«Если откликалось 一 развивался, если нет 一 шёл дальше»

Дмитрий Васин, agile-коуч и преподаватель GeekBrains, — о проектах, внедрении гибкой методологии и важности soft skills
9 минут1025

– Расскажи, о чём твоя профессия? Как ты в неё попал?

– Моя профессия многим неизвестна, возможно. Я занимаюсь agile-коучингом, при этом совмещаю роль scrum-мастера. Мой путь в профессию был довольно длинный. В 2008 году я ушёл с позиции ревизора в финансовой службе. У меня появилось достаточно много времени, чтобы разобраться в своих интересах и желаниях. В то время был финансовый кризис и большое количество людей остались без работы. Я начал смотреть на творческие специальности. Занимался фотографией и меня заинтересовала тема веб-дизайна.

Я нашёл на иностранных ресурсах обучение на макромедиа флеш. Сейчас мало кто помнит, но такие ресурсы были очень популярны. Меня это очень зацепило и я достаточно плотно погрузился во фронтенд-разработку. Фронтенд 一 это разработка для десктопа или других устройств. В определённый момент мне стало этого мало и захотелось большего. Я хотел понять, как выглядят другие процессы в разработке, как устроены другие языки программирования. И у меня начался путь познания.

— И как проходил твой путь?

— Я прошёл достаточно много курсов в интернете. В то время на российском рынке не были так распространены онлайн-школы, поэтому все курсы, которые я проходил, были иностранными. Я понял, что мне стал интересен проджект-менеджмент. Уже тогда я нанимал сотрудников разного рода 一 дизайнеры, копирайтеры. Хотелось создавать интересные проекты. В основном заказчиком был малый бизнес, а мне хотелось большего. Хотелось уйти в средний бизнес и делать проекты для большого бизнеса. Понятно, что малозначительная команда не может быть на слуху и хорошие проекты было довольно сложно взять. Я решил попробовать пойти тем же путём, как работают крупные компании и агентства. Поэтому устроился в проджект-менеджмент.

— Сложно ли было найти работу продакт-менеджером?

— Меня взяли достаточно легко с учётом того, что я уже был погружён в специфику IT-бизнеса. Меня сильно увлёк проджект-менеджмент, я получил большой опыт запуска и разработки проектов на несколько миллионов. Это были приложения, веб-порталы, интернет-магазины. К 2015 году я сменил множество агентств, инхаусы и разработку по заказу. Я понимал, что мне интересно создавать не просто проекты, у которых есть дедлайн, список задач и бюджеты, а думать о конечном клиенте и конечном пользователе. Нам приходили технические задачи на 150-200 страниц, и я понимал, что это просто набор непроверенных гипотез. Мы тратим на разработку полгода или даже год, запускаем проект и в итоге он может просто провалиться.

— И у тебя были примеры провальных проектов?

— Пользователи не всегда реагируют так, как изначально ожидал заказчик. Я помню, был запуск очень крупного портала, но заказчик остался разочарован. Тогда для меня стало инсайтом, что нужно что-то запускать небольшими итерациями на небольших промежутках времени. Нужно постепенно смотреть, как реагируют пользователи. Это тот самый опыт и знания, которые имеют отношение к аудитории. Когда мы разрабатываем продукт или проект, у нас есть гипотезы, что у клиента это будет востребовано. Но это непроверенная гипотеза.

— Какие методы управления командой разработки ты использовал?

— Так совпало, что у нас был заказ от английской компании и они просили, чтобы разработка велась по методологии Scrum. Это был 2015 год, крупный бизнес тогда только начал внедрять Agile, это ещё не было на слуху. В любом случае, меня это увлекло и я занял роль scrum-мастера в позиции проджект-менеджера. У нас были спринты, ретроспективы и демонстрации. Чувствовалось, что процессы идут иначе. 

Мы делали продукт не просто для заказчика, исходя из его личных интересов и вкусов, а для конечных клиентов. Я понимал ценность создаваемого продукта и проекта. Для команды это тоже было повышением эмпатии и вовлечённости. Порой сейчас, когда я общаюсь с бизнесом, меня спрашивают, как увеличить включённость и вовлечённость сотрудников в команде над разработкой проекта? Совет: пожалуйста, расскажите, зачем им нужен этот проект, какую ценность он несёт. Разработчики вовлекутся так, что даже будут приносить какие-то идеи.

Мы разрабатывали проекты для российского бизнеса и я видел, как всё работает с учётом новой парадигмы, когда всё ориентировано на клиентов. У нас была клиентоориентированная разработка, наши фронтенд-разработчики и копирайтеры вовлекались и предлагали свои идеи. Это было здорово, потому что мы использовали потенциал команды. Люди понимали, что они не просто винтики, которые работают в системе, выполняют задачи от проджект-менеджера и не понимают контекст. Для меня применение клиентоориентированного подхода стало фактором, меняющим сознание. Я стал копать глубже, прошёл международные тренинги по scrum, стал изучать другие практики из agile-культуры.

— Расскажи о своём самом успешном проекте.

— Мой самый большой был с Инвитро. Мы проводили цифровую трансформацию, которая длилась два года. За это время мы достаточно много сделали для клиентов. Я очень благодарен руководству, которое предоставило нам лимит доверия. Мы использовали его и внедрили много проектов.

Например, приятно, когда ты сдаёшь ПЦР-тест на ковид, получать из чат-бота в Телеграм сообщение о том, что результаты готовы. Или видеть результаты в личном кабинете. Безусловно, была проделана большая командная работа.

Дальше я ушёл в разные консультации и сейчас я работаю в штате компании Анкор. Это крупная аутстаффинговая компания, которая тоже проходит этап трансформации. Я вижу, что бизнес сейчас понимает ценность, которую мы в агентстве осознавали в 2015-2016 годах 一 что нужно делать проекты для клиентов. Сейчас проектный подход меняется на продуктовый. Мы всегда задаёмся вопросом 一 зачем нам нужен этот проект. Но именно продукт отвечает на этот вопрос, у продукта есть видение. Если этого видения нет и нет ответа, зачем делать проект, то он изначально обречён.

— На твой взгляд, какими навыками надо обладать проджекту?

— Чтобы стать проджект-менеджером в IT или в другой сфере, в первую очередь, необходимо обладать soft skills. Эти навыки идут с нами по жизни и часть из них мы приобретаем в школе или за университетские годы. Если вы замечаете за собой, что можете объединять людей, собирать их для совместных проектов, даже если это собрание футбольной команды во дворе 一 то у вас есть определённые soft skills. Футбол во дворе 一 это тоже проект, у которого есть сроки и даже бюджет.

— Расскажи про своё образование. Насколько оно тебе помогло в дальнейшем?

— Как и любой молодой человек, после учёбы я задавался вопросом 一 в чём моё предназначение? Хотя на тот момент я уже был с высшим образованием. Я учился на бухгалтера, отработал месяц в Мосэнерго и понял, что мне это не интересно. Часто бывает так, что ты тратишь много лет на обучение профессии и потом осознаёшь, что на практике это совершенно иначе. Важно слушать себя и свои эмоциональные отклики на то, что происходит в жизни. Я, к сожалению, не слышал. Если взглянуть в ретроспективе и посмотреть на мои школьные или юношеские годы, я всё-таки замечаю, что был предрасположен организации людей в компаниях. Например, у меня хорошо получалось организовывать дни рождения. А это тоже проекты. Я помню, что мои друзья просили меня помочь организовать им праздники. И это реально маячок, который нужно слышать.

— И поэтому ты решил резко поменять направление?

— Когда я получил диплом бухгалтера, я почувствовал диссонанс. Мои ожидания не соответствовали реальности. Я довольно быстро принял решение сменить направление. Хорошо, когда в молодости принимаются импульсивные решения, не затягиваются на всю жизнь. В то время я не боялся остаться без работы. Я родился в Москве, у меня было жильё, и поэтому мог попробовать себя в разных сферах. Пробовал себя в фотографии и даже в бизнесе 一 открыл небольшую палатку и продавал бижутерию. В общем, экспериментировал. Пробовал, если откликалось 一 развивался, если не откликалось 一 шёл дальше.

В разработке продукта мы не знаем, какая фича принесёт больше денег. Мы просто проводим эксперименты. В жизни тоже надо пробовать, иначе не узнаешь, как можно было.

Сейчас можно сказать, что я отучился зря. Но я не хочу так говорить, потому что даже бухгалтерский учёт 一 это то, что мне сейчас помогает. В моей текущей работе коучера необходимо иметь базовые знания финансовой отчётности. Надо рассказывать продактам про отчёты о прибыли и убытках, балансе и движении денежных средств. Тот бэкграунд, тот опыт, которые я приобрёл, мне сейчас помогают. Я могу свободно говорить на бухгалтерские темы.

— Поделись советом, как развивать soft skills.

Я развивал свои soft skills интуитивно. Прекрасно, если у вас есть ментор или наставник, который сможет сказать, какие soft skills хорошо прокачены, а какие нужно ещё прокачать. Или наоборот, скажет, на какие нужно сделать акцент и как создать конкурентное преимущество. Мы живём в рыночных отношениях и на высокооплачиваемую позицию высокая конкуренция. Если вы обладаете soft skills, то это будет большим плюсом.

Из дополнительных soft skills, которые потребуются проджектам 一 это сосредоточенность и фокусировка. В разработке очень важно уметь фокусироваться, а не бросаться создавать всё на свете.

— С какими сложностями ты сталкивался во время работы?

— Самая большая сложность в должности проджект-менеджера 一 найти хороших исполнителей. Сейчас идёт совершенно другая тенденция, когда компании набирают сотрудников в штат и фокусируются на мотивации. Чуть раньше на рынке было совершенно иначе 一 людей искали под проект. Сложно было найти конкретного человека и быть уверенным, что он не подведёт тебя. Поэтому управление персоналом 一 это действительно важный раздел.

У меня были провалы и мне кажется, что нужно говорить об этом открыто. Любой провал 一 это точка для роста, это понимание того, что нужно сделать выводы.

— Как ты стал преподавателем GeekBrains?

— Я начал преподавать в GeekBrains в 2018 году. Я часто задаюсь вопросом 一 что послужило толчком, чтобы я пошёл преподавать? Наверное, то, что я видел коллег с меньшим опытом, которые подходили и задавали вопросы. Я даже не понимал тот объем знаний, который у меня накопился. Когда я делился опытом с коллегами, то понимал, что у меня много инструментов и кейсов, про которые я могу рассказать.

Так получилось, что один из знакомых мне предложил стать преподавателем гибкой методологии. Я приехал, провёл лекцию, получил фидбэк от методистов, что студентам понравилось. Меня это втянуло. Я начал писать программы, составлять уроки. Это было здорово, потому что мне самому это помогло систематизировать собственные знания.

Первые уроки 一 это жуткий стресс, волнение и ощущение того, что меня сейчас раскроют. Что я вообще никакой не преподаватель и ничего не знаю. Присутствовал синдром самозванца. Но я видел отклики от студентов, видел отзывы и оценки. Интересно, что студенты тоже могли ставить оценки. Та поддержка, которая была от студентов, позволила мне продолжать. Я видел ценность в том, что прихожу и говорю о своём опыте и об инструментах. Без студентов и их отзывов я бы забросил всю эту историю.

— Насколько популярна сейчас профессия проджект-менеджера?

Я посмотрел на worldstat.com количество запросов по ключевым словам «проджект-менеджмент» и «управление проектами» 一 свыше 100 тыс. запросов. Это говорит о том, что людям интересно. Более того, они интересуются именно IT-разработкой. С 2018 года у меня было около 3000 студентов. Они все были совершенно разными, работали в бизнесе, продажах, медицине.

— Что бы ты посоветовал тем, кто хочет стать проджект-менеджером?

— Рекомендую задаться вопросом 一 зачем вам уходить именно в проджект-менеджмент в IT? Если это модно, если вы хотите попасть в другую социальную прослойку, оказаться в другом социальном классе оказаться 一 пусть будет так, это ваша мотивация. Но попробуйте глубже ответить, зачем вы хотите изменить свою жизнь. Кажется, что это новая сфера, которая всегда будет актуальна. Но я изучал язык разработки, который сейчас уже почти не используется. Действительно, сфера технологий всегда будет востребована, но в ней постоянно происходят изменения и нужно всегда актуализировать свои знания. Если у вас есть гибкость и обучаемость 一 это очень хорошо.

— Нужно ли учиться, чтобы стать проджект-менеджером?

— Если вы уверенно идёте по пути освоения новой профессии, то обучение, безусловно, в помощь. Почему? Многие думают, что они получат знания. На самом деле это второстепенно. Что вы получаете? Вы получаете актуальный контекст от практиков. Вы погружаетесь в специфику и понимаете, насколько это откликается. Изначально у вас может быть лишь фантазия о работе, как это было у меня с бухгалтерией. Я потратил 4-5 лет на обучение, а потом понял, что мне это не подходит. 

Здесь же вы погружаетесь в контекст, смотрите на реальные примеры и понимаете, откликается вам это или нет. Мне очень нравится система онлайн-образования, которая проходит сейчас революцию в России. Я вижу, что университеты немного устарели. Одно время я преподавал в Финансовой академии и видел, что та юнит экономика, которую мы даём в GeekBrains, в Академии не даётся даже в магистратуре. Для меня был большой вопрос 一 почему люди тратят столько лет обучения и не получают актуальное образование?

Полная версия интервью с Дмитрием — в видео.


У вас тоже получится

Разработчик — первая программа обучения для осознанного выбора специальности и карьерной траектории в сфере информационных технологий от GeekBrains при участии Skillbox.

Получите востребованную профессию и актуальные знания в цифровых технологиях.

управлениеменеджментagile coachingпродакт-менедежментистории успехаистории преподавателей
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup