— Как начался твой путь к работе в сфере IT?
— Я захотел начать работать в IT в 2012 году. Наполовину это было осознанное желание, наполовину потому, что я уже работал в рознице, продавал IT-продукцию. Меня пригласили заниматься b2b-отраслью, b2b-направлением, в телеком-отрасль. В 2012 году я начал свое движение в этом направлении. Мои близкие сначала не поняли, почему я вообще решил заниматься чем-то близким к IT, но они уже лет с семи понимали, что меня тянет к компьютеру, в эту сторону.
— Чем ты занимался до IT?
— Моя первая работа была продавать джинсы в магазине Diesel. Я работал продавцом, в мои обязанности входило соблюдать норматив правил по выкладке: нам присылали, как это должно выглядеть, из Италии. Моя основная обязанность, понятно, была продавать полезные людям вещи. Мы жили в городе Барнауле, где у людей был относительно невысокий средний достаток, и нам удавалось продавать джинсы по 200, 300, 400 долларов. Некоторые столько в месяц не получали.
— Где ещё ты работал?
— Были разные интересные места работы, в том числе я продавал воду в торговом центре, стоял со стаканчиком воды и говорил: «Не желаете ли попробовать стакан чистой питьевой воды?» Это был b2c-ный рынок, я продавал в том числе кулеры, бутилированную воду. После этого меня пригласили работать с этой же водой, но в сегмент b2b, в новосибирскую компанию, которая сейчас известна как «Святой источник».
— Почему ты решил поменять область деятельности?
— Я менял работу, потому что искал себя и не хотел останавливаться на достигнутом. Те достижения, которых мне удавалось добиться, со временем переставали меня устраивать. Так как рынок — раньше я жил в Сибири — в плане достижений был достаточно узким, то мне необходимо было постоянно искать что-то новое, и вместе с новыми людьми, с новыми компаниями я находил новые знания, новый опыт и продолжал расти. Со временем я понял, что хотел бы не просто продавать IT, а хотел бы быть настолько близко, насколько это возможно, взаимодействовать с владельцами продуктов, с разработчиками, чтобы иметь некоторое влияние на тот продукт, который я предлагаю на рынке, и как можно большее влияние. При продаже каких-либо IT-продуктов я постоянно рассматриваю себя в качестве потенциального клиента, поэтому мне хочется улучшить эти продукты, и сейчас я имею такую возможность. Это и двигало меня в этом направлении.
— С чего ты начал свой путь в IT?
— Я начал свой путь как один из ключевых членов команды с того, что я начал разбираться в технологической базе, поступил в университет Cisco в 2016 году в городе Новосибирске, и, разобравшись в технологической основе, я начал а) глубже понимать, что происходит в моем продукте; б) смог начать встречаться с клиентами, с техническими директорами без привлечения других людей. Это дало мне возможность сделать не один шаг вперед, а сразу три.
— Трудно ли было учиться новому?
— Учиться было непросто, но, как говорится, тяжело в учении — легко в бою, поэтому в некоторых моментах приходилось превозмогать себя, а в некоторых моментах было легко. Со временем я начал получать удовольствие от процесса получения новой информации, новых знаний, потому что это была не просто учёба в университете, это была учёба с возможностью применения знаний на практике, здесь и сейчас. Это давало ощутимый результат, это давало дополнительные силы, чтобы продолжать учиться не только в этом направлении.
— Что было самым сложным, когда ты только начал работать в IT?
— В начале пути самым сложным для меня было осознание того, что все ограничения, которые я ощущаю или которые вижу, в моей голове. По сути мы ограничены лишь собственными рамками, собственным сознанием, поэтому это было самое сложное. Я и сейчас с этим встречаюсь, когда думаю: «Ну, это невозможно». Но сейчас я работаю с формулировкой не «невозможно», а с формулировкой «трудно», что означает, необходимо понести определенные трудозатраты для того, чтобы всэ-таки достичь чего-то.
— Насколько легко было работать с тяжёлыми задачами тогда и сейчас?
— Я поменял парадигму восприятия трудных задач из формата: «Тёмный лес — куда же я пойду?» в формат: «Ага, тёмный лес! Из чего он состоит?» Делаю декомпозицию этого тёмного леса, начинаю работать отдельно с лягушками, отдельно с другими зверями, с тиной, с болотом и т. д. Сейчас я считаю, что нет ничего невозможного, нужно просто хорошо потрудиться. Наверное, самый главный инсайт в этом, что нужно делать маленькие шаги, но систематично.
— Как бы ты посоветовал подходить к учебе тем, кто сейчас начинает этим заниматься?
— Если задавать вопрос, как стоит учиться, то сначала я скажу: учиться стоит. Всем известна истина, что, если мы учимся, мы или, как минимум, стоим на месте, или идем чуть-чуть впереди остальных. Если мы не учимся, мы идем по пути регресса, к сожалению. Как нужно учиться? Учиться надо так, чтобы это было в удовольствие, чтобы это было осознанно и чтобы мы знали, к чему мы в итоге идем. Неосознанное получение знаний приводит к отторжению этих самых знаний. Невозможность использовать эти знания дает похожий эффект. Поэтому если мы точно знаем, куда идем, используем знания как инструмент, это даст удовольствие, это даст ощущение счастья и в дальнейшем — востребованность.
— Как бы ты максимально просто описал, чем занимаешься?
— Если отвечать, не вопрос, чем я занимаюсь, ребенку, то основные мои обязанности — это управлять людьми, делать так, чтобы продукты нашей компании доходили до конечного пользователя и приносили им максимальную пользу, чтобы все извлекали для себя выгоду, чтобы выигрывала и моя компания, и те, кто покупает наш продукт.
— С чего именно началась твоя работа в IT?
— С 2012 года я поменял четыре компании, и первая моя работа в b2b IT была связана с продажами. Я работал Key Account Manager, и не только аккаунтил клиентов, но и, в том числе, привлекал новых клиентов. В моей клиентской базе были достаточно крупные клиенты, такие как Сбербанк и Россельхозбанк.
— Можешь привести пример какого-нибудь сложного кейса из твоего опыта?
Самым сложным кейсом за последний год стал кейс по защите бюджета. Я работал в нашей отечественной IT-компании. Под защитой бюджета я подразумеваю необходимость согласовать методику, необходимость согласовать цифры, объяснить, почему цифры именно такие, объяснить, почему я прав, целой группе людей, причем группа людей состоит преимущественно из топ-менеджеров. Это был серьёзный вызов. Я в себя верю, поэтому два месяца — и я справился с задачей. Серьёзный, потому что топ-менеджеры — все люди с определённым складом характера, с определённым восприятием, до каждого нужно было в определённой модели донести нужную мне информацию.
— О какой профессии ты мечтал в детстве?
— Если отвечать на вопрос, кем я хотел стать в детстве, то я скажу сразу: я не хотел стать врачом, потому что мои родители были врачами, биохимиками. А если говорить по существу, в детстве хотелось бы стать пожарником или космонавтом. Это те профессии, которые вызывают внутреннее ощущение приятного холодка, потому что эти люди делают, превозмогая себя, что-то для всего человечества.
— Кажется, что твоя нынешняя работа достаточно далека от этого.
— Я делаю что-то похожее на то, что я описал, когда говорил, что я чувствовал маленьким, когда хотел стать пожарником или космонавтом. Я ощущал, что эти люди приносят искреннюю пользу для окружающих и безвозмездно желают и делают всё, чтобы людям вокруг жилось комфортно, хорошо, в безопасности и так далее.
— Ты помнишь твой первый заработок в IT?
— Первыми деньгами, которые удалось заработать в IT в 2012 году, было чуть больше тысячи долларов. По тому курсу это было, наверное, 35—40 тысяч рублей. Что касается продолжения развития этой истории, то продолжая обучаться и ставя перед собой цели не в деньгах, а в навыках, знаниях и собственном развитии, я незаметно рос, и прирост по деньгам оказался естественным, потому что чем больше ты зарабатываешь, тем больше тратишь, и это постоянно перестает устраивать. Ты продолжаешь расти, что-то делать, продолжаешь зарабатывать больше — это так работает.
— Каким ты видишь развитие IT-индустрии?
— Так как технологическое развитие из года в год приобретает всё более новую динамику, идёт по экспоненте, то сложно предсказать, что будет через 20 лет, сложно предсказать, что будет через год, особенно с учетом влияния последнего года. IT-отрасль очень быстро и динамично растет, поэтому я уверен, что те цели, которые ставит перед собой один из зарубежных предпринимателей по имени Илон, точно будут достигнуты через 20 лет, все предпосылки для этого есть.
— У тебя есть какие-нибудь долгосрочные планы?
— Через 20 лет я как минимум хочу побывать на Марсе, потому что а) это будет доступно; б) нет ничего невозможного.
— Ты можешь назвать трёх людей, которые повлияли на тебя сильнее всего?
— Три человека, которые оказали на меня наиболее значительное влияние, это мои родители, — посчитаем их за одного человека, — это та мотивация, стимул. Второй человек — это моя троюродная сестра Кристина Соломатова, она бизнес-тренер, и она начинала, так же, как и я, с телеком-отрасли. Многие методики, многие подходы я позаимствовал у неё, и это существенно повлияло на мое восприятие. Третий человек — это моя бабушка, которая своей толерантностью, терпимостью ко всем моим выходкам по жизни воспитала во мне, скажем, отсутствие скромности и отсутствие ощущения каких-то рамок и барьеров. Мне никогда не запрещали что-то делать, и благодаря этому я продолжаю себя вести похожим образом: просто продолжаю делать то, что я хочу.
— Что бы ты хотел передать своим ученикам?
— В своих учениках я хотел бы продолжиться умением правильно и вовремя задавать открытые вопросы. Человек предрасположен отвечать на заданные вопросы, поэтому нужно задавать как можно больше вопросов, тогда мы получим больше ответов, и откроются принципиально другие возможности.
У вас тоже получится
Разработчик — первая программа обучения для осознанного выбора специальности и карьерной траектории в сфере информационных технологий от GeekBrains при участии Skillbox.
Получите востребованную профессию и актуальные знания в цифровых технологиях.