Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить бесплатно
Главная БлогЧто такое прототипирование и как оно работает
Что такое прототипирование

Что такое прототипирование и как оно работает

Дата публикации: 26.09.2022
30 071
Время чтения: 14 минут
Дата обновления: 17.11.2024
В статье рассказывается:

Что это такое? Прототипирование – это процесс создания макета сайта, приложения, ПО, физического продукта и т. д. Прототип отвечает требованиям заказчика и исполнителя: зачем нужен конечный продукт, как будет выглядеть, как с ним будут взаимодействовать.

Для чего нужно? Данный этап разработки необходим для экономии времени и денег в дальнейшем. Позволяет выявить цели создания продукта, практически полностью исключает порочную практику переделывания и доделывания.

В статье рассказывается: 
  1. Что такое прототипирование простыми словами
  2. Зачем нужно прототипирование
  3. Виды прототипирования
  4. Прототипирование как первая стадия Product Evolution Canvas
  5. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Что такое прототипирование простыми словами

Прототипирование — это, простыми словами, инструмент проверки идей. Он используется для исследования прогресса и функциональности продукта до начала его фактической разработки и может быть применен на любом этапе проектирования.

Во время этого процесса прототип проходит полный жизненный цикл от идеи до фактического цифрового или физического воплощения. По факту, происходит создание рабочего макета, который позволяет пользователям осуществлять с собой целевые действия до тех пор, пока он находится в рабочем состоянии или до момента, пока не будет собран фактический продукт.

Что такое прототипирование
Что такое прототипирование

Глубинное отличие прототипов состоит в том, что для их появления не нужна и строка кода. Благодаря современным технологиям осуществить проверку можно при помощи одних дизайнеров без привлечения разработчиков.

Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 31987 pdf иконка
Такие возможности существенно снижают стоимость конечного продукта. Прототип тестируют совместно с клиентами и стейкхолдерами. Это помогает заранее устранить ошибки и снизить риски. Грамотно выполненное прототипирование экономит не только деньги, но и временные и трудовые ресурсы компании.

Для чего можно создать моделирование и прототипирование:

  • Любой реально существующий физический продукт: от машины до детской игрушки.
  • Сайты и посадочные страницы. Это нужно для того, чтобы составить представление о том, как будет выглядеть готовый продукт.
  • Компьютерные программы и мобильные приложения.
  • Интерфейсы.
  • Пользовательский опыт.

В задачи прототипирования входит:

  • Проверка нескольких идей и выявление лучшей. Такое становится возможным благодаря тому, что на создание прототипа не нужно много времени, а это значит, что можно быстро проверить сразу ряд гипотез и выявить наиболее перспективную.
  • Выявление ключевых недочетов. Макет помогает не только взглянуть на то, как будет выглядеть финальный продукт, но и отловить основные ошибки, заложенные в нем на момент планирования. Исправив их на этапе прототипирования, вы значительно сократите производственные затраты при создании конечного продукта.
  • Оценка удобства пользования. Проверка юзабилити на этапе разработки и тестирования прототипа — важный шаг в процессе создания продукта. Он помогает заранее просмотреть большинство пользовательских сценариев и по итогу создать то, что устроит потребительские запросы.

Зачем нужно прототипирование

Много думают про прототипирование, что это исключительно создание макета физического продукта, но это не так. Зачастую прототип — это интерактивный проект без кода, который создан для тестирования идеи перед созданием основного продукта. С его помощью можно проверять концепции и дизайнерские решения с реальными пользователями без привлечения команды разработчиков.

Ошибочно считать, что такой подход удлиняет производство и делает его более дорогим. Напротив, это помогает значительно сэкономить не только деньги, но и силы, затрачиваемые на создание проекта в течение всего его жизненного цикла.

Причиной создать прототип может послужить:

  • Параллельное тестирование нескольких идей. Использование макетов дает большой простор для тестирования. Быстрота и простота получения прототипов дает возможность дизайнерам прорабатывать сразу несколько идей, отметая ненужное и доводя до совершенства то, что действительно работает.
  • Поиск утечек. Если вы не понимаете, в чем проблема, разрабатывайте прототип и отдавайте его не тестирование конечным пользователем. Живое взаимодействие юзеров и продукта дает возможность проследить, что работает, а что нет, помогает выявить недочеты и предусмотреть слабые места.
  • Улучшение юзабилити продукта. Удобство пользования — важная составляющая успешного продукта. Технология прототипирования дает дизайнерам широкий спектр возможностей для выявления проблем и вноса необходимых изменений.
  • Вовлечение стейкхолдеров и конечных пользователей в процесс разработки продукта. Привлечение в проект людей из этих категорий помогает дизайнерам лучше понимать для кого они в конечном счете делают то, что делают.
  • Продажа идей. Сложно вдохновляться идеей, гораздо проще тем, что уже работает и вот-вот должно стать революционным прорывом. Прототипы отлично в этом помогают. Они не только продвигают дизайнерские решения внутри организации и за ее пределами, но и позитивно сказываются на возможности рынка создавать новые идеи, запускать амбициозные процессы и разрабатывать продукты будущего.
Только до 25.11
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300

Виды прототипирования

Система прототипирования различается по методам и способам выполнения. Однако главное ее отличие — степень детализации макета. Она бывает трех видов (низкая, средняя и высокая) и зависит от глубины проработки, степени функционального наполнения и уровня конкретизации. Чем выше детализация, тем большее количество ресурсов ей нужно.

Но это не должно быть ключевым показателем для выбора того или иного вида прототипирования. У каждого из них есть свои преимущества и недостатк. В зависимости от того, какой сценарий вы рассматриваете, нужно выбирать конкретный прототип.

Прототипы с низкой детализацией

По-другому их еще называют бумажные. Это простая версия продукта, которая не нуждается в большом количестве времени и усилий. Она легко выполняется и представляет собой усеченную версию конечного продукта. Отлично подходит для тестирования концепций высокого уровня перед основным запуском. Может быть выполнена при помощи ручки и бумаги, не требует дополнительного времени, ресурсов и денег, помогает получить обратную связь на ранней стадии проектирования.

Плюсы:

  • Скорость. Создать такой прототип можно быстро. Очень быстро. Такой вид разработки помогает проверить идею в короткие сроки и с минимальными затратами. Отлично подходит для коллективного брейншторма.
  • Стоимость. Чем ниже детализация, тем меньше стоимость. И дело не только в том, что для создания такого прототипа нужны исключительно ручка и бумага, но и в том, что разработка и прототипирование низкой детализации не занимает много времени, а значит снижаются затраты в том числе и на оплату труда.
  • Вовлеченность. При создании любого продукта значительную роль играют люди, которые над ним трудятся. Данный вид прототипирования помогает сформировать настоящую команду. Он помогает сплотить всех вокруг процесса, дает всем участникам чувство сопричастности, делает их более заинтересованными и эмпатичными как к друг другу, так и к продукту деятельности.
  • Обратная связь. Практика показывает, что пользователи более объективны и беспристрастны в своих оценках макета будущего продукта, если уверены, что на его создание не ушло много времени и сил. Такой вид прототипирования помогает получить максимально реальную оценку, а значит вовремя принять стратегически важные решения.

Недостатки:

  • Несоответствие реальности. Бумага не заменит цифру. Такой прототип не отвечает действительности и мало чем похож на планируемый финальный результат. Это значит, что отзывы юзеров не до конца релевантны, а значит могут ввести продуктовую команду в заблуждение.
  • Ошибочные результаты. Они получаются по причине того, что в таком виде прототипа изначально заложены пробелы, которые пользователи и дизайнеры могут толковать диаметрально противоположными способами. Это искажает обратную связь и может привести к большим проблемам при разработке.

Прототипы средней детализации

Данный вид проектирования носит название макета. Это следующий уровень по глубине проработки, который заключается в создании цифрового черно-белого аналога будущего продукта. Этот метод включает в себя проектирование пользовательских путей и построение информационной архитектуры. Однако он обезличен и лишен внешних атрибутов продукта (брендинга, логотипов и т.д.).

Такой ограничивающий подход во многом выбран не из-за желания сэкономить, а для того, чтобы ограничить пользователя и сфокусировать его на самом важном. Убрав отвлечение на визуал, мы получим доступ к корневому — сути проекта. Сосредоточившись на фундаментальных аспектах дизайна, пользователь сможет лучше разобраться в том, что находится перед ним и какой смысл оно несет.

Прототипы средней детализации
Прототипы средней детализации

Цифровое прототипирование хорошо тем, что в глобальная сеть существенно упрощает работу над ним, так как в интернете содержится множество ресурсов с бесплатными шаблонами для них. Но это не единственные преимущества данного подхода.

Плюсы:

  • Реалистичность. Наличие цифрового макета делает этот метод прототипирования более приближенным к конечному продукту. Это позволит получить отзывы, соответствующие реальности, так как пользователи будут иметь дело с более проработанной версией.
  • Скорость доработки. Из-за лаконичности данного подхода менять прототип гораздо проще и быстрее чем при использовании высокой детализации.
  • Выполнено широкими штрихами. Мелкие детали дают проекту глубину и аутентичность, но прячут за собой основное. Без них проще проверить сердце проекта, то ради чего он фактически создавался — идею.

Минусы:

  • Даже качественно выполненный макет со средней детализацией не сравниться с фактическим продуктом. Даже при высоком качестве быстрое прототипированиене заменит финальной версии, а отзывы будут не до конца соответствовать действительности. Визуал важен, его отсутствие влияет на общее впечатление и обратную связь.

Прототипы высокой детализации

Прототипирование происходит в несколько циклов. Сначала — тестирование низкой и средней детализации, после — высокой. Данный этап выделяет то, что на выходе мы получаем практически готовый продукт. Именно здесь дизайнер брендирует макет, добавляет текст, цвет и анимацию, то есть, другими словами, воплощает интерфейс в жизнь. Чем ближе к завершению, тем важнее проверять гипотезы при помощи высокой детализации. Это поможет значительно снизить риски на этапе разработки.

Плюсы:

  • Опыт взаимодействия, приближенный к реальности. При высокой детализации прототип крайне похож на конечный продукт. Это значит, что при взаимодействии с ним пользователи получат практический опыт, приближенный к реальности.
  • Финальное испытание. Успех на данном этапе снижает общую тревожность за конечный результат. Проведя глубокую проверку, вы сможете спокойней передавать ваши наработки в отдел разработки, так как полноценное макетирование и прототипирование снимает очень много болей и вопросов, в том числе вдохновляет команду и вселяет ей веру в то, что они делают.
  • Инструмент связи с разработкой. Порой бывает непросто наладить общение между дизайнерами и разработчиками. Макет высокой детализации — отличное решение. Он, во-первых, дает видение того, как должен действовать финальный продукт. А, во-вторых, делает коммуникацию проще и понятней для обеих сторон.

Минусы:

  • Финансы. Чем выше детализация, тем дороже проект. Данный метод требует больше всего затрат. Не только финансовых, но временных и человеческих. Нужно очень хорошо обкатать прототип на предыдущих этапах, прежде чем переходить на стадию высокой детализации.
  • Время. На выходе мы получаем продукт, максимально приближенный к конечному результату, поэтому не удивительно, что на его создание требуется дополнительное время.
  • Отзывы. При прототипировании приложений высокой детализации могут закрадываться сомнения в искренности отзывов пользователей. Ранее было отмечено, что человеку сложнее сохранять объективность оценки продукта, если он считает, что было потрачено много сил на его создание.

Прототипирование как первая стадия Product Evolution Canvas

Прототипирование является первой стадией Product Evolution Canvas или, по-русски, полотно развития продукта.

PEC (Product Evolution Canvas) дает продуктовой команде инструмент для мозговых штурмов. Он состоит из следующего:

  • временные рамки;
  • три этапа развития продукта.

И если с первым составляющим PEC вопросов быть не должно, то про развитие продукта нужно поговорить отдельно. Начнем с определения.

Под развитием продукта подразумевают все стадии, которые проходит продукт до выхода на рынок.

Выделяют три стадии развития, каждой из которой характерен свой продукт:

  • минимально-жизнеспособный продукт, прототип;
  • основной продукт;
  • полнофункциональный продукт или идеальное решение проблем клиентов.

По-простому, на первом этапе мы строим землянку — это минимально-жизнеспособный продукт. На втором изготавливаем деревянный сруб, а на третьем возводим дом из кирпичей. Пусть и упрощенно, но данные образы показывают, как работает каждый из этапов. Наш прототип, землянка, уже пригоден для жилья, но в конечном итоге все еще не закрывает все потребности человека, а вот каменный дом — это другое дело.

Прототипирование как первая стадия Product Evolution Canvas
Прототипирование как первая стадия Product Evolution Canvas

Использование методики PEC позволяет наладить диалог между всеми заинтересованными сторонами процесса.

Откройте для себя захватывающий мир IT! Обучайтесь со скидкой до 61% и получайте современную профессию с гарантией трудоустройства. Первый месяц – бесплатно. Выбирайте программу прямо сейчас и станьте востребованным специалистом.

Это происходит за счет того, что этапы позволяют ответить на следующие вопросы по продукту:

  • Что он может сейчас?
  • Как он будет развиваться?
  • На что будет способен в будущем?
  • К какому итогу приведет?

Кроме того, Полотно развития продукта помогает сформулировать:

  • Рабочую стратегию улучшения продукта.
  • Реалистичное представление о дедлайнах.
  • Новые идеи для развития продукта.
  • Лучший способ его презентации.
  • Объединяющую команду идею.
Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку

Однако, как и в любом процессе, с PEC важно научиться работать. Только так возможно получить максимальную пользу от этого инструмента.

Оцените статью:
4.33
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
Читайте также
prev
next
Бесплатные вебинары:
prev
next
Как работает дизайн-студия на примере одного кейса 

Как работает дизайн-студия на примере одного кейса 

Узнать подробнее
Инновационные подходы к обучению информационным технологиям

Инновационные подходы к обучению информационным технологиям

Узнать подробнее
Как стать Python-разработчиком

Как стать Python-разработчиком

Узнать подробнее
Что нужно знать разработчику

Что нужно знать разработчику

Узнать подробнее
Кто такой тестировщик и как им стать

Кто такой тестировщик и как им стать

Узнать подробнее
Чем занимается программист и как им стать

Чем занимается программист и как им стать

Узнать подробнее
Как искусственный интеллект помогает и мешает задачам кибербезопасности

Как искусственный интеллект помогает и мешает задачам кибербезопасности

Узнать подробнее
Бесплатный вебинар про внедрение искусственного интеллекта

Бесплатный вебинар про внедрение искусственного интеллекта

Узнать подробнее
Какие есть профессии в ИТ

Какие есть профессии в ИТ

Узнать подробнее
Смените профессию,
получите новые навыки,
запустите карьеру
Поможем подобрать обучение:
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...