О чем речь? Различные виды дополнительного образования призваны не только дать новые знания, но и в целом развивать личность обучаемого. Данные возможности доступны как для школьников, так и для специалистов, которые нуждаются в повышении квалификации.
На что обратить внимание? Если с детьми все более-менее понятно, то в случае с ДПО (дополнительным профессиональным образованием) все сложнее. Для его получения иногда необходимо иметь специальность и диплом, а также правильно выбрать центр обучения.
В статье рассказывается:
- Суть дополнительного образования
- Виды дополнительного образования для детей
- Виды дополнительного профессионального образования
- Формы и условия ДПО
- Проблемы ДПО в России
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Суть дополнительного образования
Получение новых знаний и умений – неотъемлемая часть интеллектуального развития современного человека. Механизм дополнительного образования значительно расширяет жизненный кругозор и предоставляет большие возможности для профессионального и личного роста.
Дополнительное образование обеспечивает соответствие следующим критериям:
- Условия обучения. Исходя из личных соображений, будущий ученик сам определяет для себя время, график учебы, месторасположение, стоимость и другие дополнительные условия.
- Специализация. Дополнительное образование сегодня представлено большим выбором направлений для личностного и профессионального роста. Каждый имеет возможность подобрать обучение в соответствии с его профессией.
- Ограничение. Каждый из видов дополнительного образования имеет собственные критерии отбора студентов, как по возрасту, так и по цене курса и количеству свободных для обучения мест.
Преподавание на курсах дополнительного образования ведется исключительно профильными специалистами, окончивших высшее учебное заведение, получивших согласно программе необходимую квалификацию.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Виды дополнительного образования для детей
Процесс дополнительного образования детей постоянно совершенствуется. Цели и задачи учебных программ расширяются и дополняются, согласно мировым научным стандартам.
Современные образовательные учреждения, в рамках своей деятельности, предоставляют разные виды дополнительного детского обучения. Ключевыми критериями выбора самого образования являются всестороннее развитие личности ребенка, правильное восприятие и будущая профессиональная направленность.
Дополнительное изучение иностранных языков, математических и художественных курсов, а также других учебных дисциплин, являются наглядным примером разнообразия направленности дополнительного образования детей, определяемые талантом, способностями и индивидуальностью к обучению.
Различают следующие виды учреждений дополнительного образования:
- Факультеты дополнительного образования федерального уровня.
- Сетевые профессиональные учреждения дополнительного образования.
- Авторские методики и курсы, семинары специалистов-педагогов узкого профиля.
Творчество, как важный элемент дополнительного образования, включает в себя следующие формы, которые различаются между собой творческой активностью, принципами объединения и направленностью интересов и талантов.
Выделяют семь основных: кружок, студия, ансамбль, театр, оркестр, класс, школа.
- Кружок – самая распространенная форма дополнительного образования, состав которой образуется добровольным объединением детей по творческим интересам, способностям и увлечениям. Такое образование наиболее творчески активно.
- Студия – как правило, коллектив, объединенный единой творческой деятельностью, совместными занятиями на определенные темы, формированием соответствующих знаний и умений.
- Ансамбль – групповое музыкальное объединение детей для исполнения различных художественных произведений. Выступление ансамбля может быть как совместным, так и сольно. Обучение в ансамбле также происходит в коллективе либо индивидуальном порядке.
- Театр – способ объединения, при котором акцент творческой деятельности делается на представлении, как методе эффективной реализации образного потенциала каждого из его участников.
Читайте также!
Дополнительное профессиональное образование: нормативная база и особенностиПодробнее - Оркестр – творческая группа, выраженная в совместном исполнении детьми музыкальных произведений. Оркестр объединяет в себе игру на разных инструментах, участники которого демонстрируют разнообразные направления в музыке.
- Класс – коллектив, собранный из детей одного возраста. В классе учебные занятия проходят совместно в разных сферах творчества, согласно, образовательной программы.
- Школа – разноплановое объединение узкой специализации. В системе дополнительного образования обеспечивает изучение различных предметов, с возможностью более глубокого обучения наследующих этапах учебного процесса.
Виды дополнительного профессионального образования
Виды дополнительного образования условно делятся на три группы, включающие в свой состав:
- дипломированную профессиональную подготовку учащихся, с получением документа соответствующего образца (диплома);
- переподготовка, с занимаемым объемом обучения до 100 академических часов либо аудиоматериалы до 500 часов прослушивания, в конце которого выдается профильное удостоверение;
- краткосрочные курсы, авторские семинары, тренинги профессионального или личностного роста. Все эти образовательные программы напрямую связаны с предоставлением информации, нацеленной на повышение квалификации обучаемой группы.
Всестороннее информационное обеспечение студентов в группе — это базовая задача образовательной программы, являясь основой эффективного учебного процесса.
Отметим, что стажировка, как вид дополнительного образования, относят к категории дипломированной подготовки либо переподготовки.
Любая профессиональная деятельность требует от сотрудника или руководителя постоянного развития и поддержания уровня собственных знаний и навыков. Курсы повышения квалификации являются основным инструментом улучшения своих профессиональных возможностей. Наглядным тому примером может служить знакомство персонала с новыми технологиями, оборудованием либо возвращением сотрудников к работе после долгого перерыва.
Успешный карьерный рост напрямую зависит от постоянного расширения собственных профессиональных качеств, даже в том случае, когда рабочие должностные инструкции принципиально не меняются. Неудовлетворенность сотрудника условиями оплаты труда, графиком работы либо занимаемой должностью, является самыми частыми причинами смены деятельности, а значит и необходимости обучаться заново.
Источниками новых знаний и умений могут быть специализированные курсы, тематические семинары, тренинги профессионального роста. Организации и учреждения, различного профессионального профиля, направленные на получения дополнительного образования, максимально адаптированы для своих учеников, реализуя обучение онлайн, без отрыва от работы, обеспечивая комфортный учебный процесс.
Формы и условия ДПО
Обучение программам профессионального дополнительного образования вышеперечисленных двух категорий производится несколькими способами:
- очная форма (посещения в личном порядке каждого учебного занятия в определенный академический период);
- очно-заочная форма (смешанный тип посещения учебных занятий, с возможностью выполнять задания на дому);
- дистанционная форма (выполнение поставленного учебного плана удаленно на дому или на работе).
Преимущество такого разнообразия форм обучения в программах учреждений высшего образования позволяет учащимся выбирать наиболее подходящий для них график учебы. По окончанию в полученных дипломах не указывается на очной либо заочной форме он обучался, отмечаются только наименование пройденной программы и ее общее время.
Как правило, формат дополнительного профессионального обучения определяет само учреждение образования. Даже, в случае отсутствии конкретной информации о формах обучения на официальных источниках конкретным курсам, у ученика всегда есть возможность сменить на более подходящий вариант учебы на курсе. Стажировка, как вид обучения, формализуется в индивидуальном порядке, в зависимости от технической возможности отдельного образовательного учреждения.
Доступность различных видов программ дополнительного образования дает прекрасную возможность проходить профессиональную переподготовку и иностранным студентам, главным требованием к которым является признание их аттестатов, а также дипломов на территории Российской Федерации.
Необходимость заново сдавать экзамены при поступлении на программу дополнительного профессионального обучения исключается в случае соблюдения формальных минимальных условий, а именно подтверждение базового образования (диплом), средне-профессионального и наличия соответствующих документов (справки), указывающих на текущее обучение в вузе или колледже.
В отдельном случае, некоторые виды учреждений дополнительного образования могут перед поступлением назначить сдачу, и это в основном, касается ситуаций получения более углубленных знаний, например курса альтернативной магистратуры. Оплатив самостоятельно стоимость обучения, или используя грант, студент непосредственно приступает к учебе.
Максимальная ценовая доступность есть главное достоинством всех форматов ДПО по отношению к классическому обучению в вузе, с его более продолжительным сроком получения диплома и высокой ценой обучения.
Будущие студенты программ ДПО имеют огромный выбор видов учреждений дополнительного образования на территории РФ. Важно заметить, что большинство из представленных образовательных центров (вузы, колледжи, техникумы) предоставляют уникальную возможность обучаться в дистанционном режиме. Студенты могут находиться в Москве или другом городе по месту жительства, не прекращая при этом свою основную рабочую либо учебную деятельность.
Право предлагать курсы профессионально переподготовки или курсы повышения квалификации имеют организации, имеющие в наличии лицензию Рособрнадзора. К ним относятся:
- вузы (университет, институты, академии);
- техникумы, училища, колледжи;
- образовательные центры, специализирующиеся по программам ДПО;
- лаборатории и исследовательские научные центры и институты.
Учреждения, занимающиеся вопросами ДПО, могут быть как государственными, так и частными.
Проблемы ДПО в России
Несмотря на довольно высокий уровень развития в России программ дополнительное профессиональное образования, есть перечень проблем, которые мы подробно рассмотрим:
Необходимость более глубокого внимания федеральных и региональных властей к системе ДПО
Следует определить актуальность и общие экономические выгоды как регионам, так и федеральному уровню от внедрения и использования населением программ ДПО. Во многих областях формат получения дополнительного образования развит слабо. Ситуация стала меняться в лучшую сторону только в последнее время.
В соответствии с этим был представлен документ «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (в соответствии с п. 16 протокола заседания правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г. № 2) от лица Агентства стратегических инициатив, целью которого является формализация актуальности внедрение стандарта ДПО в ведущих промышленных регионах страны.
Состав данного документа (стандарта) в следующем:
- формирование алгоритма кадровых решений при содействии координационного совета при главе субъекта РФ и департамента внутренней кадровой политики;
- анализ показателей региональной экономики в соответствии с кадровыми потребностями местных предприятий на период 5-7 лет (предоставить их число и название);
- составить дорожные карты Комитетом промышленности регионального правительства штатной помощи промышленным регионам необходимыми профессиональными работниками;
Читайте также!
Система дистанционного обучения: суть и задачиПодробнее - налаживание договорных связей между предприятиями региона и различными видами учреждений дополнительного профессионального образования, для последующей реализации в подготовке кадрового состава;
- представлены программные пути решения внедрения и плановой реализации систем дополнительного образования специалистов, с учетом необходимых профессиональных нужд каждого предприятия.
Недостаточное финансирование программ ДПО
Во многих государственных организациях в их плановой штатной работе с персоналом требуется в определенный промежуток времени отправлять своих работников на курсы повышения квалификации. Касается это, преимущественно, переподготовки в сферах защиты персональных данных и экологии. И в связи с явной недостаточностью выделяемых средств, не каждая организация может себе этого позволить.
Образовательные центры частного сектора, предоставляющие услуги дополнительного профессионального образования не имеют возможности вести переподготовку по всем актуальным специальным знаниям. Территориально находясь в крупных центрах (Москва), они накладывают дополнительные затраты на предприятия по организации командировок своих сотрудников
Конкурентные проблемы
Область системы учреждений дополнительного профессионального образования очень обширна. Образовательные центры разнятся своим уровнем материальной базы, кадровым потенциалом и снижение стоимости услуг — единственный выход для привлечения слушателей во время поведения соответствующих тендеров и конкурсов.
В результате, не проводя качественную учебную подготовку, студентам выдаются на руки дипломы без реальной базы профессиональных знаний и умений. В подобном заведении попросту нет нужной специализированной информации и необходимых научных материалов. В таком случае назвать студента выпускником прошедшим ДПО и подтвердившим свой уровень квалификации нельзя. Заказчик вынужден проводить проверку полученных знаний своих сотрудников по факту.
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
Можно констатировать, что современные информационные технологии дают все возможности получения любой формы (очного, заочного, дистанционного графика) дополнительного профессионального образования. Что, в свою очередь, гарантирует качественный профессиональный и личностный рост в любых сферах современной трудовой деятельности.