— Расскажи, где ты работаешь и как пришёл в профессию.
— Я работаю продакт-менеджером со специализацией «Искусственный интеллект» в компании ВКонтакте. Мне захотелось пойти в IT где-то 15 лет назад. Тогда я хорошо написал детскую олимпиаду по математике и смог поступить в лицей информационных технологий при Бауманке.
Дальше был путь по накатанной 一 олимпиады, стартапы со второго курса. Они привели меня в продуктовую часть. Большая часть из них потом прогорела. Из четырёх стартапов, которые я делал, три обанкротились сразу, четвёртый обанкротился позже. Но за то время мы успели поднять какое-то количество инвестиций, заработать деньги и потом их потерять.
После банкротства мы вернули инвестору средства, и я пошёл в корпорацию. Меня забрала к себе Наталья Касперская, а моим руководителем тогда был Андрей Арефьев. Я пришёл туда делать продукт по исследованию поведенческих аномалий.
— Как продакт работает с поведенческими аномалиями?
— Компании нужно было, чтобы за её периметр не уходила конфиденциальная информация. Как это сделать? Проанализировать, как ведут себя люди. Например, некоторые сотрудники своим поведением на компьютере показывают определённые аномалии. Эти аномалии можно интерпретировать так, что человек хочет совершить какое-то действие. С помощью искусственного интеллекта можно выявлять паттерны поведения, к чему склонен человек.
— Когда у тебя появился первый компьютер?
— Первый компьютер у меня появился лет в 13. Я играл в «Принца Персии». Уже на тот момент эта игра была старой, но мне она казалась чем-то невероятным. Меня восхищало, что я могу не только смотреть на телевизор, но и управлять фигуркой в телевизоре. Мы записывали игру на несколько маленьких дисков, потому что на один она не влезала. Поэтому нам нужно было каким-то образом совместить информацию на диске, чтобы сделать запуск. Это было моё самое первое прикосновение к миру IT.
— Нужно ли математическое образование, чтобы работать в IT?
— Я всегда думал, что разработчики 一 это достаточно жёсткие математики, и моя теория оправдалась. Большая часть ребят, с которыми я работал или работаю сейчас, знают основы математики или получили математическое образование. Это важно, потому что моя сфера последние лет пять тесно связана с искусственным интеллектом и блокчейном. У кого-то из моих коллег даже есть докторская, кто-то получил степень. Математическое или техническое образование сильно помогает в разработке. Любой технарь имеет какое-то базовое представление о математике и о логических структурах, поэтому они клёвые разработчики.
Вся наша жизнь 一 это последовательность, некий алгоритм. Это может быть рекурсия, когда всё замкнуто само в себя, а может быть законченный алгоритм. Если ты понимаешь, как он идёт, то ты можешь написать программу с описанием того или иного паттерна поведения. Неважно, что это будет: приложение для заказа еды, образовательный проект, социальная сеть, сложная блокчейн-система или информационная безопасность. Это всё законченные алгоритмы с понятным началом, понятными данными и понятным концом.
— Поговорим о продуктовой разработке. Как попасть в эту сферу?
Я считаю, что научиться быть продактом невозможно. Но есть курсы, которые могут подсказать, как и куда нужно копать. Один из таких курсов я сейчас веду в GeekBrains.
Я уверен, что пока вы сами не пройдёте эту практику, пока вы не провалите два, три, пять проектов, вы не сможете сделать что-то успешное. Нужно несколько раз провалить проекты, потерять свои и, возможно, чужие деньги. И только тогда вы поймёте, как на самом деле работает рынок и продуктовая разработка.
— А как у тебя проходил процесс обучения?
В своё время я так и не смог определиться, кем хочу быть: менеджером, математиком или разработчиком. Поэтому я пошёл в Бауманку. Там есть факультет, который готовит специалистов сразу по двум специальностям, называется «Инженерный бизнес-менеджмент». Первые два курса 一 это математика, статистика, различные математические науки и базовые основы программирования. Третий и четвёртый курсы 一 это бухгалтерия, менеджмент, финансы и всё, что связано с управлением людьми и компаниями.
Я до сих пор нахожусь на том же самом стыке. С одной стороны, я могу написать код, понимаю, как работают те или иные алгоритмы и программы. Но сам руками я ничего не делаю, а только помогаю людям строить планы и гипотезы, как нужно сделать код, чтобы пользователь получил конечный продукт.
Да, у меня есть второе образование. Даже нельзя полностью сказать «образование» 一 магистратура физтеха, кафедра концептуального анализа и проектирования. Это что-то среднее между математической логикой и философией. Там учат применять математические структуры в консалтинге, управлении компаниями и обработке документов.
Представьте, что можно сделать документ, к которому невозможно придраться ни одному юристу. С помощью математических алгоритмов вы можете создать такой документ для компании, которой это важно. Абсолютно невероятно, когда вы с помощью базовых понятий выстраиваете документ так, что к нему невозможно найти ни одного ключика. Это одна из сфер, которой занимается концептуальный анализ.
— Как бы ты объяснил шестилетнему ребёнку, чем ты занимаешься?
— Я бы рассказал всё через пример, понятный ему. Например, так: «Наверняка ты ел мороженое. Мороженое кто-то придумал. И вот я 一 тот человек, который сказал, что тебе нужно мороженое, и сделал так, что люди и фабрики совместились в нужную цепочку. Чтобы от одной идеи в итоге оно пришло к тебе и ты смог его съесть».
Продуктовая разработка строится от понимания человеческих потребностей до момента, когда человек получил что-то в руки и закрыл свою ценность. Как продуктовый разработчик, ты выстраиваешь коммуникацию между идеей, потребностью человека и предоставлением этой ценности. Понятно, что это делается с огромным количеством команд: разработчики, дизайнеры, стейкхолдеры. Продакт 一 это человек, который объединяет идеи и команды единой линией, единым вектором. Его задача 一 выстроить процесс максимально гладко, дать пользователю ценность и закрыть его боль.
Например, летом нет мороженого на каждом углу. Это боль. Возможно, найдётся продакт, который сделает дроны, приносящие мороженое. Или мороженое, которое можно получить в лоточке по QR-коду. Наверняка кто-то это сделает. Продакты реализовывают идею.
— Расскажи про ключевые навыки, необходимые для продакта.
— У менеджера продукта есть определённый набор hard и soft skills. О них можно много где прочитать. Я нашёл свой ключик к профессии продакта 一 делать продукты человечнее.
Что такое человечный продукт? Это продукт, которым тебе реально приятно пользоваться. Он не просто закрывает какую-то потребность или боль, а доставляет удовольствие при использовании.
Хороший пример 一 банк Тинькофф. Это самый удобный, самый человечный банк с точки зрения отношения к пользователю. Как у любого продукта, у него есть свои минусы. Но у Тинькофф самая лучшая поддержка: мне никогда не приходилось ждать, кому-то звонить 一 мне сразу отвечали. Если я буду в очень неприятной ситуации без денег, люди на той стороне помогут мне решить эту проблему. Не буду углубляться в кейсы, но такое было не раз.
Ещё один пример человечного продукта, который реально нужен пользователю, 一 это поддержка ВКонтакте. Были случаи, когда в поддержку пишет человек, что его бросила девушка и ему очень тяжело и грустно. Он спрашивает совета, что ему приготовить, чтобы стало полегче. И член поддержки отвечает: «Всё хорошо, не волнуйся, такое бывает, тебе нужно это пережить. Держись, мы с тобой». Потом мой коллега идёт на сайт с рецептами, выискивает более-менее подходящий вариант и скидывает ссылку 一 например, сырники с клубникой. И это настоящий индивидуальный подход к человеку. Это решение проблемы, даже если сервис не должен её решать. Он старается донести до человека пользу, добро и человечность. Я считаю, что все продукты должны быть такими.
— Как ты решил пойти в продакты?
— Профессию я выбирал сложно, но на самом деле выбор был довольно очевиден. Я с детства был на сцене: меня заставляли играть на трубе. В какой-то момент я понял, что мне нравится общаться с людьми, что я от этого кайфую. Я выбирал из двух направлений: либо идти в IT-продажи, либо ещё куда-то общаться с людьми. В сфере IT это как раз проджект или продакт. Так я и пришёл в продуктовую часть.
При этом я считаю, что больше нет различия между продактами и проджектами. Несколько лет назад оно было очень сильным и разделило две специальности. Но сейчас они схлопываются обратно. Да, проджект 一 он больше про команду, про цели и задачи. А продакт 一 про видение определённого продукта. Но бэкграунд у них одинаковый.
Продакты и проджекты 一 это люди, которые защищают своих ребят, свою команду. Такой umbrella-щит, который не позволяет менеджеру со стороны прийти и сказать, что твой разработчик сделал какую-то фигню. Задача продакта или проджекта 一 не дать этому менеджеру дойти до этого разработчика, встать щитом и поговорить с этим менеджером. Если он действительно прав, то самому пойти дать втык разработчику. Главное 一 никто не должен нападать на твою команду со стороны. Нужно защищать своих ребят и выступать питчером их идей, защитником команды на разного уровня мероприятиях. И продакт, и проджект 一 это ребята, которые про команду, про питчинг идей и про презентацию команды внутри корпорации. И, конечно же, про внешнюю защиту.
— Чем именно ты сейчас занимаешься?
— Моя работа сейчас заключается в том, чтобы искать потребности в машинном обучении внутри бизнеса ВКонтакте или Mail.ru Group. Потом делать так, чтобы модели, которые создаёт моя команда, реализовывались. Мы делаем крутые технологии по заказу бизнеса и знаем, какой примерно вектор развития ему нужен. Стараемся совместить реальную бизнес-ценность с тем, что мы сделали. Работа заключается в том, чтобы пойти в бизнес и узнать его проблемы, затем донести до команды, как бизнес видит эти решения, и узнать, сможем ли мы это сделать. Если мы можем, то дать фидбэк бизнесу, очертить ресурсы, время и ожидания. Последнее особенно важно проговорить, чтобы, когда мы придём с результатом, ожидания совпали.
Если ожидания бизнеса и результаты команды не сходятся, это становится большой проблемой. Значит, в какой-то момент был потерян коннект от проджекта или продакта.
— Поделись, как начать работу в IT, если до этого работал в другой сфере.
— Нужно сделать несколько простых действий. Первое 一 найти человека из этой сферы, от которого вы тащитесь. Вот прям увидеть его и упасть ему на хвост. Аккуратно писать в личке, спрашивать, может ли он помочь с продвижением или хотя бы со списком литературы. Второе 一 устроиться на работу в адекватную корпорацию, где есть специалисты по продакт-менеджменту, и следить за тем, как они ведут работу. Стараться помогать, даже если в вашей компетенции нет задач по продакт- или проджект-менеджменту. Постоянно говорить: «Я умею вот это, чем я могу тебе помочь?». Смотреть и пробовать.
В продакты идут из тестирования, из фронтенд- и бэкенд-разработки, из самых разных сфер. Я знаю девочку, которая раньше была владельцем кофейни, а потом решила всё поменять. Нашла нужного человека и сейчас работает продактом в Яндексе. Ищите того, за кем вы можете пойти, у кого вы можете набираться опыта и знаний, за кем вы можете наблюдать.
Даже если на старте у вас нет капитала, который можно вложить в своё образование, смотрите на YouTube видео с разными спикерами. Например, видео с конференции ProductSense 2018–2020 годов. Они бесплатные. Посмотрите то, что выкладывает Школа менеджеров Яндекса, посмотрите вводные курсы GeekBrains и Skillbox. Поймите, надо ли оно вам. Начните читать литературу 一 её много на рынке. И через месяц-два вы будете понимать терминологию и отрасли в сфере продакт-менеджмента. Вы разберётесь, куда можно пойти, какие есть пути в продакт.
— Конкуренция на рынке вакансий сейчас очень высока. Как сделать так, чтобы тебя заметили?
Чтобы ваше резюме на позицию проджект-менеджера или стажёра заинтересовало HR-отдел, вам нужны тестовые кейсы. Например, у вас есть какая-то боль и вы пытаетесь её решить. Это может быть просто в голове или на бумажке. Можно взять бесплатное приложение и нарисовать там мокап небольшого сервиса, который решает вашу боль. И это уже будет хорошо. Можно зайти в Figma и научиться прототипированию 一 двух недель вам точно хватит, чтобы сделать простой прототип. Выложите его где-нибудь 一 пусть люди из сферы смотрят и комментируют. Нужно вливаться в эту тусовку, она супероткрытая и не требует денежных вложений. Она требует только времени и желания туда идти.
Я не знаю ни одного человека, который бы реально хотел войти в продакт, а потом бы сказал: «Не получается, уйду». От этого пути в карьере может остановить или ваша лень, или непредвиденные факторы. Всё, дальше надо работать.
— Получится ли продуктовому разработчику работать удалённо?
Продакт-менеджмент 一 одна из тех IT-профессий, которая хоть и требует вашего присутствия в офисе, но достаточно легко поддаётся удалённой работе. Вы можете спокойно работать из дома из любого региона, взаимодействовать с командой в Zoom, Slack или ещё где-то.
— А какой разброс в зарплатах?
— Стажёр или junior-продакт получает меньше, чем фронтенд-разработчик, 一 от 60 до 100 тыс. руб. Что такое junior? Вы знаете терминологию, у вас есть понимание, как работает отрасль, и есть какие-то базовые знания. То есть junior 一 это не тот человек, который с нуля пришёл набираться опыта. Это человек, который потратил 2–3 месяца на самостоятельное обучение, и ему не нужно изучать базу в компании.
Дальше идёт уровень middle. Я видел ребят, которые поднимались от junior до middle с разной скоростью: кто-то за полгода, а кто-то за пять лет. Последним не нужно было быстро идти вперёд, они делали свою работу 一 полезные для людей вещи. Но не хотели расти и просто помогали компании на своём уровне компетенций. Middle уже сравнивается по зарплате с разработчиками. По моим ощущениям, middle в Москве 一 это от 150 до 250 тыс. руб. в зависимости от корпорации, где вы будете работать.
Интересный момент, что в России сейчас довольно сильно развивается менеджерская отрасль, нацеленная на продукты. Зарплаты можно представить на линейной функции: junior-продакт будет получать меньше junior-разработчика, зарплаты обеих профессий на уровне middle будут одинаковые, а senior-продакт будет получать больше, чем разработчик того же уровня. Потому что это уже менеджмент. Как раз на том уровне, когда senior-разработчик достигает своего максимума, ему нужно прыгать в менеджеры. Отличное решение, если вы хотите заработать большое количество денег.
Senior может получать 400–500 тыс. руб. Это абсолютно нормальная планка. Сейчас это сопоставимо с доходами в Европе и Азии на ориентировочно таких же позициях после уплаты налогов. Да, там изначально платят больше, но из этих денег будет 40% налогов. Поэтому на руках остаётся от 300 до 500–600 тыс. руб. Чем выше мы идём в карьере, тем у нас больше разброс. Сначала 60–100 тыс. руб., потом 150–250 тыс. руб., потом 300–600 тыс. руб.
— Чего бы ты ещё хотел добиться? Что попробовать?
— Моя личная цель 一 сделать так, чтобы не было продуктов, на которые потрачено большое количество денег и усилий, но которые ушли в стол. К сожалению, у меня были такие проекты, и мне жутко обидно за себя и за команду. В то время в большей степени это была моя ошибка, что я не смог довести их до конца.
Вторая цель 一 сделать так, чтобы продукты были человечными, чтобы ими было приятно пользоваться. Есть сервисы, которые вроде бы решают ваши проблемы, но этими сервисами неприятно пользоваться. Хочется поскорее оттуда уйти и прийти к приятному и человечному.
Делать сервис человечным и удобным 一 это не настолько сложная задача. Нужно дать задание нескольким UX-инженерам, расписать карту CJM и проанализировать, как построить путь пользователя. Почему-то некоторые корпоративные стандарты не позволяют тратить на это деньги или считают, что им и так неплохо. Моя цель 一 сделать так, чтобы продукты, которые выходят сейчас на рынок, были реально человечными и очень приятными.
— Расскажи о проекте, которым ты больше всего гордишься.
— Команда, в которой я работаю, сделала расшифровку речи, распознавание голосовых сообщений. Люди ненавидят голосовые сообщения. Моя команда додумалась сделать так, что голосовые сообщения распознаются в текст и вам больше не надо ничего прослушивать. При этом у нас есть ненормативная лексика 一 вы точно поймёте, что вам сказал человек. Распознаются сленг и фон: если на заднем плане лают собаки, едет метро или вам что-то пытаются неформально объяснить, мы всё это расшифруем и покажем.
Чтобы это реализовать, нам пришлось обратиться к нашим бета-тестерам, а это несколько тысяч человек. Мы сгенерировали тексты с неформальной лексикой и сленгом, раздали их, и бета-тестеры записывали голосовые сообщения для дальнейшей расшифровки. Тысячи людей старались ради вас, чтобы сделать продукт, заточенный под нашу аудиторию. Круто!
Я не хочу называть продукты и сферы, с которыми я бы хотел работать, потому что всё очень быстро меняется. Если я сейчас скажу одно, а потом к этому не приду, мне будет немного грустно. Но я точно знаю, что хочу делать вау-фичи, я хочу удивлять пользователей, давать им то, чего раньше не было. Это как раз про искусственный интеллект: приходя в эту сферу, вы можете закрывать то, чего раньше не было. И пользователи удивляются 一 а что, так можно было?
Яндекс недавно опубликовал, что его команда экспериментирует с технологией синхронного перевода видео. То есть человек говорит на китайском, технология распознаёт его речь и переводит на русский. В итоге в видео речь зачитывается искусственным голосом уже на русском и ровно в текст губ, когда говорит спикер. Невероятно! Да, технология пока тяжело работает, но пройдёт 10 лет и всё будет. Ребята из Яндекса 一 одни из первых, кто делает такие продукты. Я хочу делать примерно те же самые вау-фичи. У ВКонтакте тоже есть куда расти, чтобы люди сказали «Вау!». Это меня драйвит.
— Кто тебя вдохновляет?
— Люди, которыми я вдохновляюсь, 一 это мои родители, которые дали мне изначальное понимание, как устроен этот мир. Большое влияние на меня оказал инвестор, который поверил в один из моих стартапов. Он помог мне понять, что зарабатывать много 一 это нормально, что делать массовый продукт 一 это нормально, и не надо бояться. Да, там есть фейлы, и не всё будет гладко. Но если ты не рискнёшь, ты никогда этого не достанешь. Вроде бы банальная вещь, но когда человек прошёл через большое количество факапов и в итоге стал очень крутым предпринимателем 一 это показатель. Он иллюстрирует возможности на своём примере и подбадривает тебя, это невероятно. Поэтому главный совет тем, кто идёт в продакт-менеджеры, 一 пойдите за кем-то, подружитесь с тем, кто вам нравится. Пусть этот человек поверит в вас, и это будет сильно драйвить.
— Ты сказал, что ведёшь курс GeekBrains. Как ты строил программу?
— Я скорректировал программу так, чтобы показывать ребятам принципы, которые работают на рынке. Например, при подготовке MVP нужно максимально урезать продукт. Нельзя выпускать MVP прежде, чем вы сделаете большое исследование своей гипотезы. MVP 一 это практически всегда дорого, а среднестатистический менеджер в компании не считает деньги. Как правило, ему абсолютно всё равно, сколько компания потратит на ту или иную разработку. Я учу ребят считать деньги компании, потому что это правильно. Ещё я хочу научить ребят делать так, чтобы продукты получали отклик реальных пользователей.
Мои ученики 一 это люди, с которыми мне потом конкурировать, с которыми мне потом работать. Я готов растить людей, с которыми мне будет потом конкурентно и ярко. Обучая этих ребят, я вкладываюсь в своё будущее.
— Как строится твой рабочий день?
— Начну с того, что на работу я не иду. Я просыпаюсь, смотрю в телефон, и, как правило, с утра мне уже прислали несколько задач или написали в чат. Первый час я просто лежу и отвечаю. Потом иду завтракать, и дальше работа не заканчивается до моего момента сна. Не бывает такого, что продакт не работает. Он либо умер, либо спит, либо совсем не может работать.
Когда прилетают задачки 24/7 一 это нормально. Вы всегда можете поставить таймер на обед в календаре или выделить слот для занятий спортом. Да, расписание такое. Нужно грамотно распределить, когда будут встречи, когда обед, спорт, рабочие чаты. Это нормально, что разработчик будит меня в 2–3 часа ночи, потому что он работает в этот момент и у него возник вопрос. Ты просыпаешься, вникаешь в тему и работаешь.
— Ты занимаешься чем-то помимо работы?
— Мои увлечения и хобби в основном интегрированы в работу. Всему, чем я занимаюсь, я так или иначе нахожу применение в бизнесе. У меня есть жена и ребёнок, они немного страдают из-за моего расписания. Это нормально, и я уверен, что моя жена гордится теми продуктами, которые я выпускаю. Надеюсь, мой сын тоже скажет мне спасибо через какое-то время. Конечно же, я стараюсь уделять им время, ставить слоты для семьи в календаре. Но работа для меня на первом месте. Сначала мы работаем и делаем запуски, а уже затем идёт всё остальное.
— Какой совет ты бы дал тем, кто хочет сменить профессию?
— Если вы хотите пойти в продакт-менеджмент, сначала спросите себя, любите ли вы людей. 98% вашего времени 一 это будут различные взаимодействия с ними. Вы будете их успокаивать, будете на них давить, будете с ними разговаривать, брать интервью, убеждать в чём-то, поддаваться убеждению. И вся ваша работа 一 это работа с людьми и с мнением этих людей. Продукт, который вы выпускаете, 一 это также ваше влияние на других людей. Ваша жизнь будет построена вокруг всех остальных. Если вы любите работать с людьми, вам нравится это 一 конечно, идите.
У вас тоже получится
Разработчик — первая программа обучения для осознанного выбора специальности и карьерной траектории в сфере информационных технологий от GeekBrains при участии Skillbox.
Получите востребованную профессию и актуальные знания в цифровых технологиях.