— Какие у тебя увлечения на сегодняшний день?
— Наверное, чётких нет. С утра у меня всегда семья: собирать детей в садик, в школу. Пока доберёшься до работы, это план на день. Особых хобби, сторонних увлечений для подзарядки у меня нет.
— А хотелось бы, чтобы были?
— Иногда хотелось бы, чтобы побольше времени было на то, чем я когда-то увлекался. Просто сейчас не хватает.
— Как называется твоя должность?
— Директор по проектам.
— Как объяснить шестилетнему ребёнку, чем ты занимаешься?
— Приходит дядя, который говорит: я хочу написать игру «Змейка на компьютере». Я эту задачу бью, придумываю, как её сделать алгоритмически, если надо, объясняю дополнительно разработчикам, как её сделать, вместе с ними делаю, принимаю и показываю этому дяде.
— Какой самый сложный вызов был в последнее время?
— Ну, в компании GeekBrains я недавно, поэтому здесь у нас пока такие, операционные задачи: вникать, внедрять, поднимать коммерческие вопросы, т. е. супервызовов пока не было. Если говорить про задачи, то для меня задача должна показывать какой-то результат: ты делаешь что-то для чего-то. Явный результат для компании — это деньги. Или люди, которые опять же конвертируются в деньги. Если ты делаешь задачу и видишь хороший результат — это стимул для тебя и команды. Команде тоже очень важно видеть результат. Привлечение новых людей, привлечение выручки, т. е. иногда я выношу из новых отчётов, что мы выросли, внедрили новый функционал, это нам дало столько-то клиентов, и на такой процент поднялась выручка. Допустим, помогли отделу продаж сделать план.
— Какова динамика твоих доходов за этот год?
— Если говорить с прошлого года, то, наверное, лично моё благосостояние не изменилось, но если сравнить с несколькими годами назад, то каждый год был прирост. В мои обязанности иногда входит собеседование с разработчиками, общение с ними напрямую каждый раз, каждый день, и когда человек приходит и говорит: «Мне нужна интересная задача, мне не важны деньги», он тут немножко лукавит. Деньги нужны всем, деньги — это прямое свидетельство того, адекватен ты или нет. Деньги позволяют тебе реализоваться в своих жизненных потребностях, поэтому, конечно, деньги важны.
— А когда ты зарабатывал 30 тысяч рублей?
— Это было очень давно, в 2003.
— Когда планируешь зарабатывать миллион рублей?
— У меня нет таких планов. Хотелось бы, ну, не знаю, через год.
— Помнишь, кем ты хотел стать в детстве?
— В детстве не было у меня таких мечт. Всегда, наверное, думал, что у меня будет какая-нибудь техническая профессия, просто потому что я родился ещё в Советском Союзе. У тех, кто родился позже меня, было по-другому: чем позже рождаешься, тем компьютер раньше в семье. У меня компьютер появился уже, наверное, в средних классах школы, и играть я особо тоже не любил. Мне всегда было интересно, как он работает, поэтому предрасположенность к математике, к программированию была со школьных лет. Особой профессии для меня не существовало, никогда не мечтал ни о чем.
— Каким будет мир через 20 лет?
— Я, может, не такой крутой аналитик, но что точно, наверное, могу сказать, что будет дальнейшая цифровизация мира. Возможно, исчезнут офисы в том понимании, в каком они были ещё 5 лет назад. Офисы — имею в виду компании. Как мы уже видим, в магазинах не будет продавцов, всё заменяют кассы самообслуживания, ускорение, автоматизация. Может быть, через 5 лет мы все начнём вместо Турции летать в космос, мы увидели, что это возможно: встать, позавтракать, слетать в космос, вернуться, обнять детей — всё нормально.
— Где твоё место в мире через 20 лет?
— Я не очень люблю такие планы строить. Не знаю, не думал об этом.
— Три человека, которые оказали влияние на тебя?
— Есть, но не хочу называть. Нет, ну первый человек, который оказал влияние, без сомнения, моя жена. Благодаря ей я расту, она раскрывает меня, раскрывает какие-то эмоциональные вещи, другую часть меня. Другой человек работает в этой компании, один из директоров, которому я тоже очень благодарен и у которого я всегда стараюсь учиться, прислушиваться к нему.
— Чем ты продолжишься в своих учениках?
— В своих учениках… У меня на самом деле учеников нет, не знаю даже, как ответить. Если бы я был учителем, я бы наверное, как и детей своих, учил всегда думать о последствиях, думать вперед.
— Что может произойти такого кардинального в компании через год, что даст скачок?
— Через год вообще никто не знает, что произойдёт, но мы прогнозируем, потому что уровень технических компаний развивается, и это явно видно. Что было два года назад, что было год назад — сейчас это, конечно, бум, надо успевать запрыгивать, надо делать и участвовать. Планов и задач миллион, на год, на два, на три точно. Что конкретно будет, не знаю, но план чёткий есть: расшириться, выйти на другие рынки, сделать новую платформу удобную — громадное количество.
Если говорить именно про техническое образование, то оно точно будет расти, потому что формат текущих университетов… Я сам закончил обычное стартовое высшее образование, в Московском университете, и оно, наверное, важно, но по сути я не помню, наверное, процентов 80 из того, что давалось, потому что это не используется в жизни. Оно нужно для общего развития, но точно ты не используешь его ежедневно, в профессиях.
Я так же могу для расширения собственных границ и знаний просто читать книжки, которые мне нравятся, если возникает какой-то вопрос. Но не так, чтобы учиться этому и тратить 5 лет жизни, когда можно за год–два выучиться какой-то профессии и начать работать. Когда ты растёшь в этой профессии, изучая рядом что-то, т. е. ты и себя обеспечиваешь, и рост свой обеспечиваешь, наверное, в таком ключе технические компании интересны. Я не говорю, что не надо ходить получать высшее образование, для людей это, наверное, ещё один шанс, как и технические компании.
Не все могут пойти на высшее образование, потянуть все знания, у кого-то в жизни ситуация, когда надо работать, что-то изучать рядом, хочет жизнь поменять свою, чувствует, что когда-то ему было интересно. Мы же не говорим чисто про программирование, говорим про разные сферы жизни.
У меня был программист, который когда-то был продавцом. Он учился сам, по книжкам, а сейчас люди учатся на курсах. Это точно факт, мы знаем это на основе своих клиентов. Он был продавцом, прочитал одну книжку по программированию, вторую, начал в одной компании работать, расти и расти. Когда он пришёл ко мне, ему одному можно было смело давать целый проект, зная, он его сделает, он был первоклассный программист.
Сейчас он работает на фрилансе, мы с ним поддерживаем связь, он по-моему где-то в Бразилии сейчас живет, но каждый год он перемещается, свободно, вольготно себя чувствует. А сначала он в магазине на кассе работал, потом онлайн продажами занимался — резко поменял человек свою жизнь. Это не означает, что если ты не умеешь программировать, ты и не научишься. В нашем мире нужно уметь обращаться с техникой. У меня сейчас старшей дочке 10, младшей 3. Младшая в 3 умеет гораздо больше, чем старшая в 3, чем старшая в 5, т. е. она с техникой уже обращается на ты. Уметь обращаться с техникой для современности точно надо.
У вас тоже получится
Разработчик — первая программа обучения для осознанного выбора специальности и карьерной траектории в сфере информационных технологий от GeekBrains при участии Skillbox.
Получите востребованную профессию и актуальные знания в цифровых технологиях.