Что это? Бихевиоризм – направление в психологии, объясняющее действия человека с точки зрения поведенческих триггеров и окружения, которое влияет на поведение. Изначально концепция создавалась на изучении повадок животных.
Для чего? Классический бихевиоризм в чистом виде как направление психологии изжил себя. Его дополнили другие заключения ученых, давшие новые названия ответвлениям теории. Какая бы версия ни рассматривалась, сегодня каждый может многое почерпнуть из бихевиоризма.
В статье рассказывается:
- Суть бихевиоризма
- Основные положения, сильные и слабые стороны бихевиоризма
- Классическое направление бихевиоризма Дж. Уотсона
- Бихевиоризм в интерпретации Э. Торндайка
- Бихевиоризм Б. Скиннера
- Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена
- Чему может научить бихевиоризм
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Суть бихевиоризма
Это название получило одно из направлений в психологии, изучающее поведение человека. Изначально предметом бихевиоризма было исследование поведения животных в рамках биологии, но потом к этому добавился социальный аспект. Термин имеет английские корни и происходит от слова behavior – «поведение».
Психологи-бихевиористы выбрали для изучения самую простую универсальную схему, которая прекрасно объясняет наше поведение. В нее входят два компонента – стимул и реакция. Другими словами, большое значение отводится механическому влиянию внешней среды, благодаря которому мы совершаем различные действия.
Если, к примеру, будет поставлена задача выяснить, почему господин X или госпожа Y поступили именно так, а не по-другому, то сначала надо самым подробным образом описать поведение этих людей, затем найти в их окружении стимул, который заставил так себя вести, и после этого установить связь между стимулом и реакцией на него у господина X и госпожи Y.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Схема достаточно проста, но ее применение подразумевает знания психологии, социологии, философии. И если начинался бихевиоризм как физиологическое учение, где простейшие связи выглядели как «видишь пищу – выделяется слюна», то в отношении человека все схемы стали гораздо сложнее.
Основные положения, сильные и слабые стороны бихевиоризма
Сегодня бихевиоризм в психологии – это отдельное фундаментальное направление, в котором можно выделить несколько основных положений. Мы дадим их в краткой форме, а тем, кто захочет глубже погрузиться в тему, советуем изучить работы Торндайка, Уотсона и других авторов:
- предметом бихевиоризма является изучение поведения человека и животных;
- изучение лучше всего проводить методом наблюдения;
- все существование человека, как в психическом, так и в физиологическом плане, определяется его поступками;
- действия человека и животных обоснованы их двигательными реакциями на внешние раздражающие факторы – стимулы;
- если известно, что это за раздражитель, то можно с большой точностью предопределить и ответную реакцию;
- отсюда главная цель бихевиоризма – предсказать возможное поведение особи;
- при использовании схемы «стимул – реакция» ответные действия людей и животных можно предопределить и держать под контролем;
- реакции индивида могут быть наследственными (безусловные рефлексы) или приобретенными (условные рефлексы);
- привычное поведение человека является следствием обучения, в процессе которого успешные реакции повторяются много раз и в результате запоминаются, превращаясь в автоматические и легко воспроизводимые;
- выработка условных рефлексов формирует навыки;
- к навыкам относятся мышление и речь;
- не растерять приобретенные навыки помогает механизм памяти;
- развитие психических реакций происходит в течение всей жизни;
- на процесс развития психических реакций влияет окружающая среда – условия жизни, близкие люди и т.д.;
- проявление эмоций – это своеобразная реакция на поступающие извне положительные и отрицательные стимулы.
Из этих тезисов становится ясно, почему идеи нового направления в психологии оказали такое заметное влияние и на сообщество ученых, и на обывателей. Передовое учение поначалу окружал искренний энтузиазм, но ничего не бывает в науке только хорошего или только плохого. Любое научное движение имеет свои плюсы и минусы. Есть они и у бихевиоризма:
- Для своего времени бихевиоризм стал передовым методом, направленным на изучение поведения. Это понятно, поскольку до его появления наука занималась изучением одного лишь сознания, не учитывая влияние на него объективной реальности. Но и со своей стороны бихевиористы тоже подошли к решению проблемы однобоко, не рассматривая сознание вовсе.
- Приверженцы учения изучали поведенческие функции человека и животных только с помощью метода наблюдения. В результате они полностью игнорировали не только сознание, но и психические, и физиологические процессы, внешние проявления которых были недоступны наблюдениям.
- Из теории бихевиоризма следовало, что ученый может направлять поведение индивида в соответствии со своими нуждами и задачами. Но такой подход к изучению получился безжизненным, поведение объекта объяснялось набором самых элементарных реакций. Сама личность человека не имела для ученых никакого значения.
- Поэтому все практические изыскания бихевиористов базировались на лабораторном эксперименте. В их работу входили также опыты не только над животными, но и над людьми. Особых различий между поведением людей, зверей и птиц они не установили.
- Последователи бихевиоризма определили механизм выработки навыков у человека без учета мотивации и психического фактора – а ведь именно они служат основой его функционирования. К тому же они совершенно не учитывали влияние социального фактора.
Эти существенные с точки зрения современной психологии недостатки довели некогда прогрессивное научное направление до такого состояния, что оно не поддавалось уже никакой критике. Но с подведением итогов мы пока повременим. Чтобы представить полную картину учения, следует познакомиться с направлениями, возникшими на основе классического бихевиоризма, а также с наиболее известными их последователями.
Классическое направление бихевиоризма Дж. Уотсона
Основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон. Своими исследованиями он пытался поднять психологию до уровня естественных наук, чтобы при ее изучении можно было пользоваться объективными методами.
Организм и человека, и животного умеет приспосабливаться к окружающему миру, используя для этого врожденные и приобретенные навыки поведения. По Уотсону все психические действия воспринимались как поведение. Другими словами, поведение – это объединение реакций организма на стимулы, по принципу «стимул – реакция». Джон Уотсон был уверен, что, если подобрать правильный стимул, то можно сформировать в индивиде нужные навыки и качества.
Читайте также!
Когда русский физиолог И.П. Павлов открыл и описал классические условные рефлексы, он и не предполагал, что его исследования лягут в основу бихевиоризма. Уотсон внимательно изучил работы Павлова и пришел к выводу, что наблюдение за поведением индивида сводится к описанию стимулов (S) и реакций (R). Хотя сам Павлов считал данный вывод ошибочным и утверждал, что его просто не так поняли.
Чтобы доказать правильность бихевиористической теории, Джон Уотсон и Розали Рейнер решили поставить эксперимент, который вошел в историю науки как «маленький Альберт».
Для своих экспериментов Уотсон и Рейнер выбрали нормально развитого 11-месячного малыша Альберта. Сначала, они проверили реакцию Альберта на то, что он видел у них в руках – белую крысу, маску, горящую бумагу и хлопковую пряжу. Ни один из предметов не вызвал страха у ребенка.
Затем они решили сформировать реакцию страха. В тот момент, когда Альберту давали поиграть с белой крысой, один из экспериментаторов сильно бил молотком по металлическому листу, но так, чтобы малыш его не видел. Альберта громкий звук удара каждый раз пугал. В дальнейшем ребенок стал бояться и белой крысы, хотя звука в момент ее появления могло и не быть. В результате у маленького Альберта закрепился условный рефлекс страха на крысу.
Через пять дней эксперимент продолжили. На другие предметы у Альберта не было никакой реакции, а вот крысы он продолжал бояться. Тогда исследователи решили проверить, не перешла ли его реакция страха на других животных или на схожие по внешнему виду предметы. Им удалось выяснить, что малыша действительно пугают животные и предметы, не имеющие отношения к крысе, например, кролик (сильно), собака (слабо).
Бихевиоризм в интерпретации Э. Торндайка
Эдвард Торндайк – выдающийся американский психолог. Он разработал теорию научения, стал автором научных трудов – «Интеллект животных», «Основы обучения» и др. Последователем бихевиоризма Торндайк себя не считал, хотя многие его законы и исследования как раз говорят об обратном.
Под руководством своего наставника У. Джеймса, еще в Гарварде, Э. Торндайк начал проводить опыты над животными. В подвале дома Джеймса он занимался тем, что обучал цыплят находить выход из лабиринта. Поскольку в университете для подобных опытов места не было, то именно этот подвал можно считать первой в мире экспериментальной лабораторией по зоопсихологии и изучению бихевиоризма.
В основном экспериментаторы работали с кошками, но были разработаны такие же ящики и для собак, и для обезьян. Животное могло выйти из ящика и получить лакомство только в том случае, если производило нужное действие – нажимало на пружину, дергало за веревку и т.п. По результатам исследований строились графики, названные «кривыми научения». Целью этой научной работы было изучение двигательных реакций животных.
Эксперимент показал однотипность поведения животных. Сначала их движения носили беспорядочный характер – они бросались на стенки ящика, кусали его, царапали, пока случайно одно из движений не попадало в цель. Последующие опыты показали, что число хаотичных движений уменьшалось, животное все быстрее находило выход, пока не начинало делать это без ошибок. Данный вид обучения получил название метода «проб и ошибок».
Затем Торндайк занялся изучением того, как связи, лежащие в основе научения, зависят от поощрения и наказания. Результаты этой научной работы позволили сформулировать основные законы научения.
- Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее и прочнее она закрепляется в сознании.
- Закон эффекта — в одной и той же повторяющейся ситуации при прочих равных условиях более прочные связи возникают у реакции, вызвавшей чувство удовлетворения. Другими словами, связи будут устанавливаться успешнее, если при реагировании на стимул выдается угощение.
- Закон готовности — новые связи образуются в том случае, если субъект к этому готов.
- Закон ассоциативного сдвига — если одновременно появляются два раздражителя, один из которых вызывает положительную реакцию, то со временем и на другой появится точно такая же реакция. Получается, что нейтральный по своему значению стимул, который сознание объединило по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужную реакцию.
На основе проведенных экспериментов Торндайк вывел концепцию «распространения эффекта». Это означает, что субъект готов усвоить новую информацию из областей, смежных с уже изученными. Психолог также заметил ситуации, в которых одно уже освоенное действие может помешать обучению другому («проактивное торможение»), а научение новому виду деятельности может уничтожить то, что было выучено ранее («ретроактивное торможение»).
Так работает память. Какой-то изученный материал может быть забыт не только по истечении длительного периода времени, но и в связи с влиянием на сознание индивида иных видов деятельности.
Бихевиоризм Б. Скиннера
Бернес Скиннер, известный американский психолог и писатель, продолжил развитие бихевиоризма, используя идеи Дж. Уотсона, разработавшего теорию оперантного научения.
Он называл организм человека «черным ящиком», в котором лежат эмоции, мотивы, влечения – все то, что по мнению ученого нельзя объективно измерить. Следовательно, их не надо включать в перечень объектов эмпирического наблюдения. А вот поведение Скиннер активно измерял.
При этом он считал, что поведение человека направляет или стимулирует не его личность (потребности, мысли, чувства), а какие-то внешние силы (окружающая среда). По Скиннеру изучение личности связано с определением характера взаимоотношений между поведением индивида и результатами этих поступков, которые в дальнейшем оказывают на него влияние. Такой подход нацелен на прогнозирование и контроль наблюдаемого поведения.
Б. Скиннера, как и Дж. Уотсона в свое время, очень интересовало явление научения. Он взял за основу эффект, открытый Э. Торндайком, и сформулировал свою концепцию оперантного научения.
Оперантное научение в бихевиоризме – это метод обучения, включающий в себя систему поощрений и наказаний, призванную укрепить или сократить приобретенный тип поведения. При этом научаемый индивид связывает свое дальнейшее поведение с результатом этих действий. Метод направлен на закрепление поведения, которое контролирует индивид.
К примеру, человек хочет, чтобы собака выполняла определенную команду. Когда она это делает, то получает награду в виде похвалы, ласки или лакомства. Если собака команду не выполнила, то поощрение ей не достается. В результате собака улавливает связь между определенным поведением и получением награды, а последующие тренировки эту связь укрепляют.
Точно так же собаку можно отучить грызть обувь. Только в этом случае за каждое нарушение пса надо наказывать (например, отругать). Получился наглядный пример метода «кнута и пряника».
Скиннер спроектировал специальное устройство, получившее впоследствии название «ящик Скиннера», в которое он сажал голодных животных или птиц (крыс, голубей). Ящик был абсолютно пуст, только на дне был смонтирован выступающий рычаг, под которым стояла небольшая емкость. Крыса, оказавшись внутри, начинала изучать пространство, в какой-то момент натыкалась на рычаг и нажимала его.
После того, как крыса начнет с определенной периодичностью нажимать на рычаг, исследователь подключает к устройству кассету с пищей, установленную снаружи. Как только крыса давит на рычаг, в емкость под ним падает небольшой кусочек. Крыса лакомится и вскоре снова давит на дно ящика. Поскольку после каждого нажатия в тарелку падает еда, это заставляет крысу увеличить частоту своих действий. После отсоединения кассеты пища перестает появляться после давления на рычаг, и число нажатий будет постепенно уменьшаться.
Скиннер определил экспериментально, что выученная реакция при отсутствии подкрепления угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. В ходе исследования можно установить дополнительный критерий – подавать пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при включенной лампочке. Таким образом у крысы вырабатывается условная реакция при избирательном подкреплении. В данном случае свет – это контролирующий реакцию стимул.
Кроме всего прочего Скиннер вывел положения о двух видах поведения: респондентном и оперантном.
- Респондентное поведение — это определенная реакция, вызванная хорошо знакомым стимулом. При этом стимул всегда предшествует реакции. Например, сужение зрачка при ярком свете, движение колена при ударе по нему молоточком, дрожь при низкой температуре воздуха.
- Оперантное поведение — это любые приобретенные реакции без характерного стимула. Поведение, выработанное оперантным научением, зависит от тех событий, которые наступают после реакции. Или, другими словами, за поведением идет следствие, и составляющие этого следствия влияют на желание индивида вести себя также в дальнейшем.
Примеры оперантной реакции (операнты) – катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени. Они контролируются результатами соответствующего поведения.
Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена
Эдвард Толмен известен как американский психолог, представитель необихевиоризма, автор концепции «когнитивных карт», разработавший когнитивный бихевиоризм.
Он не принял открытый Э. Торндайком закон эффекта, утверждая, что вознаграждения (поощрения) практически не влияют на научение, и предложил свою когнитивную теорию. По убеждению Э. Толмена только постоянное выполнение одного и того же действия укрепляет возникающие связи между окружающей средой и предположениями организма.
Ученый выдвинул идею, что поведение следует рассматривать как функцию пяти основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст.
Толмен считал, что бихевиористская модель S-R является неполной – формула поведения должна выглядеть так: стимул (независимая переменная) — организм (промежуточные переменные) — реакция (зависимая переменная), т.е. S-O-R.
К промежуточным переменным относится все, что связано с организмом (О) и способно сформировать реакцию поведения на конкретное раздражение. Получается, что среднее звено состоит из психических моментов, за которыми нельзя вести прямое наблюдение (например, ощущения, знания, ожидания и т.п.). В качестве примера можно взять чувство голода, которое экспериментатор не в состоянии разглядеть у подопытного объекта. Но в то же время голод объективно связан с переменными, участвующими в эксперименте, например, с промежутком времени, в течение которого индивид был лишен пищи.
На поведение животных оказывают влияние своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты». Это субъективная картина с пространственными координатами, возникающая у конкретной особи, благодаря которой она воспринимает отдельные локальные объекты. Эти «карты» животное генерирует само, чтобы ориентироваться в лабиринте, знать, куда и как ему надо двигаться, чтобы выбраться из ловушки.
Положение о том, что психические картины, возникающие в мозгу, могут служить регулятором действия, подтверждено гештальт теорией. С учетом данного положения Толмен разработал собственную теорию, которую назвали когнитивным бихевиоризмом.
Чему может научить бихевиоризм
Несмотря на серьезную критику, некоторые положения и направления бихевиоризма не утратили своей актуальности и сегодня.
Сильное воздействие окружающей среды на человека
Бихевиоризму уже больше 100 лет, но этот принцип продолжает оставаться одним из основных в психологии. Все наши страхи, переживания, комплексы по мнению психологов кроются во внешних причинах.
По мнению одного из известных бихевиористов, Бернеса Фредерика Скиннера, большинство наших действий зависит от реакции на них окружающей среды. Человек запоминает, как на его поведение отреагировали окружающие, и в дальнейшем корректирует свои поступки с учетом предполагаемых последствий. Люди быстро усваивают, как надо себя вести, чтобы добиться положительного результата и по возможности избежать отрицательного. Если хотите сохранить собственное лицо, постоянно анализируйте свои действия: действительно ли вы поступили так по своему желанию, или на вас повлияли какие-то внешние факторы.
Влияние на поведение людей
Последователи социального бихевиоризма практически отрицали роль личности в поведении человека, приписывая ведущую роль внешнему воздействию. Они заявляли, например, что из ребенка, помещенного в полностью контролируемую среду, можно вырастить кого угодно. И считали, что его способности, склонности и желания не будут при этом иметь почти никакого значения.
Сегодня понятно, что это серьезное заблуждение. К примеру, воспитанники детского дома растут примерно в одних и тех же социальных условиях, но в результате становятся разными людьми с собственным характером.
Но какое-то зерно истины в идеях бихевиоризма все же есть. Возьмем рекламу. Маркетологи способны с помощью ее многократного повторения сформировать у потребителей желание приобрести этот продукт. А ведь это наглядный пример схемы «стимул – реакция», только немного усложненный: в рекламном ролике многократно звучит призыв купить товар, и у вас начинает появляться мысль о том, что он вам действительно необходим. Так что прежде, чем что-нибудь приобрести, подумайте – а не навеяно ли это решение слишком назойливой рекламой.
Борьба с причиной психологической проблемы, а не с ее последствиями
Когнитивисты фокусируют свое внимание на поиске источника проблем, а не на исправлении последствий. Именно этот принцип лег в основу когнитивно-поведенческой терапии, которая помогает человеку отказаться от определенных привычек, изменить образ действий и мыслей таким образом, чтобы избежать негативных психологических эффектов. К примеру, слишком эмоционально реагировать на поведение окружающих.
Поощрение эффективнее, чем наказание
Награда укрепляет определенное поведение, а наказание отталкивает от него. Именно так организована работа системы школьных оценок.
Читайте также!
Но по мнению бихевиористов все не так просто. Скиннер утверждал, что роль пряника важнее, чем кнута. Ученый придерживался той точки зрения, что поощрение является лучшим стимулом для человека, в то время как наказание не отталкивает от плохих поступков, а только заставляет искать другие пути для их совершения. Например, обманывать. Так что, если хотите сформировать у себя или у кого-то другого хорошие привычки и свести к минимуму плохие, то чаще говорите похвальные слова.
на курсы от GeekBrains до 08 декабря
Подведем итоги бихевиористских исследований: выработка частичного понимания человеком своего и чужого поведения, открытие возможности создания условий, которые способны подвигнуть к выполнению определенных действий. Но при этом и поведение отдельного человека влияет на его окружение, вызывая собой конкретную реакцию людей.