«Продающий красный», «больше креатива», «подруге моей жены не понравилось»… Эти фразочки от клиента могут довести до нервного тика даже самого уравновешенного дизайнера. Особенно если это не первый круг правок и вы искренне хотите выполнить работу качественно.
В статье рассказывается:
- Аргументируйте и показывайте дизайн в деле
- Определите, кто ваш клиент: логик или визуал
- Поймите, что клиент — партнер, а не противник
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Аргументируйте и показывайте дизайн в деле
При выборе дизайна клиент может руководствоваться принципом «нравится — не нравится». Татьяна Анойкина из брендингового агентства BrandStreet на примере логотипа объясняет, как перевести дискуссию на профессиональный уровень: «Логотип — малая форма, за которой стоит глубокое содержание. Его смысл, скрытый в дизайне, надо объяснять заказчику: кратко формулировать идеи или давать ассоциативный ряд. Для него мы используем хештеги — они понятны клиентам. Логотип лучше показывать на примере носителей, на которых он будет использоваться, — так легче представить. Или можно продемонстрировать его в ряду красивых изображений — визуальных образов, на которых базируется дизайн. Часто клиент “покупает” именно этот привлекательный визуальный ряд, принимая решение на его основании».
Определите, кто ваш клиент: логик или визуал
Стратегию «защиты» дизайна нужно строить исходя из того, как клиент воспринимает мир. «Если клиент “логик” — это самый простой вариант. Надо собрать и представить ему весомые контраргументы, которые, не ущемляя его позиции, докажут, что она требует доработки. Как правило, на это клиенты соглашаются легко, а в процессе корректировки всегда можно продвинуть свое видение проекта», — говорит Иван Громко, управляющий партнер Redday production.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Если заказчик привык руководствоваться чувствами, то переубедить его сложнее. Но, по мнению эксперта, все же реально: «Если клиент настаивает, что предложенное им видение не нуждается в улучшениях, предложите попробовать внести корректировки и тогда уже принимать окончательное решение. На такой компромисс идут практически все. Здесь главная задача дизайнера — предложить такую альтернативу, которая будет выполнена в видении исполнителя и при этом окажется близка сердцу клиента — для этого надо использовать полученную от него информацию».
Поймите, что клиент — партнер, а не противник
В философском смысле — это самый важный момент. Ни в коем случае не нужно воспринимать клиента как варвара, который хочет поглумиться над вашим дизайном.
Антон Антонюк, арт-директор проекта «Совесть»:
«Настройтесь правильно: не нужно ничего “защищать”. Заказчик — не противник, а партнер. У вас есть дизайнерский опыт и навыки, у него — знание о бизнесе, продукте и целевой аудитории. Как вам нужен бриф, чтобы понять задачу, — так и клиенту требуется презентация, чтобы оценить ваше решение. У нее три этапа: подготовка, выступление и работа с комментариями.
Скачать файлПодготовка. На старте проекта договоритесь лично презентовать работу тому, кто будет принимать решение. Даже если это “большой и важный” начальник. Давите на то, что только вы сможете ответить на возможные вопросы, все разъяснить и в конечном итоге сэкономить всем время.
Подготовьтесь к выступлению: сделайте прототип или борды, чтобы заказчик смог что-то покрутить, понажимать и представить, как это работает. Заранее попросите предоставить экран, если он нужен. Приходите за 15–20 минут до начала встречи, чтобы убедиться, что все готово. Когда все в сборе, попросите участников задавать вопросы после выступления, чтобы вас не прерывали.
Презентация. Напомните, какая задача стояла перед вами. Расскажите и покажите, как вы ее решали, что для этого делали, как нашли идею, как ее реализовали, почему верите в свое решение и как оно поможет заказчику. В идеальной презентации к моменту, когда вы покажете идею, зрители уже будут воспринимать ваше решение как единственно верное. Поэтому заранее продумывайте возможные возражения и обосновывайте, почему вы сделали так, а не иначе.
на обучение «Дизайнер» до 24 ноября
Комментарии. Они будут почти всегда. Воспринимайте их как возможность сделать проект лучше. Внимательно и спокойно выслушивайте и записывайте все замечания — это поможет сдержать лишние эмоции, быть рассудительнее. Затем пройдитесь по каждому комментарию и уточните, что имеет в виду заказчик, что именно у него вызывает вопросы, почему это важно. Аргументированно и объективно обоснуйте свое решение. Если не получается снять комментарий, подумайте и предложите, как можно доработать проект. Согласуйте и запишите эту доработку.
В конце встречи у вас будет список комментариев, большинство из которых вы снимите, а решения на остальные уже найдете. Если не получается придумать решение сходу — скажите, когда вернетесь с вариантом. Потом оформляйте этот список в письме и отправляйте клиенту — он должен видеть процесс работы.
Это основное. Все остальное очень индивидуально. Я, например, никогда не готовлю речь — выступаю экспромтом, а перед встречей повторяю скороговорки для дикции. Автор логотипа и слогана «Совести» Андрей Амлинский не готовит электронные презентации — обсуждает устно. Кто-то устраивает настоящее шоу — посмотрите на YouTube выступления Стива Баллмера. Шутите, говорите серьезно, интригующе заходите издалека или приступайте сразу к сути. Главное — верьте в свой проект и показывайте, что он решает задачу клиента».
Выступление Стива Баллмера
Получается, что лучшая «защита» дизайна — это сотрудничество с клиентом: понимание его потребностей, конструктивный диалог и крутая презентация. Можно склонить заказчика к своему варианту и с помощью хитрости. Один знакомый рассказывал, что специально показывал клиентам один крутой дизайн и два откровенно паршивых, сделанных на скорую руку. При таком раскладе качественный вариант обычно выбирают без сопротивления. Но в этом методе бывают и фейлы, ведь никто не застрахован от очень плохого вкуса заказчика.
А вы знаете какие-то рабочие хитрости по «защите» дизайна?