О продукте
Мы работаем над образовательной платформой, которой пользуется огромное количество людей: каждый день десятки тысяч пользователей заходят на сайт GeekBrains. Благодаря тому, что мы делаем, человек может прийти к своей мечте. Это большая ответственность, и она очень сильно вдохновляет.
Путь в профессию
Компьютер у меня появился, когда я был в третьем классе. Вначале я утонул в играх и о разработке совсем не думал. Мне даже не было особо интересно, как делают игры. Меня волновал только конечный продукт.
На первую работу я устроился в 2015 году, когда мне было 15 лет. Я был грузчиком в садовом центре: перетаскивал растения с места на место и поливал их. Но у меня был знакомый, который занимался SEO-менеджментом рекламы. Он решил, что я разбираюсь в компьютерах, а я не стал это отрицать. Так мы начали с ним сотрудничать. В какой-то момент нас попросили встроить карты на сайт. С этого и началось моё постепенное погружение в IT.
Об образовании
Я учился на инженера по прицельно-навигационным комплексам летательных аппаратов, но бросил вуз на третьем курсе. Когда я поступал, мне обещали, что я буду программистом-разработчиком. Я действительно хотел освоить эту профессию. Первые два года были идеальными, но дальше всё пошло не так, и я решил прекратить обучение.
Профессию фронтенд-разработчика мне пришлось осваивать самостоятельно. Самое сложное в начале пути — отсутствие комьюнити. Я был один: не было никого, кто мог бы мне помочь, подсказать книгу, статью или курсы. Мне приходилось получать нужные для работы знания из интернета, от знакомых, от людей, которые занимаются этими вещами в других компаниях. Услышишь где-то название новой технологии и ищешь информацию о ней в поисковике. Выходишь на каких-то IT-блогеров и там уже есть ссылки на книги или статьи.
Как стартовать в профессии и преодолеть первые сложности
Я думаю, что лучший вариант обучения в сфере — сразу бросаться в огонь. Если человек поставил себе цель стать разработчиком, он справится. Он найдёт тысячу путей выполнить задачу.
Самое главное — не сдаваться. У меня были моменты в карьере, два или три раза, когда я был на грани. Я хотел сдаться, потому что думал, что ничего не могу. В такие моменты я вспоминал, к чему и зачем я иду. Мне это помогало. Главное — не ставить сроки, так как дедлайны угнетают.
Один из переломных моментов, который сформировал меня как разработчика, случился во время работы в одной хорошей компании. Вся команда поругалась с руководством и ушла. Я тогда не очень много общался с ребятами, потому что приходил в офис во второй половине дня после учёбы и сидел до 12 или даже до часу ночи.
В итоге я остался один на проекте. Начальство сказало, чтобы я продолжил работать — и главное, делал всё красиво. К тому времени у меня не было серьёзных знаний. Поэтому, как только я получил зарплату, сразу пошёл в книжный и купил себе литературы на 20 тысяч рублей. Потом в течение нескольких недель или даже месяцев её изучал.
Мой совет для людей, которые не связаны с IT, но хотят попасть в эту сферу, — попробовать как можно больше направлений. После этого выбирайте одно и ставьте себе цель — к чему нужно прийти. И затем начинайте обучение.
О развитии в профессии и борьбе с выгоранием
Нельзя получить должность тимлида и после этого становиться в позицию «я крутой, я больше всех знаю». Ты должен всё время учиться, потому что в компанию постоянно приходят новые ребята и приносят новые технологии в проекты. Нужно не только погружать их в процессы и направлять, но и учиться у них. Мы постоянно обмениваемся знаниями: для этого у нас есть канал в мессенджере, где мы делимся статьями и полезными материалами.
Также у нас в команде есть люди, которые делают публикации на Хабре и других отраслевых площадках. Я в их числе. Я учусь на работе, после работы и перед работой. Читаю, смотрю и слушаю. Это круто, это помогает мне не выгорать.
Своё развитие я вижу в расширении зоны ответственности. Если говорить о конкретных позициях, можно стать руководителем гильдии — это когда ты руководишь не одной командой фронтенд-разработчиков, а тремя или четырьмя. Можно уйти глубже в код и стать архитектором. Это тоже интересная профессия.
Ну и, конечно, в будущем можно стать техническим директором. Думаю, до этой должности я дорасту не скоро, но кто знает?
Что самое классное в профессии фронтенд-разработчика
Разработка — это создание нового. Мы создаём новые приложения. Я вижу результат того, что я делаю, и это самое крутое. За один день работы можно реализовать какой-то элемент интерфейса и сразу увидеть результат. Например, с утра я сделал крутую навороченную кнопку и к вечеру она уже на сайте.
О работе в GeekBrains
В GeekBrains я пришёл на должность ведущего разработчика и вырос до тимлида. Сейчас я управляю командой разработки, которая проектирует и создаёт интерфейсы.
Моя основная задача — направить деятельность каждого разработчика в нужное русло. Разработчики — это очень независимые люди, они сильны в плане знаний. Их нужно объединить, чтобы мы все вместе двигались в правильном направлении.
Также в моей зоне ответственности — поддержание хорошей атмосферы в команде. Мне нужно сделать так, чтобы все ребята понимали, что они делают, и любили свою работу. Для этого каждый день в 11:00 у нас происходит daily meeting. Все члены команды собираются в переговорке, обсуждают возникшие трудности и рассказывают, что они сделали за прошлый день, что делают сейчас и что будут делать сегодня.
Также я проектирую продукты, создаю задачи в трекере и распределяю их по людям. Ещё я делаю отчёты о деятельности команды: мы изначально ставим цели на какой-то временной промежуток и потом отчитываемся о сделанной работе. Иногда у меня получается добраться и до кода.
Как стать тимлидом
Чтобы стать тимлидом, нужно несколько вещей. Во-первых, умение слушать. Во-вторых, экспертные знания в какой-то области программирования. И в-третьих, желание занять управляющую должность. На самом деле не так много людей, которые хотят и писать код, и управлять людьми. Для этого приходится много общаться, а это отвлекает от разработки. Поэтому третий пункт крайне важен.
Я стал тимлидом, потому что хотел больше общаться с людьми, причём с людьми из разных департаментов. Это самое классное: что ты не только общаешься со своей командой, но и запрашиваешь задачи у менеджеров, согласовываешь план работ с руководством, обсуждаешь идеи с дизайнерами и с другими отделами разработки, например со специалистами по бэкенду. Каждый день огромное количество общения.
О команде и обучении
У нас атмосфера стартапа и дружеские отношения в коллективе. Это способствует продуктивной работе. Я работаю в команде настоящих профессионалов: большинство ребят очень опытные, уровня middle и senior. Есть один джун, но его мы хотим уже через полгода вырастить до middle-уровня. Всего нас 10 человек, мы примерно одного возраста, но всё-таки я самый молодой. Плюс в команде есть люди, которые намного опытнее меня в плане разработки.
Моя задача — сделать так, чтобы каждый мог высказаться по любой теме. У всех есть право голоса, и я стараюсь прислушиваться к каждому. Любой член моей команды может мне сказать: «Никита, ты не прав, иди читай книжки». И я не буду спорить, ведь непрерывный процесс обучения — это часть нашей профессии.
Есть вещи, которые я перенёс из работы в повседневную жизнь. Первая из этих вещей — пунктуальность. Мы назначаем созвоны с родственниками, и я обязательно прихожу на них вовремя. Вторая вещь — работа с данными. Например, когда мы с девушкой выбирали отель, я создал таблицу, в которой распределил отели по разным сегментам и категориям, чтобы выбрать оптимальный.
О любви к работе
Мне родные и близкие часто говорят, что раз сегодня выходной, не надо писать код, надо отдохнуть. Но дело в том, что мне нравится то, чем я занимаюсь. Я так отдыхаю. Я не выгораю и не живу в ожидании отпуска. Моя работа — это моё хобби.
У вас тоже получится
Разработчик — первая программа обучения для осознанного выбора специальности и карьерной траектории в сфере информационных технологий от GeekBrains при участии Skillbox.
Получите востребованную профессию и актуальные знания в цифровых технологиях.