О чем речь? Объяснить, что такое мерч, достаточно просто. Прежде всего следует знать, что слово произошло от английского merchandise, которое переводится как «товар». Сегодня это сленговый термин, означающий некий товар с символикой.
На что обратить внимание? Существуют определенные правила создания хорошего мерча. Если он «выстрелит», его авторы при значительной экономии в деле продвижения получат рост узнаваемости бренда и повышение лояльности уже существующих клиентов.
В статье рассказывается:
- Что такое мерч
- Разновидности мерча
- Варианты использования
- Основные плюсы брендированной продукции
- Кому нужен мерч
- Главные правила создания мерча
- Этапы разработки мерча
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое мерч
Мерчандайз (коротко говорят мерч) – это брендирование какого-либо продукта, который подходит для продажи или в качестве подарка клиенту, партнеру, вообще кому угодно. Мерчем может стать любое стандартное изделие вроде, например, брелка, либо какие-то полезные предметы (футболки, чашки, портмоне и т.п.).
Отвечая простыми словами на вопрос, что такое мерч, можно сказать, что это вещь с символикой конкретной организации, группы, фильма, видеоигры, мероприятия, либо даже человека (блогера, артиста) и т.д. Вообще merch – явление массовое, и все с ним, так или иначе, ежедневно сталкиваются. Самый простой пример – футболки с фотографиями рок-групп.
Либо фигурки и статуэтки мультяшных и киноперсонажей, которые продаются в качестве сувениров или просто как игрушки. Мерч в обычной жизни встречается буквально на каждом шагу.
Где и когда зародилось это понятие? Зачинателями стали в 60-х годах прошлого века известные рок-музыканты, которые придумали дарить своим поклонникам футболки с собственными фотографиями. Так в гардеробе у фанатов появились первые брендированные вещи. Пока на майке не написано имя популярной личности – это просто майка. Но как только на ней напечатали фото рок-группы, известного футболиста и т.п., она становится артефактом, вещью, которая демонстрирует взгляды, приверженность к определенным тенденциям.
Постепенно такие фанатские «штуки» вошли в моду и даже стали мелькать в коллекциях у именитых дизайнеров. Например, Вивьен Вествуд («королева панк-рока», как её называют) еще в 1977 году реализовала свою весьма дерзкую идею, выпустив футболки, на которых красовалась королева Елизавета с застегнутыми на булавку губами и принт Sex Pistols. Сегодня подобных мерчей полно, и их можно купить где угодно. Всюду продаются вещи с логотипами и фото обложек групп Metallica, Black Sabbath, The Doors и многих прочих.
Разновидности мерча
В качестве мерча, с учетом преследуемых задач, может выступать:
- Одежда и аксессуары: майки, толстовки, брелоки, портмоне и т.п.
- Сувенирная продукция: ручки, записные книжки, флешки (вручаются при случае заказчикам, партнерам).
- Дорогостоящая одежда, предметы роскоши: такие вещи часто создаются в сотрудничестве со знаменитыми модельерами, художниками.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Мерчи делятся по тематике и сфере использования. Они бывают:
- Музыкальные: от известных исполнителей, групп.
- Спортивные: от известных брендов, популярных команд.
- Политические: официальные мерчиот партий, организаций, объединений.
- Социальные: созданные для определенных кампаний, иногда выпускаются некоммерческими формирования.
- Мерч-коллаборация: совместное «детище», создаваемое компаниями по договоренности либо с участием популярных дизайнеров, художников (когда выходит ограниченная коллекция неких фирменных вещей). Это способствует повышению спроса и «подтягивает» сразу несколько разных целевых аудиторий.
Читайте также!
По дизайнерскому оформлению мерчи делятся на:
- Лаконичные: там лишь корпоративные цвета, возможно логотип, а то и без него.
- Содержательные: с логотипом, какими-то цитатами, слоганами и т.п.
- Креативные: когда через мерч передается некая уникальная идея (посредством самого предмета, его оформления, материалов, ассоциаций и т.п.).
Варианты использования
Мерчи полезны как для крупного, так и мелкого бизнеса в качестве инструментов продвижения. Использовать их можно по-разному:
- Просто раздавать (бесплатно). Этим, как правило, занимаются промоутеры на каких-либо тематических мероприятиях, где бизнес выступает в качестве спонсора и т.п.
- Разыгрывать в качестве приза. Его вручают сотрудникам компании на каких-нибудь внутренних соревнованиях, или мерч становится призом для конкурса в соцсетях (когда нужно раскрутить страницу).
- Дарить сотрудникам. Можно преподносить новичкам в подарок набор брендированных изделий. В него включают что угодно, с учетом профессии и сферы деятельности. К примеру, для сотрудников офиса – ручки, записные книжки. А людям, работающим на улице – униформа с логотипом компании. Абсолютно всем можно вручать какие-то полезные предметы (кружку, зонт и т.п.).
- Дарить партнерам по бизнесу. Мерч тут выступает в качестве знака внимания компании к своим контрагентам.
- Продавать. Бренд, который уже приобрел достаточную популярность, можно успешно продавать всем желающим, к примеру, через интернет.
- Задействовать в благотворительных целях. В качестве мерча тут выступают какие-то полезные предметы, и их передают тем, кто в них нуждается. Либо устраивают аукцион с участием клиентов и партнеров.
Основные плюсы брендированной продукции
Брендированные изделия помогают формированию и поддержанию репутации компании. Вот что они дают фирме:
- Лояльность. Клиенты, получившие подарок, с удовольствием обращаются повторно. Презенты, врученные, например, к Новому году, дню рождения, создают некую эмоциональную привязанность.
- Узнаваемость. В основном мерчи – это предметы для постоянного использования, и они работают как реклама. Футболку человек носит повсюду, а из кружки пьет на работе. И айдентика компании ежедневно попадается на глаза очень большому количеству людей.
- Получение прибыли. Подобную продукцию охотно покупают. Представьте, для примера, сколько прибыли дала продажа предметов, брендированных под тематику вселенной Звездных войн! И не забывайте, что на конкретном фильме можно хорошо заработать единожды, но потом не один год иметь отличный доход на продаже мерча по кино-вселенной. Примерно так же и в музыкальной сфере. Альбом человек купит лишь раз, но мерчв виде футболок и иных предметов приобретают снова и снова.
- «Народный телеграф». Человек, получивший в подарок мерч, обязательно расскажет о нем друзьям, знакомым, родственникам и порекомендует обратиться именно в вашу компанию. А это – новый поток клиентов.
- Реклама, не требующая существенных расходов. Изделия для производства мерчей обычно покупают недорогие (конечно, с учетом аудитории распространения) и потом печатают на них нужные изображения. Тут важно найти надежного поставщика и получить у него хорошую скидку на опт. Как результат – недорогой продукт вполне приличного качества.
Кому нужен мерч
В первую очередь мерч необходим там, где задействуется массовый маркетинг. То есть, если ваш кофе, например, есть на полках супермаркетов по всей стране, то имеет смысл выпустить 10 000 брендовых кружек для вручения постоянным покупателям. Но для маленькой кофейни в районном центре раздача кружек посетителям себя не окупит.
на курсы от GeekBrains до 01 декабря
И не ждите, что мерч от небольшого бизнеса станет легко и быстро продаваться. Это будет интересно лишь тем, кто непосредственно связан с брендом. То есть, люди охотнее купят футболку с Симпсонами, чем с логотипом школы танцев, например.
Главные правила создания мерча
Полезность мерча для получателей
В качестве удачного примера полезного мерча можно привести товары от кофейни ABC Roasters. Тут клиентам предлагают брендированный термос (чтобы кофе как можно дольше не остывал), бутылки воды (чтобы брать с собой, когда нужно) и небольшой зонтик с логотипом кофейни (на случай внезапного дождя). Эти предметы, конечно, служат напоминанием о любимой кофейне, однако еще и очень полезны в повседневной жизни.
Актуальность мерча
Вы, как владелец бизнеса, сами должны быть в этом заинтересованы. Когда человек получает не просто полезную, но еще и современную, красивую вещь, он похвастается ею в соцсетях, притом не забудет вас отметить. Получается что-то вроде рекомендательного спроса: человек похвалил бренд перед всеми друзьями, и к вам за счет этого подтягивается новая аудитория.
Информативность мерча
То есть, мерч должен заявлять о вас. Как это реализуется? Чаще всего используют логотип и фирменные цвета компании. Ярчайшие примеры – решения от таких «монстров» моды, как Gucci, Celine и других.
Все они предлагают свои брендированные футболки, толстовки, сумки. Это вещи не из коллекций, поэтому цены на них чуть ниже, следовательно, и покупают их активнее.
Из отечественных примеров – коллекции мерча от «Альфа-банка». Тут в изделиях вы увидите логотип и фирменный красный цвет. Активнее всего в интернет-магазине компании раскупают красно-белые носки с надписью «Не за что краснеть», а также толстовки с красной полоской и изображением льва.
Это не просто рекламные вещи, которые, получив в подарок от партнеров по бизнесу, вы засунете в дальний угол шкафа и забудете о них. Это вполне интересные носки и толстовки, которые можно с удовольствием носить, особенно поклонникам стритвира.
Этапы разработки мерча
Конечно, разработка мерча требует максимально креативного подхода, однако и тут можно выделить несколько общих для всех шагов:
- Определите цели. Для чего вы создаете мерч? Чтобы разрекламировать бренд, порадовать клиентов или привлечь внимание аудитории за счет выпуска необычных изделий?
- Подумайте, для кого вы делаете мерч. Если ваши покупатели — молодые люди и подростки, то цветные яркие худи – то, что нужно. Но для серьезных специалистов более старшего возраста подготовьте решения сдержаннее и посерьезнее.
- Изложите идею, которую хотите донести до аудитории с помощью мерча. К примеру, возьмите собственный слоган или некую общую мысль (о свободе, дружелюбии, стабильности и т.п.). На премьере сериала «Бесит» (2021 год) присутствующим вручали видеокассеты в фирменной упаковке. Смотреть их, конечно, не на чем, и это отлично перекликается с названием фильма.
Читайте также!
Инфлюенсер: как выбрать и сотрудничатьПодробнее - Решите, какие именно вещи (цвет, материал, форма) лучше всего подойдут в качестве брендированной продукции. Если во главе угла забота о себе, то это могут быть теплые тапочки, пижама. Производители Rolls-Royce кладут в специальный отсек на передней дверце машины фирменный зонт компании для водителя на случай дождя.
- Просчитайте бюджет, наметьте сроки. Это имеет значение при выборе технологии изготовления продукции, касается вопросов её количества и качества. Если денег в обрез и сделать всё надо быстро, закупите готовые футболки и напечатайте на них картинку. Но если бюджет позволяет, то можно заказатьв качестве мерча худи фирменных цветов, с вышивкой либо вообще поручить хорошему дизайнеру полную разработку концепции.
- Проштудируйте технические требования. У разных предметов и материалов они свои. При подготовке дизайна об этом нужно помнить. Например, принт на кружку наносится непременно с отступами по краям, по-другому сделать не выйдет.
- Начните выпускать изделия. Пусть фабрика сделает партию продукции, или типография напечатает нужные принты. Лучше для пробы изготовить тестовый образец, оценить качество готового мерча (передачу цвета и прочие параметры).
Разумеется, тенденции постоянно меняются. Многие сегодня предпочитает уходить от привычной классики и использовать что-то креативное. Классный мерч способен притянуть к компании хороший поток новых клиентов. Маркетологи советуют здесь не скромничать, а, наоборот, проявить фантазию по максимуму. Придумывайте яркие, оригинальные вещи, привлекающие внимание своими расцветками и дизайном. Мерч следует рассматривать как полноценную коммуникационную систему, меняющую восприятие бренда и отношение к нему.