Что такое фича? Это слово, как и другие термины в программировании, заимствовано из английского языка. Feature в переводе означает «особенность». И программисты стали применять это слово для обозначения необычных свойств своих программ.
На что обратить внимание? Забавно то, что такие необычные свойства могут иметь и негативный подтекст, который, тем не менее, вызывает гордость своего «создателя». Из этого родилась знакомая многим поговорка «Это не баг, а фича». И вот как она может стать полезной для вашего продукта.
В статье рассказывается:
- Что такое фича простыми словами
- Основные отличия бага от фичи
- иды фич
- 5 задач, которые выполняет фича продукта
- Как внедрить фичу в продукт
- Где искать идеи для фичи
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое фича простыми словами
Понять, что такое фича, можно с помощью ассоциации. Вспомним эволюционное развитие животных. Каждое важное изменение: появление легких и выход из воды, внутриутробное развитие для сохранности детеныша, прямохождение у приматов и другие подобные скачки эволюции можно назвать фичей.
Чаще всего это слово можно услышать применительно к играм, сайтам, программам и прочим продуктам IT-сферы. Именно оттуда понятие «фича» вошло в молодежный сленг.
Разберем, что такое фича на компьютерном сленге. Здесь есть два оттенка значения.
Фича в программировании игр
Именно в мире компьютерных игр большая часть пользователей познакомилась с этим словом. Во время игры можно столкнуться с багами – так называют ошибки при написании программы для игры.
Приведем в пример ошибку из игры StarCraft от Blizzard. По задумке, Муталиск (моб Зергов) должен в определенный момент оставаться на месте, но вместо этого он двигался в направлении атаки. Этот баг оказался полезным, так как оживлял игру, которая стала подвижней и насыщенней. Поэтому во второй части игры эта ошибка была допущена специально, то есть баг превратился в фичу.
Иногда та или иная ошибка программиста может принести пользу, хотя изначально такая функция не предусматривалась.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
От программистов можно услышать фразу «не баг, а фича», даже если изначально это было ошибкой кого-то из них.
Фича в IT-сфере
Кроме программирования игр, вклад в распространение понятия «фича» внесла IT-сфера. Так, шифрование стало фичей для сети Telegram, а возможность регистрации только по приглашению является фичей «Клабхауса».
Наиболее часто фича используется при работе с сайтами. Это может быть неповторимый стиль, способ размещения информации и другие особенности.
Работники IT-сферы иногда первым делом сообщают заказчику о фичах, чтобы он понял, какими особенностями обладает данный продукт.
Основные отличия бага от фичи
Теперь нужно понять, что такое баг и что такое фича и как отличить одно от другого. Разница заключается в функции. Если возникла ошибка, мешающая пользоваться продуктом, например, она тормозит игру, то это баг. От него необходимо избавиться, и чем скорее, тем лучше.
Фича, наоборот, не только не мешает, но может стать полезной. Даже когда талантливый художник пролил на готовый рисунок кофе, он обыграет это пятно, добавив картине уникальности. В результате рисунок даже возрастет в цене.
Пример из игры «Марио»: прыгая на первом уровне, можно случайно наткнуться на невидимый грибок. В результате у игрока появится дополнительная жизнь. Подобные невидимые фичи есть в разных играх. Найти их можно как случайно, так и изучив намеки авторов (вспомните подсказки от IT-романтика из фильма «Первому игроку приготовиться»).
Итак, отличие бага от фичи очень простое. Когда мы не видим помех или неприятностей от той или иной особенности, перед нами фича.
Вспомним несколько багов из компьютерных игр, ставших фичей:
- пышные формы Лары Крофт возникли из-за ошибки оцифровки при создании персонажа;
- случайное появление блоков с несколькими монетками в Super Mario, которые разработчики оставили как неплохую идею;
- незапланированное комбо в Street Fighter перешло в другие файтинги, так как пользователи оценили эту функцию;
- создавая свинью, разработчик случайно поменял в коде местами длину и высоту, и таким образом в Minecraft появился крипер.
Виды фич
Сейчас среди компьютерщиков и маркетологов слово фича используется как полноценный термин. Появилась даже своя классификация.
Убойная, или «киллинг-фича» (killing feature)
Так называют свойство, делающее продукт уникальным, значительно выделяющее его среди конкурентов и способное вывести его в лидеры рынка. Убойной фичей может стать как часть, так и весь продукт полностью. Это может быть новая технология или такая особенность, которой нет (и вряд ли в ближайшее время будет) у конкурентов.
Читайте также!
Примеры:
- Скейтборд. Это изобретение любителей серфинга, которым хотелось в отсутствие волн кататься хотя бы по берегу. Компания Makaha Surf & Ski Skateboard выпустила первую модель, и их изделия были вне конкуренции примерно 10 лет. Только после этого конкуренты стали делать подобные доски.
- Множество убойных фич возникло в сфере компьютерных технологий: сенсорные экраны, блютус, облачные вычисления и так далее.
Эту разновидность фичи можно назвать двигателем прогресса. Но вскоре киллинг-фича может стать базовой, так как конкуренты стараются повторить идею или использовать ее по-своему.
Базовая фича
Базовой, или основной, является фича, благодаря которой продукт становится ценным для потребителя. Без нее пользоваться этим продуктом перестанут.
Скачать файлПримеры:
- Функция шифрования данных в Telegram– именно то, что привлекает к нему пользователей.
- Наличие колесиков у чемодана для тяжелых грузов – важная деталь, которая и заставляет его покупать, ведь перемещение с ним становится проще.
Вау-фича
Речь идет о неожиданной особенности, которая становится приятным дополнением. Она может заставить сделать выбор в пользу данного продукта, так как он выигрывает в сравнении с аналогичными.
Примеры:
- Подсветка электрического чайника: кипячение воды от этого не зависит, но возникает ощущение уюта.
- Заранее указанная стоимость поездки в приложении для вызова такси: клиенту легче принять решение, если он сразу узнает, сколько нужно будет заплатить.
Но сработает вау-фича, только когда все базовые функции в наличии и работают как надо. В противном случае она не будет иметь значения, так как является только бонусом к основным характеристикам продукта.
5 задач, которые выполняет фича продукта
Выяснив, что такое фича продукта, мы понимаем, какую роль она играет в получении прибыли (привлекает покупателей и увеличивает продажи).
на обучение «Инженер-программист» до 24 ноября
Вот главные задачи, решаемые с помощью дополнительных «фишек»:
- Продукт становится удобнее, устраняются недостатки, пропущенные на первых этапах, польза для покупателя увеличивается.
- Благодаря вау-фиче среди конкурентов продукт становится более привлекательным.
- Базовая фича создает привычку у пользователей и удерживает их.
- Киллинг-фичи помогают завоевать новые участки рынка или делают продукт уникальным, отстраивая от конкурентов.
- С помощью фичи строится стратегия и направление развития продукта. Роль играют в том числе неудачные решения, так как помогают понять, что не нравится потребителям. А это значит, это направление нужно изменить.
Читайте также!
Продукт, в котором не появляются новые фичи, становится неинтересен, перестает приносить пользу, и аудитория обращается к конкурентам. Это заставляет маркетологов и предпринимателей постоянно генерировать новые идеи, проверять их и внедрять в жизнь. Таким образом продукт становится более привлекательным для пользователей, что позволяет бизнесу развиваться.
Как внедрить фичу в продукт
Задачи фичи в концепции продукта следующие:
- Заставляет пользователей возвращаться. Механизм возвращения основан на том, что людей привлекают особенности сайта, приложения или другого продукта и они привыкают к их использованию.
- Специальные метрики позволяют понять, насколько активны пользователи продукта.
- Повышают число возвращений, вовлекают пользователей и увеличивают уровень монетизации.
Обычно фичи создаются отдельно от основной разработки продукта. Этапы создания можно выделить следующие:
- Сформулировать, какие цели должны быть достигнуты с помощью фич: оторваться от конкурентов, увеличить количество платных подписок и т. д.
- Выбрать основные и вспомогательные метрики: количество зарегистрировавшихся посетителей сайта, удержание пользователей, активация тех, для кого фича является ценной.
- Собрать идеи, для чего можно использовать опросы, интервью, А/В-тестирование, UX-тестирование, видеозаписи сессий, продуктовую аналитику, анализ конкурентов.
- Создать структуру идей, то есть отсортировать их по компонентам, сферам применения, по таким признакам, как стратегическая важность, взаимосвязи проблем пользователей и востребованности фич.
- Расставить приоритеты для создания фич. Здесь существует два критерия: ценность (то есть вклад в продукт) и затраты труда для реализации фичи. В соответствии с этими признаками деление принято такое:
- Quick Wins – те, что быстро создаются и несут наибольшую ценность;
- Big Bets – имеют большую ценность, но сложны в реализации;
- Maybes – реализовать их легко, но ценность небольшая, поэтому их разработку можно отложить;
- Time Sinks – не имеют приоритета.
- Отобрать фичи по критериям, оценку производят по шкале от 0 до 10. Критерии такие: целевые метрики, увеличение прибыли, привлечение аудитории и ее удержание, стратегическая ценность и другие.
- Внедрить фичу и проверить результаты. Что такое фича в тестировании: могут обнаружиться фичи, приводящие к торможению развития продукта (их нужно устранить), и могут появиться новые варианты функции.
Где искать идеи для фичи
Чтобы фича появилась, нужно ее придумать. Чаще всего идеи подают пользователи. Их жалобы, советы, прямые запросы подсказывают, в каком направлении работать.
Для того чтобы появились идеи, стоит уделить внимание:
- запросам, поступающим в службу поддержки;
- наиболее популярным страницам и вкладкам, чтобы понять, что привлекает посетителей;
- отзывам, среди которых встречаются просьбы о добавлении некоторых функций;
- жалобам, по которым можно понять потребности клиентов;
- предложениям разработчиков: они замечают неочевидные недостатки или возможные плюсы продукта;
- случайным ошибкам, ведь многие баги превратились в фичи из-за того, что их не заметили сразу, а потом они оказались интересными (упомянутые криперы в Minecraf и прыжки Super Mario).
Понять, что такое фича в программировании, чем она отличается от бага и как это понятие используется в маркетинге, несложно. Труднее будет создать действительно ценную фичу. Но если это удастся, ваш продукт может стать неповторимым.
Ищете самую востребованную и высокооплачиваемую профессию? Станьте DevOps-инженером с нуля. Присоединяйтесь к нашему курсу, где вы освоите все необходимые навыки для работы в индустрии разработки программного обеспечения. Получите практический опыт в автоматизации процессов, контейнеризации, управлении конфигурациями. Научитесь автоматизировать процессы разработки и внедрения ПО, организовать непрерывную интеграцию и доставку (CI/CD), работать с облачными сервисами, Docker и Kubernetes. Запишись сейчас и открой двери в мир возможностей DevOps.