«Самое интересное в архитектуре — как передаются данные»

Архитектор в GeekBrains Дмитрий Лепин — о детстве, пути в профессию, вызовах, команде, мире через 20 лет и наследии
5 минут1059

Меня зовут Дмитрий Лепин, я занимаюсь архитектурой GeekBrains и его IT-составляющей. Разрабатываю и поддерживаю новые сервисы, преподаю: обучаю команду техникам и архитектурным решениям — всему, что связано с поддержкой функционала.

О пути в разработку

В школе увлекался BASIC, сжёг несколько компьютеров, потому что было интересно, как они устроены внутри. Потом понял, что сжигать их не нужно, ведь это очень дорого. Пытался делать что-то другое. Смотрел на игры, на эти непонятные цифры и буквы. Начинал со старых языков, таких как BASIC и Focal, со временем перешёл на более сложные. Искал то, что интересно мне: был верстальщиком, разработчиком, тимлидом и со временем вырос до архитектора.

О профессии архитектора

Это собирательная профессия. Пока не пройдёшь все этапы разработки, не сможешь стать архитектором, не видишь ландшафт сверху. Замечаешь какие-то кусочки, задачи, но, чтобы собрать всё вместе, как пазл, нужно иметь знания и опыт — это и есть архитектура.

Об архитектуре

Самое интересное в архитектуре — не как работают системы, а как передаются данные. Потому что архитектура — это про данные. Нет данных — нет архитектуры. Представьте себе город с шоссе и улицами. Если по ним не будут ходить люди и ездить машины — это мёртвый город, каким бы красивым он ни был. Так и с архитектурой: когда движутся данные, как люди или потоки машин, — это живая работающая система. Это и есть архитектура.

Как рассказать ребёнку, чем занимается архитектор

У меня есть дочка двенадцати лет, ей пока неважно, чем занимается папа. Главное — чтобы были куклы и можно было погулять с подругами. Мне довольно просто объяснить ребёнку, что такое архитектура или кем я работаю. Есть детские кубики. Они разных цветов и размеров, и я хочу построить из них замок. Из одних кубиков я выстрою один замок, из других кубиков — совсем другой замок. Если возьму кубики из разных наборов — построю третий замок. Я занимаюсь тем, что из определённых кубиков строю разные замки.

Об аналогиях

Работа IT-архитектора похожа на проектирование зданий. Многие подходы, которые применяются в строительстве, также переходят в IT: дублирование каких-то вещей, оценка нагрузки, распределение обязанностей — всё идёт оттуда. IT не в отрыве от чего-то, IT имеет прямое отношение к нашему миру. Когда архитектор проектирует здание, он сразу думает, что если он не поставит укрепляющие конструкции, то всё развалится. В IT то же самое. Мы можем визуализировать нашу мысль и попытаться её воплотить. Если мы допустим какую-то ошибку, у нас тоже всё развалится.

О вызовах

Здесь сложно как-то выделиться. Архитектура — одна из краеугольных частей бизнеса. Без неё бизнеса нет. Поэтому здесь очень опасно демонстрировать навыки творца.

Я горжусь тем, что научил команду микросервисной архитектуре. Она сейчас очень популярна, но мало кто умеет её применять. Идеи кажутся простыми и лежат на поверхности, но при погружении возникает очень много подводных камней. Чтобы понять микросервисную архитектуру, команде пришлось изучить много новых подходов. Это был большой вызов.

О важности команды

IT-архитектор без команды — то же самое, что обычный архитектор без строителей. Можно придумать всё что угодно, но это должен кто-то реализовать. Чтобы воплотить свои идеи, нужно поднимать навыки и скиллы сотрудников — это тоже работа архитектора. Если не объяснить ребятам, как это работает или для чего это нужно, они не поймут или сделают неправильно. Допустили ошибку — всё рассыпалось, схема не работает. Поэтому для IT-архитектора вызов — это люди, которые претворяют твой проект в жизнь. Архитектор должен всё придумать так, чтобы команда смогла это реализовать.

О детских увлечениях

У меня в детстве было два увлечения: скелеты и вулканы. Скелеты — потому что прикольно, а вулканы — потому что это страшно и непонятно.

О влиянии детских увлечений на профессию

Выбор работать головой или руками происходит ещё в детстве и зависит от твоего окружения. От того, какие книги ты читаешь, с кем ты общаешься. Я с детства увлекался фантастикой. Читал книги Гарри Гаррисона и Роберта Шекли про космические полёты, компьютеры, роботов и программирование. Меня заинтересовало слово «программирование» — что это такое?

Как прийти в профессию

Чтобы понять, что программирование — это твоё или не твоё, надо пробовать. Кто-то устраивается курьером или трудится на стройке, а по вечерам прорешивает учебник мехмата. У всех разные пути, каждый по-разному приходит в профессию. Сколько людей — столько и историй.

О мире через 20 лет

Мы все станем ближе не к Оруэллу, а к Шекли: произойдёт интеграция человечества с машинами. Люди останутся, никакие роботы и андроиды нас не вытеснят.

Многое в сфере услуг и развлечений с точки зрения сервисов уйдёт в цифру. С развитием VR-технологий можно будет, например, не ходить в театры. Обычные театры останутся, но будут менее доступны.

А вот образование, медицина и другие направления, которые очень сложно перевести в онлайн-формат, останутся, но претерпят изменения. Например, профессиональное образование в техникумах и на бакалавриате в вузах уйдёт в цифру из-за изменений предпочтений работодателей и смены формата взаимодействия бизнеса с выпускниками. Весь пласт от окончания школы до магистратуры или аспирантуры уйдёт в онлайн. Живое общение останется для решения спорных вопросов.

О себе через 20 лет

Наступает момент, когда ты достигаешь потолка и хочешь поменять сферу деятельности. В карьере разработчика должность IT-архитектора или сетевого архитектора — это потолок. Дальше идут не технические, а управленческие должности. Через 20 лет я хотел бы мирно уйти на покой и наслаждаться благами. Но, скорее всего, стану управленцем и буду применять свой опыт, который сейчас нарабатываю.

О людях, которые повлияли

Первый человек — мой дядя, который подсунул фантастику, когда мне было лет десять. До сих пор помню, как он привёз мне здоровенную классную книгу по MSX BASIC: японское издание, редкий тираж, сумасшедшая полиграфия и совсем другая подача материала. В Союзе их не было.

Второй человек — это собирательный образ западных писателей-фантастов, которые описывали определённое будущее. Футурологи, такие как Станислав Лем, которые говорили, каким будет мир. Мне было интересно, воплотится это в реальности или нет.

Третий человек — Наполеон Бонапарт, первый император Франции. Меня вдохновляла его биография: как он смог, будучи обычным пацаном, стать императором, не имея ничего за душой. Причём за очень короткий срок. Как-то очень круто!

У кого ты учишься сейчас? 

Есть профессиональные гранды: Фаулер, Ньюман, чьи труды — настольные книги разработчиков, библии.

Учиться у какого-то конкретного человека, по мне, — глупо и очень сложно. Я учусь не у личности, а у социума. От своей дочери и её друзей я узнал, что такое флекс и TikTok. Каждая группа людей даёт мне другой взгляд на жизнь. Общаясь с ними, я немного выхожу из зоны комфорта и часто ловлю себя на мысли «О, классная идея» или «Как я до этого сам не дошёл».

Учиться по книгам — здорово и нужно, это закладывает фундаментальную базу. Но чтобы воспользоваться знаниями, нужны люди вокруг. Вот прочитал я книгу по психологии, а как применить новые знания? Экспериментировать на себе очень опасно, потом может понадобиться помощь реального психолога. Поэтому нужно упражняться на людях. Ты упражняешься на них, а они — на тебе. Происходит взаимное обогащение.

О наследии

В команде нет отношений «учитель-ученик». Я, как наставник, делюсь знаниями и рассказываю, что хорошо и плохо. Как ментор, до своей команды я хочу донести принципы архитектурного проектирования. Чтобы они не прибегали ко мне по каждому вопросу, а уже сами принимали решения. Когда я вижу, что они всё делают сами и это запускается и работает, — вот моё наследие. 


У вас тоже получится

Разработчик — первая программа обучения для осознанного выбора специальности и карьерной траектории в сфере информационных технологий от GeekBrains при участии Skillbox.

Получите востребованную профессию и актуальные знания в цифровых технологиях.

программированиеразработкаистории успехаистории преподавателей
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup