовые показатели бизнеса: чистую прибыль, объём продаж, расходы.
- Проанализировать итоговую производительность труда по таким показателям, как средняя выработка на каждого сотрудника, стоимостная оценка производительности, темпы увеличения производительности и т. п.
- Замерить качество трудовой жизни на предприятии по системе оплаты труда, особенностям рабочих команд, перспективам карьерного роста для персонала, и т. п.
- Сравнить суммарный трудовой вклад для различных систем оплаты труда (например, для почасовой и бестарифной), и т. д.
на курсы от GeekBrains до 08 декабря