Что это? Графическое изображение – картинка, рисунок, график, чертеж, диаграмма, схема, созданные с помощью точек, линий, пятен, штрихов. Если раньше такие вещи создавались на бумаге карандашами и красками, то сегодня главный инструмент – компьютер.
Как создается? Существует растровая и векторная графика. Они отличаются принципами формирования изображения и служат для разных целей. Подробнее о разнице, инструментах обработки читайте в нашем материале.
В статье рассказывается:
- Что такое график
- Растровое графическое изображение
- Векторное графическое изображение
- 5 бесплатных графических векторных редакторов
- 4 бесплатных растровых графических редактора
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое графика
Графикой в изобразительном искусстве называют стиль создания рисунков, при котором используются линии, штриховки, теневые пятна разного тона. Применение цвета тоже не исключено, но он тут фигурирует лишь как вспомогательное дополнение. В то время как в распоряжении живописца всегда есть целая палитра красок, художник-график всего лишь карандашом или тушью одного цвета умеет создать и плоское и объёмное графическое изображение.
На древнегреческом «графо» означает «писать, чертить, царапать». Отсюда и название «графика». Однако это всё-таки более широкое понятие, чем просто каллиграфия в чистом виде.
Определение графики в сравнении с живописью более условно. Объекты в живописных картинах отличаются лаконичностью и ёмкостью. А вот в графике мастера могут работать очень по-разному. Где-то просматривается ювелирная точность деталей, а где-то зритель вместо четкого замысла видит лишь намёк и получает возможность сам додумать всё, что недосказано автором.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
На графической картинке отображаются какие-либо данные, прошедшие сначала числовую идентификацию и обработку. Тут ставится задача донести в легкой и понятной форме существующее взаимоотношение чисел до зрительного восприятия.
Виды графических изображений классифицируют по двум основным признакам: по способу создания и функциональному назначению.
В свою очередь по способу создания графические изображения бывают рисовальные и печатные. Впрочем, современное деление, сложившееся под влиянием стремительного развития (в конце XX-начале XXI века) компьютерно-информационных технологий, выглядит уже чуть шире. Сейчас выделяют следующие типы графических изображений:
- Рисовальная графика. То есть уникальная, подразумевающая создание единственного экземпляра изображения.
- Печатная графика. Это когда художник рисует образец, а по нему потом печатают сколько угодно (как позволяют печатные мощности) копий.
- Компьютерная графика. Здесь уже нет необходимости в печатных носителях, копий можно делать абсолютно любое количество, но только если это не будет нарушением чьих-то авторских прав, защищенных законом.
Еще в конце XIX века рисунок рассматривался лишь как предварительный набросок или эскиз для создания живописного произведения, то есть не считался предметом графического искусства. И лишь в XX веке этим термином стали называть рисованные иллюстрации, карикатуры. Позднее и компьютерная графика была обозначена как отдельная разновидность.
Существует два варианта картинок. Первые – фотореалистичные с миллионами цветовых оттенков. Вторые имеют свойство сохранять своё качество при многократном увеличении или уменьшении. Далее – подробнее обо всём этом.
Растровое графическое изображение
Растром называют большое количество мелких точек, выступающих в качестве элементов графического изображения. На компьютере растры – это, собственно, пиксели.
Фотография, сделанная смартфоном или цифровым фотоаппаратом, как раз и состоит из точек-пикселей. Просто на экране они не заметны, но при сильном увеличении становятся различимы.
Растровая графика может отличаться по двум основным параметрам, а именно по размеру и по глубине цвета картинки.
- Размеры растрового графического изображения. Чем больше пикселей умещено по горизонтали и по вертикали картинки, тем лучше она сохраняет качество при увеличении, и тем четче можно отобразить на ней мелкие детали. Для этого производители смартфонов и фотоаппаратов стремятся выпускать устройства все с большим и большим числом пикселей.
- Под глубиной цвета понимается количество оттенков, которое способна различить камера. К примеру, если их 16, то это получается 16-ти битная камера (2 в 4 степени равно 16).
Читайте также!
Где в основном используется растровая графика? Для создания глубоких по цвету фотографий и изображений, содержащих притом большое число мелких деталей. Фотографии представляют собой растр, сделанные от руки рисунки – тоже. Вообще, если видите на картинке природу, людей, водопады, леса и всё такое прочее – в подавляющем большинстве случаев это растровые изображения.
Процесс компьютерной обработки растра достаточно прост: программа «забивает» необходимое количество пикселей, а затем заливает их теми или иными цветами. Действия и вычисления тут совершенно несложные, они лишь многократно повторяются, что для компьютера – задача привычная.
Плюсы:
- Можно создать даже очень сложное, насыщенное цветами изображение с множеством мелких элементов.
- На сегодняшний день растр – наиболее распространенный тип графических изображений.
- В растровой графике используются привычные и широко известные механизмы, поэтому работать с нею совершенно не сложно.
Минусы:
- Растровое графическое изображение имеет большие размеры и поэтому занимает много памяти. Чтобы его хранить или пересылать требуется довольно много места.
- При масштабировании неизменно будут потери. Преобразование размера растрового графического изображения повлечет за собой ухудшение качества картинки (как результат интерполяции).
Векторное графическое изображение
В векторной графике не задействуются пиксели, тут в ход идут математические формулы. Составляющие элементы векторных графических изображений – это:
- точки;
- прямоугольники;
- многоугольники;
- эллипсы;
- простые и сложные кривые.
Для создания каждого из элементов задаются свои параметры:
- координаты;
- размер;
- цвет;
- толщина всех линий;
- толщина линий контура;
- цвет линий контура;
- степень прозрачности;
- показатель радиуса кривизны и проч.
Пусть, например, вы хотите сделать картину звёздного неба. Тогда необходимо задать компьютеру набор следующих команд:
- Создай пустое поле.
- Сделай градиентную заливку темно синего цвета с переходом сверху вниз от самого темного к более светлому оттенку.
- Поставь точку белого цвета с координатами 10,8, размером 0,5 и непрозрачностью 100%.
- Поставь точку белого цвета с координатами 14,9, размером 0,4 и непрозрачностью 100%.
- Поставь точку белого цвета с координатами 19,31, размером 1,1 и непрозрачностью 100%.
- По такому же принципу добавляете еще 120 точек-звёзд.
К размеру всей картинки привязки нет, то эти формулы подойдут и для рисования телефонной заставки, и громадного билбода 4х6 метров. Что характерно, когда вы увеличиваете изображение — качество не ухудшается. Просто задаете компьютеру желаемый размер рисунка, и программа, соблюдая необходимые пропорции, выдает результат.
Плюсы:
- Векторные графические изображения не содержат много информации, поэтому занимают незначительный объём памяти.
- Любые изменения размера картинки не влияют на её качество, то есть векторная графика хорошо масштабируется.
Минусы:
- Для создания векторного рисунка необходимы вычисления, и чем сложнее изображение, тем более сильные вычислительные мощности требуются.
- Не всегда можно отобразить задуманное именно с помощью векторной графики. Нет смысла задействовать эту технологию, если рисунок нужно сделать довольно сложный по композиции и цветовым оттенкам (придется выстраивать слишком много точек и кривых, процесс получится неоправданно кропотливым).
- Чтобы работать с векторной графикой, необходимо иметь определенный объём дополнительных знаний, потому что здесь используется не совсем привычный подход к созданию изображений.
Наиболее распространенные сферы применения векторной графики – любые материалы для рекламы, иконки, пиктограммы. Главная ценность таких картинок в том, что они сохраняют своё качество при изменении размера.
5 бесплатных графических векторных редакторов
С помощью этих программ вы сможете рисовать и редактировать самые разнообразные масштабируемые графические изображения, а именно: логотипы, интерфейсы и многое другое.
Gravit Designer
Совместим с системами Windows, macOS, Linux.
Gravit Designer (раньше назывался Gravit) — редактор с полным набором функций для разработки дизайна интерфейсов, иконок, иллюстрированных и анимированных презентаций и т.п.
Интерфейс не перегружен, интуитивно понятен, дополнен персональными настройками. Инструментарий Gravit Designer позволяет создавать самые разнообразные, максимально детализованные векторные картинки. Например, для булевых операций есть так называемые неразрушающие функции (с возможностью отмены выполненных операций). Плюс тут встроен достаточно мощный движок для работы с текстами, опции заливки и смешивания (с разными режимами). Имеются инструменты «Нож», «Граф путей».
Vectr
Совместим с системами Windows, macOS, Linux.
Тут есть богатейший функционал для создания векторных графических изображений, плюс куча шрифтов, фильтров, опции по наложению теней. Дизайнеру в его повседневной работе всего этого вполне достаточно. Имеются очень ценные опции совместного редактирования и синхронизации, что позволяет нескольким специалистам, находящимся даже в разных местах, одновременно работать над одним проектом.
SVG-Edit
SVG-Edit — один из лучших онлайн-редакторов для обработки простых SVG-файлов. По своим возможностям практически не уступает Adobe Illustrator.
SVG-Edit базируется на HTML5, CSS3 и JavaScript, при этом все необходимые для работы данные не обрабатываются на серверах. Это редактор с открытым кодом, доступный для скачивания и внесения модификаций с учетом ваших потребностей.
Весь базисный инструментарий для создания векторных графических изображений тут есть, но единственный поддерживаемый формат данной программы – это SVG.
Inkscape
Совместим с системами Windows, macOS, Linux.
Тут есть альфа-смешивание, клонирование объектов, маркеры и иной инструментарий, которого прочие подобные редакторы предложить не могут.
Программа востребована и в полиграфии, и в веб-дизайне благодаря возможности работать с самыми разными цветовыми моделями. Интерфейс несложен, но притом достаточный при реализации комплексных решений.
Ценная фишка данного редактора – наличие инструментов для преобразования растровых графических изображений в векторные, создания контура с переменной шириной, работы с файлами типа Illustrator.
BoxySVG
Совместим с платформой веб.
Пригодится и профессиональным разработчикам, и новичкам. Открыть BoxySVG можно прямо через браузер, программа не уступает по своим возможностям настольным редакторам и позволяет создавать масштабируемые векторные изображения хорошего качества.
4 бесплатных растровых графических редактора
С их помощью можно создавать и видоизменять не масштабируемые изображения и фото.
GIMP
Совместим с платформами: Windows, macOS, Linux.
Программа бесплатная, код – в открытом доступе. Из функционала – рисование, выделение, клонирование, улучшение, работа с цветом и много чего еще. Интерфейс тут не такой, как в Photoshop, но проблем с поиском инструментов не будет.
GIMP применим для работы с наиболее востребованными форматами картинок. Плюс есть встроенный менеджер файлов (вроде Bridge из Adobe).
Photo Pos Pro
Разработан для Windows.
Редактор отлично подойдет тем, кто использует Windows, и кому не нужен широкий опционал (как в GIMP, например). Photo Pos Pro «заточен» на работу с картинками, в нем есть инструменты для манипуляции с контрастностью, насыщенностью, освещением и выполнения прочих более сложных действий.
Читайте также!
Вы легко разберетесь с интерфейсом, а для новичков имеется отличный раздел с подробной справочной информацией. Кроме того, есть куча плагинов и расширений, которые позволяют при необходимости расширить функционал редактора.
Krita
Совместим с Windows, macOS, Linux.
Krita разработан в 1999 году, и в него постоянно вносятся дополнения в соответствии с запросами концепт-художников, иллюстраторов. Добавляются инструменты для дорисовки, работы с текстурами, визуальными эффектами. Доступ к коду программы открыт.
В числе функционала – куча кистей, плюс самые разные плагины (тут и навороченные фильтры, и возможности для управления перспективой и много чего еще).
Из интересного – стабилизаторы кистей (позволяющие делать размытые линии), опция зацикливания (с её помощью создаются сплошные паттерны и текстуры без швов), всплывающая палитра (появляется, когда вам нужно выбрать цвет).
Paint.NET
Разработан для Windows.
Во всех версиях Windows изначально есть Paint. А Paint.NET – это похожая по названию, но уже более функциональная и современная программа для работы с растровыми графическими изображениями.
Пользоваться софтом довольно просто, а чтобы его не усложнять, разработчики совершенствуют возможности редактирования изображений, но особо «не нажимают» на опции графического дизайна. И всё же в Paint.NET есть возможности для работы с перспективой, с пикселями, опция копирования выделенной зоны и много чего еще полезного.
Paint.NET вполне может выступать в качестве альтернативы для Photoshop. В Paint.NET поддерживается многослойность, имеются инструменты выделения, настройки для яркости, контрастности, кривых.
на обучение «Дизайнер» до 24 ноября
В целом, как в растровой, так и в векторной графике присутствуют и плюсы, и минусы. На каком из форматов остановить свой выбор – решайте в каждом случае с учетом того, какую именно идею вам предстоит реализовать.
Как изучить новый, но необычайно перспективный вид деятельности? Станьте специалистом в сфере интернета вещей. Вы познакомитесь с основами программирования и создания устройств для Интернета вещей. Научитесь проектировать, разрабатывать и тестировать умные устройства, которые будут управляться через интернет. Курс проводится профессиональными преподавателями, которые помогут вам освоить все необходимые знания и навыки для успешной карьеры в IT-сфере. Не упустите свой шанс стать разработчиком умных устройств!