Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить курсы бесплатно
ГлавнаяБлогАндрагогика: как и зачем учить взрослых
Андрагогика
27.06.2023
2 830
Время чтения: 15 минут

Андрагогика: как и зачем учить взрослых

27.06.2023
2 830
Время чтения: 15 минут
Сохранить статью:
Сохранить статью:

Что это? Андрагогика – дисциплина, суть которой заключается в обучении новым навыкам и знаниям людей с жизненным опытом. Это как педагогика, только не для детей, а для взрослых.

Отличия от педагогики? Принципы обучения в андрагогике отличаются от педагогических подходов к работе с младшими группами. Это акцент на самостоятельное изучение дисциплины, другие мотивационные триггеры, смещенный фокус обучения.

В статье рассказывается:

  1. Суть андрагогики и предпосылки к развитию дисциплины
  2. Принципиальные отличия андрагогики от педагогики
  3. Создание условий обучения согласно принципам андрагогики
  4. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Суть андрагогики и предпосылки к развитию дисциплины

Современные реалии таковы, что концепция единственной профессии утратила свою актуальность. Ей на замену пришла теория lifelong learning — обучение на протяжении всей жизни. Педагогика — наука о воспитании, развитии и образовании человека. Как правило, речь здесь идет об индивидах в детском и юношеском возрасте. Обучение взрослых имеет ряд отличий, их изучение лежит в зоне ответственности андрагогики.

Суть андрагогики и предпосылки к развитию дисциплины
Суть андрагогики и предпосылки к развитию дисциплины

Мир трансформируется стремительно. Лишь за последние 15 лет изменений произошло больше, чем за предшествующие 100 лет. Еще 13 лет назад суммарный объем созданной за все время информации составил 1,5 зеттабайта. Чтобы вы представляли, что это значит, отметим, что такой вес данных равняется сумме максимальной памяти на 34 миллиардах смартфонов. Имеется предположение, что спустя два года, в 2025, эта цифра вырастет до 175 зеттабайт. Человеческому мозгу такая величина кажется невообразимой.

Создание и накопление информации протекают в быстром темпе, сведения становятся все более доступными. В связи с этим отношение к обучению становится иным. Энциклопедическое знание и механистические навыки уже не столь ценны, как это было раньше. Формы обучения, в рамках которых ученики зубрили, повторяли монотонные действия, тоже утратили свою актуальность.

Сегодня нужно развивать другие умения – метанавыки, которые позволяют произвести синтез знаний из разнообразных источников, соединив их с собственным опытом. Такой подход дает возможность создать свою уникальную базу знаний.

Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 27973 pdf иконка

Каждый из нас знает, что такое педагогика. А вот понятие «андрагогика» знакомо далеко не всем, несмотря на то, что зарождение наук происходило одновременно. Давайте разбираться, почему.

Если подойти к вопросу с традиционной точки зрения, то стоит отметь, что упор всегда делался на развитие индивида, приобретение им навыков в детском и юношеском возрасте, то есть речь о педагогике. Профессиональные знания и умения можно было получить в цехах и мастерских, университетах, где изучались точные и гуманитарные науки. До середины XX века такую возможность имели далеко не все. В то время человек получал одну профессию и работал по специальности всю жизнь. Именно поэтому андрагогика до 1980-х годов была неактуальна.

Как правило, взрослые не нуждались в новых навыках, им не нужно было переучиваться. Наши родители, бабушки и дедушки всю жизнь работали на одном предприятии и не меняли сферу деятельности. Тогда это было нормой. Сегодня такую ситуацию представить крайне сложно.

В 1980-х годах мир стал глобальным. Особенно сильно это было заметно после падения Берлинской стены. В это время предприятия поняли, что могут больше не ограничиваться территорией одного государства.

Все большее количество компаний принимали решение о выходе на мировой уровень, у сотрудников тоже появилась возможность выхода на глобальный рынок труда. Технологии развивались быстро, поэтому фирмы меняли методы производства, автоматизировали процессы, за счет чего шел перенос в страны, где рабочая сила дешевле.

В этот период работники впервые столкнулись с отсутствием стабильности и необходимостью вносить коррективы в привычную деятельность и комплекс компетенций. Многие из них были вынуждены менять профессию в разгар карьеры. Это обуславливает требование переучиваться, причем приобретение новых навыков и умений должно формироваться быстро и эффективно на базе реальной практики, а не теории.

Именно так и появилась и андрагогика как технология обучения взрослых. Тогда же ученый из Америки Малком Ноулз опубликовал фундаментальный труд «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В этом издании были приведены формулировки основных принципов андрагогики.

Принципиальные отличия андрагогики от педагогики

Малком Ноулз в этом труде выделяет главные факторы, которые, по его мнению, обязательно нужно учитывать в преподавании. Здесь же приводится противопоставление характеристик учеников-детей и качеств, присущих обучающимся взрослым.

Потребность в знаниях и готовность учиться

Детьми знания рассматриваются как инструменты-помощники в выполнении заданий и получении высоких оценок. Для взрослого обучающего это – метод решения практических задач.

Предыдущий опыт

Взрослый человек в процессе обучения применяет имеющийся за его плечами опыт. У ребенка в прошлом его не было, что объясняет открытость младшего поколения ко всему неизвестному.

Фокус обучения

Принципиальные отличия андрагогики от педагогики
Принципиальные отличия андрагогики от педагогики

В детском и юношеском возрасте дети воспринимают изучение отдельных дисциплин как приобретение знаний по определенному предмету, к примеру, математике или обществознанию. Они не задумываются о том, как будут использовать то, что приобрели в рамках образовательного процесса. Взрослый человек лучше воспринимает теорию, если знает, как и где сможет ее применять, он опирается на контекст реальных жизненных ситуаций. Следовательно, обучение должно быть междисциплинарным и практико-ориентированным.

Самоидентификация

Главную роль в педагогике играет учитель. В основе андрагогики – ученик, это объясняется тем, что взрослые люди неохотно воспринимают наставления других. Роль педагога здесь заключается в оказании помощи обучающемуся в преодолении представления о получающем знания/навыки как о зависимом субъекте. Преподаватель учит самостоятельному регулированию собственной деятельности и принятию на себя ответственности за ее результат.

Доминирующий тип мотивации

Если говорить о детях, то у них вперед выходят внешние стимулы: получить хорошую оценку, услышать похвалу от родителей/учителя. У взрослых преобладает внутренняя мотивация: хочется добиться удовлетворения своих интересов, которые не зависят от окружения. Если это не удастся, велика вероятность, что они бросят учебу.

Силы извне, такие как баллы, рейтинг, повышение на работе, признание, тоже имеют ценность, но их эффект кратковременен. В связи с этим большое количество образовательных платформ в центр внимания ставят целеполагание учеников.

Кроме того, дети и взрослые по-разному воспринимают информацию. Первым интересно познать все вокруг, это очень важно для выживания в современном мире. Но когда человек взрослеет, он постепенно становится ригидным, не испытывает необходимости в обучении, так как основные навыки и знания уже получены.

Взрослый умеет выборочно концентрировать внимание, но у этой особенности есть не только достоинства. Среди ее минусов стоит выделить выученную невнимательность. Она часто – причина попадания в ловушку обучения: мощный когнитивный контроль препятствует усвоению новой и важной информации, нет возможности посмотреть на проблему с другой стороны.

В 2021 году учеными из Университета штата Огайо был проведен интересный эксперимент с детьми 4 лет и взрослыми. Каждому были показаны картинки с несуществующими персонажами. Задача – опознать их по 2 признакам: цвету и наличию усиков. Так как взрослые имеют большее число способностей и определенный уровень квалификации, то они справились с заданием быстрее.

Позже ученые предложили распознать героев по строению тела. Тут лучшие результаты – у малышей: им гораздо проще мыслить нешаблонно, они лучше воспринимают информацию. Старшие фокусировали свое внимание на тех критериях, которые были заданы в самом начале, а когда условия изменились, они продолжили руководствоваться прежними данными.

Создание условий обучения согласно принципам андрагогики

Перед созданием условий для образования на основе андрагогики, нужно понять, как учитесь именно вы. В этом вам помогут следующие упражнения:

  • Необходимо вспомнить свой образовательный опыт и определить в нем те моменты, когда вы чувствовали себя уверенно, ощущали удовлетворенность процессом и осознавали его пользу

Это и есть то, что может заставить человека вновь приступить к обучению.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 05 мая
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку

Не стоит игнорировать и негативный опыт. Его нужно разобрать, выяснить причины, которые обусловили дискомфорт в образовательном процессе. Также важно определить, что повлияло на снижение эффективности получения знаний. Помимо контента, необходимо оценить формат обучения, его темп, каналы подачи информации (визуальный, аудиальный, кинестетический). Что было комфортнее: занятия в группах или индивидуальный формат? Также следует ответить на вопрос, какая последовательность понравилась больше: практика, а потом теория, или наоборот. При анализе нужно попытаться выявить закономерность.

Сопоставьте образовательный процесс с происходящими в то время в жизни событиями. Если в этот период вы занимались спортом, попробуйте дать оценку: оказала ли физическая активность воздействие на учебную практику.

  • Составьте перечень положительных составляющих образовательного опыта

Именно они формируют максимально комфортную среду для обучения. Еще один список должен включать в себя негативные элементы – они составляют неблагоприятный фон этого процесса.

Только до 6.05
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300

Если вы не можете вспомнить все составляющие, формируйте перечни на основании того, что можете воспроизвести. Перед вами задача – сменить направление с негативного на позитивное.

  • Организуйте обратную связь

Помните о том, что знание – это коллективное, а человек – существо социальное. Вы будете усваивать новую информацию и навыки лишь тогда, когда вам будет с кем обсудить прогресс.

Организация обратной связи возможна практически в любом коллективе – в семье, среди коллег. Вы можете найти собеседников в Интернете, создать там блог. Обратную связь дадут читатели и слушатели. Пишите статьи, делайте подкасты, рассказывайте о своих результатах подписчикам в социальных сетях. Старайтесь общаться с экспертами, будет неплохо, если лично посетите профильную конференцию или деловое мероприятие.

  • Слушайте себя

Обязательно изучайте свои индивидуальные особенности.

Чтобы узнать больше о собственной специфике, практикуйте саморефлексию, а также используйте разные тесты, примеры которых приведем ниже:

Создание условий обучения согласно принципам андрагогики
Создание условий обучения согласно принципам андрагогики
  • Тест Майер-Бриггс. Это исследование позволяет определить тип личности и сфокусировать внимание на том, как вы воспринимаете окружающее и принимаете решения.
  • Тест «Визуал – аудиал – кинестетик». Пройдя его, вы узнаете, какой канал восприятия информации вам подходит более всего.
  • ТестHBDI (Hermann Brain Dominance Instrument). После прохождения его вы узнаете о своем типе мышления, который базируется на когнитивных предпочтениях.
Важно понимать, что ни один из приведенных тестов не раскроет всех особенностей личности.

Чтобы правильно понять свой настрой, можно использовать учебный метод – «Пирамида Дилтса», который содержит в себе 6 уровней целеполагания: окружение, поведение, способности, убеждения/ценности, идентичность, миссия. Нужно найти соответствие между вашей проблемой и одним из этих уровней. Обычно решение вопроса находится выше на пару ступеней. Пример: если необходимо изменить свое поведение, значит, есть смысл сконцентрироваться на убеждениях и ценностях.

В педагогике основное внимание уделяется результатам обучения и оценке. Прямое тому доказательство – широкое разнообразие экзаменов, тестирований, зачетов и контрольных работ. Скорее всего, у вас не раз возникало чувство, что смысл учебы – не в полученных знаниях, а в том, как работу оценят на экзамене. Многие забывают все, что учили, после получения оценки.

В современной андрагогике все не так: равный фокус делается и на результаты, и на процесс. Такой подход позволяет наслаждаться учебой. Здесь можно отследить, как меняются установки, взгляды и ценности во время обучения, а не после его завершения. Особенность андрагогики: возможность очень быстро соотнести образовательный опыт и реальную жизнь, скорректировать процесс и ощутить удовлетворение от него, что улучшает запоминание, осмысление информации.

Ищете идеальный старт в мире IT? Познакомьтесь с основами программирования, базами данных, системами аналитики и многим другим. Научитесь основам машинного обучения и глубокого обучения, созданию нейронных сетей и анализу данных с интенсивным курсом разработчика искусственного интеллекта. В будущем ваше умение создавать умные и интуитивно понятные решения поможет улучшить мир.
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )
Поделиться статьей
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
До конца акции осталось
0 дней 00:00:00
Получите бесплатно 3 курса для лёгкого старта работы в IT
  • Начни зарабатывать от 210 000 ₽ в ИТ-сфере
  • Работай там, где ты хочешь: дома, на море, и даже на концерте
Получить бесплатно
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...