Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить бесплатно
Главная БлогСмешанное обучение: преимущества и особенности организации
Смешанное обучение: преимущества и особенности организации.

Смешанное обучение: преимущества и особенности организации

Дата публикации: 02.08.2023
9 495
Время чтения: 1084
Дата обновления: 02.08.2023
В статье рассказывается:

Что это такое? Смешанное обучение (Blended Learning) – подход, в рамках которого учащийся получает знания от учителя офлайн и онлайн. Для работы в Интернете специально разрабатываются платформы с лекциями, вебинарами, семинарами.

В чем преимущества? Благодаря смешанному обучению школьники и студенты становятся самостоятельными, продвинутыми, ведь за интернет-технологиями будущее. Преимущества для работников компаний заключаются в повышении квалификации без отрыва от трудовых обязанностей. И это не все плюсы.

В статье рассказывается:

  1. Суть смешанного обучения
  2. История развития смешанного обучения
  3. 5 правил смешанного обучения
  4. Преимущества смешанного обучения
  5. Модели смешанного обучения
  6. Факторы успеха смешанного обучения
  7. Этапы организации смешанного обучения на примере школы
  8. Сложности и проблемы смешанного обучения
  9. Часто задаваемые вопросы про смешанное обучение
  10. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Суть смешанного обучения

Смешанное обучение представляет собой образовательную концепцию, при которой применяется комбинация самостоятельных онлайн-занятий и очных уроков с учителем.

Основным преимуществом подобного способа является возможность осуществления эффективного контроля за ключевыми параметрами обучения: местом, временем, насыщенностью и интенсивностью подачи материала. При этом открываются широкие возможности для совмещения традиционной методологии с новаторскими решениями в сфере преподавания.

Суть смешанного обучения
Суть смешанного обучения

Смешанное обучение ориентировано не на классическую подготовку ученика, овладевающего определённым набором знаний, а на формирование способности самостоятельно искать необходимую информацию и творчески подходить к решению комплексных задач. Поэтому каждый наставник задается вопросом, при помощи какой методики учащиеся усвоят необходимый объем материала при достаточной доле приложения самостоятельных усилий, чтобы получить наибольший эффект.

Учеными разработаны различные методы образования, в основу которых положены подходы, отличающиеся друг от друга в зависимости от специализации. Например, системы развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, гуманная педагогика Ш. А. Амонашвили, принципы личностно-ориентированного образования И.С. Якиманской. Все эти в общем-то разноплановые концепции объединяет необходимость сочетания следующих идей:

  • деятельностный подход к обучению, направленный на стимулирование активного участия обучающегося в процессе получения знаний;
  • формирование среды образования, в которой ученик вырабатывает навыки самостоятельности и осознает личную ответственность за принятие решений;
  • создание атмосферы взаимного доверия и уважения педагога и ученика;
  • система объективного контроля успешности учеников должна вырабатывать у них способность к самооценке, которая повышает уровень образовательной активности;
  • процесс обучения должен вызывать удовлетворение результатами и переживание положительных эмоций при достижении промежуточных этапов без признаков какого-либо принуждения.
Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 31949 pdf иконка

Технология смешанного обучения в значительной степени реализует эти базовые принципы.

История развития смешанного обучения

Специалист по эффективному управлению персоналом Джош Берсин в своем труде The Blended Learning Book: Best Practices, Proven Methodologies, and Lessons Learned («Книга по смешанному обучению: лучшие практики, проверенные методологии и извлеченные уроки») рассматривает 4 основных этапа становления этой методики.

  • 1960–1970-е: обучение с применением мейнфреймов

Пионером этого направления можно считать многопользовательскую вычислительную систему PLATO, созданную в Университете Иллинойса. Содержащиеся в ней образовательные программы по самому широкому спектру специализаций применялись в учебных заведениях и даже в тюрьмах. PLATO, просуществовавшая до 2006 года, является родоначальником многих привычных в эпоху Интернета сервисов: имиджбордов, форумов, онлайн-игр.

История развития смешанного обучения
История развития смешанного обучения
  • 1970–1980-е: обучение при помощи телевидения

В этот период в США при бурном развитии спутниковой связи получили распространение видеотрансляции, посредством которых в крупных фирмах происходило обучение персонала специалистами-инструкторами. При помощи дополнительного оборудования достигалось даже подобие интерактивности: лектору можно было задавать вопросы. Эта форма обучения применялась также в университетах при работе с заочниками. Студенты имели возможность просматривать лекции профессоров.

  • 1980–1990-е: образовательные курсы на компакт-дисках

С распространением ПК популярность подобного формата только возрастала. Относительно большая (по тем временам) емкость и небольшие размеры носителя позволяли формировать курсы с высокой степенью наглядности, активно внедряя видео- и аудиоматериалы. Многие корпорации (например, гигант авиастроения Boeing) разрабатывали для своих сотрудников специальные образовательные курсы на CD для самостоятельной подготовки перед прохождением очных тестов.

  • 1998-й — наши дни: применение интернет-технологий при обучении

Первоначально предпринимались попытки публикаций в сети Интернет образовательных программ, разработанных для размещения на компакт-дисках. Но по причине невысокой скорости интернет-соединения эффективность образовательного контента была низкой. По мере повышения пропускной способности методы онлайн-обучения последовательно развивались. Теперь в распоряжении преподавателей множество удобных и полезных инструментов, комбинируя которые, они могут добиться высоких результатов при обучении.

5 правил смешанного обучения

  • Последовательность

Самостоятельное ознакомление с материалом сочетается с последующим подробным объяснением преподавателя. После чего появляется возможность применения знаний на практике.

  • Наглядность

На современном уровне технологий онлайн-обучения всю базу знаний по каждой конкретной дисциплине можно разделить на условные блоки, содержащие справочные материалы, таблицы, графики, тренажеры и пр.

  • Практическое применение

Полученные знания необходимо закреплять на практике. При смешанном обучении ученики сочетают выполнение практикума в группе и индивидуально, в онлайн-режиме и очно.

  • Непрерывность

Немаловажный фактор при любой форме обучения. Длительные паузы в образовательном процессе неминуемо ведут к значительному снижению эффективности. Онлайн-уроки позволяют ученикам обеспечивать непрерывность образовательного процесса.

  • Поддержка

Программа смешанного обучения сокращает время отклика – у студента всегда есть возможность уточнить интересующие детали у преподавателя. Для этого совсем необязательно ожидать следующего занятия.

Преимущества смешанного обучения

Многие преподаватели берут на вооружение инструментарий смешанного обучения. Большой интерес проявляют и руководители корпораций при проведении мероприятий по повышению квалификации персонала.

Перечислим 5 основных преимуществ.

Универсальность

Смешанное обучение подходит для всех учеников вне зависимости от их предпочтений. Возможность гибкой настройки методологии подачи материала без труда адаптирует курс под конкретного студента. Конечно, с некоторыми очными образовательными программами могут возникать определенные сложности при переводе в онлайн-формат, но проблема вполне решаема.

Преимущества смешанного обучения
Преимущества смешанного обучения

Интерактивность и коммуникация

Преподаватели, занимающиеся реализацией смешанного обучения, применяют комбинирование онлайн- и офлайн-технологий, внедряя в образовательную программу последние инновационные решения. При этом эффективность анализа достигнутых учениками результатов можно оценивать при помощи функционала Learning Management System (LMS).

Пользователи смешанного обучения получают уникальную возможность проводить дискуссии, закреплять пройденный материал на практике, развивая и оттачивая полученные навыки. Система повторения способствует лучшему запоминанию и применению новых знаний.

Минимизация затрат

На первый взгляд очная форма образования может показаться менее затратной по сравнению с организацией смешанного обучения, требующего вложений в разработку электронных средств. Но многие критики упускают из вида дополнительные затраты, вроде бы не связанные напрямую с классическим учебным процессом: время на поездки и командировки обучающихся, заработная плата инструкторов, питание и другие накладные расходы могут составлять львиную долю образовательного бюджета.

Смешанная форма обучения избавляет от большинства подобных издержек, а также может применяться неоднократно, экономя при этом время как ученика, так и преподавателя.

Удовольствие и участие

Смешанное обучение в образовании построено на принципе интерактивности. Ученики имеют возможность практиковаться в сети Интернет, выбирая тот или иной стиль обучения. Быстрая обратная связь с преподавателем и другими пользователями, большой выбор типов контента, применение на практике пройденного материала делают образовательный процесс увлекательным и приносящим удовольствие.

Преподаватели, в свою очередь, могут объективно оценивать учащихся и при необходимости вносить коррективы.

Охват и персонализация

Перед крупными компаниями стоит острая проблема организации универсального обучения без привязки к месторасположению своих подразделений. Повышение квалификации персонала без командировок решается внедрением смешанного обучения.

Широкий охват аудитории подразумевает учет различного уровня подготовки у обучающихся. Очевидно, что нет необходимости прохождения одной и той же обучающей программы людьми, имеющими разный опыт. Смешанное обучение построено по принципу «шведского стола», при котором у учеников есть возможность выбора условий работы с учебным материалом.

Модели смешанного обучения

В зависимости от некоторых обстоятельств и условий смешанное обучение имеет множество различных вариаций. Но все они сводятся к реализации четырех основных моделей. Ниже рассмотрим их подробнее.

Модель №1 «Ротация»

Вариант, при котором ученики чередуют формы обучения в соответствии с утвержденным планом-графиком. При этом хотя бы для одного из видов деятельности используется онлайн-режим. В этой модели выделяют 4 подкласса:

  • Ротация станции. Данная категория нашла распространение в начальных классах общеобразовательной школы. Суть заключается в том, что детский коллектив делится на группы, каждая из которых получает определенное задание. Ученики в составе своей группы имеют возможность чередовать станции.
  • Лабораторная ротация. Часто применяется в компьютерном классе при электронном обучении. Особенностью модели является необходимость тщательного планирования процесса.
  • Индивидуальная ротация. Свобода перемещения учащихся ограничена станциями, определенными педагогом или алгоритмом программы. Ученики принимают участие только в тех мероприятиях, которые закреплены в их персональном задании.
  • Flipped Classroom. Эта категория подразумевает трансформацию традиционной роли каждого учебного пространства. В обязанности учеников входит обязательный просмотр обозначенного лекционного материала, выполнение онлайн-упражнений и заданий, участие в дискуссиях и проектирование.

Наиболее распространенная модель смешанного обучения среди преподавателей и студентов по причине ее высокой эффективности.

Модель №2 Flex

В рамках этой модели студенты обладают большей степенью свободы при контроле своего обучения. Основная часть образовательной программы реализуется в онлайн-режиме. В особых случаях для получения консультаций или инструкций происходит личное общение с преподавателем.

Каждый ученик имеет в распоряжении индивидуальный график обучения.

Не исключены и групповые занятия, во время которых происходит обмен мнениями и коллективное выполнение заданий.

Уделяется внимание и общению с педагогом в форме как личных консультаций, так и групповых обсуждений пройдённых тем. Как правило, в начале недели преподаватель формирует график проведения семинаров и других занятий на всю семидневку. В соответствии с этим планом ученики составляют индивидуальные календари, исходя из своих интересов.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку

При организации этой модели смешанного обучения характерно появление:

  • самостоятельно обучающихся студентов;
  • групповых занятий;
  • дискуссий в небольших коллективах учеников;
  • менторства и т.п.

Одной из важнейших характеристик этого типа смешанного обучения является гибкость образовательного процесса. Студенты обладают относительной свободой при выборе целевой группы либо индивидуальной работы. Больше возможностей и у преподавателя, курирующего различные коллективы.

Модели смешанного обучения
Модели смешанного обучения

Многие специалисты-педагоги видят в такой реализации системы образования залог успешности.

Модель №3 A la Carte

Cмешанное обучение по этой модели применяется преимущественно в старших классах. Интенсивные онлайн-занятия чередуются с очными уроками.

Особенностью подхода A la Carte (меню) заключается в том, что у студента есть возможность выбора курса по своим предпочтениям. Модель эффективна для учеников с сильной мотивацией и интересами, выходящими за рамки основной программы.

В современных условиях цифровое обучение доступно практически из любого места: дома, университета, другого города и т.д.

С точки зрения преподавателей смешанное обучение «а ля карт» предоставляет большие возможности по гибкому планированию образовательной программы, позволяющей использовать такой ценный ресурс, как время, наиболее оптимальным и эффективным способом.

По их мнению, дело не в технологии, а в обучении при помощи технологии. Основное преимущество – обучение в любом месте и в любое время. Этот подход является привлекательным и для обучающихся, которые имеют возможность учиться в соответствии со своими интересами.

Модель №4 Enriched Virtual

Большинство заданий в рамках этой модели ученики выполняют в режиме онлайн. Однако посещение очных уроков вовсе не исключено. Обычно такие занятия проводятся 2-3 раза в неделю.

Весь процесс обучения ориентирован на обучающегося, на стороне которого инициатива. За счет этого мотивированные студенты добиваются значительного успеха.

Enriched Virtual популярна у учеников по причине широкого выбора формата при высокой степени независимости. Они могут выбирать ту групповую деятельность, которая больше соответствует их индивидуальным качествам.

Студенты просматривают лекционный материал, делают конспекты, а потом выполняют практические задания. Доступны как групповые, так и самостоятельные формы обучения.

На завершающей стадии пользователи обучающей программы проходят тестирование, результаты которого дают объективную картину степени усвоения основной концепции.

Факторы успеха смешанного обучения

Для того чтобы образовательная программа была наиболее эффективной, необходимо учитывать основные характеристики смешанного обучения. Дадим некоторые важные рекомендации:

  • приобретение актуального компьютерного оборудования с новейшим программным обеспечением;
  • построение локальной сети учебного заведения или предприятия с доступом в Интернет;
  • организация образовательного портала с обеспечением доступа с любого устройства;
  • подготовка и дидактический анализ изучаемых дисциплин для разделения на блоки, определение наиболее оптимальной методологии преподавания;
  • акцент на наглядности и интерактивности учебного материала при его изучении и итоговом тестировании;
  • проектирование сервисов для реализации виртуальных классов, лабораторий;
  • подготовка преподавателей, системных администраторов;
  • внедрение в обучающую программу модуля предварительного тестирования для определения потенциала каждого студента, его мотивации и индивидуального стиля;
  • совершенствование процесса смешанного обучения;
  • использование целеполагания для организации среды высоких достижений;
  • разработка дидактических материалов по управлению процессом обучения, решение административных вопросов;
  • разработка оптимального плана смешанного обучения с достаточной степенью подробности, а также графика доступа обучающихся к материалам программы;
  • организация прозрачной системы мониторинга и контроля за ходом образовательного процесса;
  • доведение до сведения обучающихся информации о личной ответственности за результаты;
  • стремление к наиболее высокому уровню применения технологии обучения;
  • применение смешанного обучения в новых образовательных учреждениях или группах для исключения необходимости проведения коренных изменений в уже привычном процессе.

Наиболее предпочтительны для реализации следующие методы смешанного обучения:

  • case-study (метод конкретных ситуаций);
  • игровой (соревновательный);
  • иллюстративный (демонстрационный);
  • инверсионный (от противного);
  • блочное обучение;
  • коллективный (в составе малых групп);
  • поисковый (эвристический, экспериментальный);
  • погружения (максимальная концентрация на решении поставленной задачи);
  • проблемный (преодоление противоречий);
  • проектный (создание объекта);
  • программированный (решение определенной последовательности задач);
  • свободные ассоциации (выстраивание ассоциативных рядов и цепочек);
  • эмпатия (личная аналогия).

Этапы организации смешанного обучения на примере школы

Помимо определения подходящей модели смешанного обучения, немаловажным фактором является решение административных и организационных проблем. Дадим несколько рекомендаций по внедрению смешанного обучения в школе:

  • Разработайте подробное расписание очных и онлайн-уроков, обеспечив свободный доступ к нему учеников и их родителей, для того чтобы они имели представление, в какое время необходимо подключиться к занятию, когда нужно предоставить выполненные задания или посетить класс. План-график можно опубликовать онлайн.
  • Сформируйте необходимый набор инструментов и учебного материала. Ознакомьтесь и изучите порядок работы с сервисами для организации видеоконференций (Zoom, Skype). Предварительно протестируйте вывод материала на экран, включение режима Stream, использование образовательных платформ. Перед онлайн-уроком еще раз тщательно проверьте готовность технических средств, наличие нужного материала и приготовьте альтернативные средства связи.
  • Сделайте подробный план каждого урока с учетом хронометража и составьте график на учебную неделю в зависимости от выбранной модели смешанного обучения. Определите, какой материал ученики будут осваивать самостоятельно и темы, требующие объяснения. Сформулируйте тестовые задания по каждому пройденному модулю (блоку).
  • При выборе формата обучения учитывайте возраст и компетенцию учеников. Чем старше дети и чем выше их подготовка, тем больше они могут изучать самостоятельно. Особое внимание уделяйте безопасности работы учащихся с компьютером. Время, проведенное перед монитором, не должно превышать соответствующие нормативы СанПиН.
  • Если запланирована очная или удаленная коллективная работа с детьми, то предварительно необходимо сформировать группы, довести до учеников содержание заданий и сроки их выполнения, а также ожидаемый результат от их деятельности. В цифровом формате используйте онлайн-доски, с которыми могут одновременно работать несколько человек. Можно также применять сессионные залы в Zoom, когда конференцию делят на отдельные комнаты для обсуждения.

Сложности и проблемы смешанного обучения

Излишняя бюрократизация сферы образования является одной из главных проблем при внедрении моделей смешанного образования. Жестко регламентированные учебные планы с узкой специализацией дисциплин, неповоротливая система, подразумевающая составление различных отчетов, вертикальное иерархическое управление создают неблагоприятные условия для применения инновационных решений.

Только до 25.11
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300

Поэтому прогрессивные педагоги сталкиваются с дилеммой: с одной стороны, реформы в сфере образования давно назрели, а с другой, в рамках сложившейся системы преподаватель вынужден следовать утвержденным планам и сильно ограничен в методах и формах обучения.

Другим существенными препятствиями выступают недостаточная ИТ-грамотность, слабая техническая оснащенность учебных заведений, отсутствие доступа к сети Интернет по безлимитным тарифам. Внедрение системы смешанного обучения тормозится недостаточным уровнем владения инновационными технологиями как преподавателями, так и учениками. Проблему необходимо решать посредством обучения работе с цифровыми устройствами и целевыми онлайн-сервисами, в том числе и с LMS-платформой.

Кроме того, организация смешанного обучения требует значительных капиталовложений для обеспечения технического сопровождения, приобретения компьютеров, средств коммуникации, образовательных программ. А в условиях обычной средней школы необходимо также проводить мероприятия по переоборудованию и модернизации помещений (например, зонирование пространства при использовании модели «смена рабочих зон»).

Часто задаваемые вопросы про смешанное обучение

Каковы организационные особенности модели?

Одной из основных организационных особенностей смешанного обучения является постепенная трансформация традиционных схем образования с приоритетом на использование современных цифровых технологий и культивирование у учеников индивидуального подхода к получению знаний.

В чем заключаются технические аспекты?

Смешанное обучение подразумевает широкое использование цифровой вычислительной техники. Чаще всего применяются компьютеры и мобильные устройства с доступом в сеть Интернет. Акцентируем внимание на том, что при реализации смешанного обучения наличие устройства у каждого ученика в один и тот же момент времени не является необходимым условием. Но модель «1:1» (один учащийся – одно устройство), а также модель BYOD («принеси своё устройство) приветствуется.

Часто задаваемые вопросы про смешанное обучение
Часто задаваемые вопросы про смешанное обучение

Существующие профильные онлайн-сервисы помогают организовать процесс наиболее рационально и эффективно.

Каким должен быть контент?

Учебный материал, используемый в рамках смешанного обучения, подбирается по критерию избыточности. Это позволит гибко настраивать формат обучения под конкретные цели с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Кроме того, разнообразие образовательного контента позволяет обеспечить иные формы его подачи (анализ и синтез, эксперименты, проекты, игры, дискуссии).

Внедрение новых форм и методов смешанного обучения в ближайшем будущем способно вызвать революцию в сфере образования.

Оцените статью:
5
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
Читайте также
prev
next
Бесплатные вебинары:
prev
next
Как работает дизайн-студия на примере одного кейса 

Как работает дизайн-студия на примере одного кейса 

Узнать подробнее
Инновационные подходы к обучению информационным технологиям

Инновационные подходы к обучению информационным технологиям

Узнать подробнее
Как стать Python-разработчиком

Как стать Python-разработчиком

Узнать подробнее
Что нужно знать разработчику

Что нужно знать разработчику

Узнать подробнее
Кто такой тестировщик и как им стать

Кто такой тестировщик и как им стать

Узнать подробнее
Чем занимается программист и как им стать

Чем занимается программист и как им стать

Узнать подробнее
Как искусственный интеллект помогает и мешает задачам кибербезопасности

Как искусственный интеллект помогает и мешает задачам кибербезопасности

Узнать подробнее
Бесплатный вебинар про внедрение искусственного интеллекта

Бесплатный вебинар про внедрение искусственного интеллекта

Узнать подробнее
Какие есть профессии в ИТ

Какие есть профессии в ИТ

Узнать подробнее
Смените профессию,
получите новые навыки,
запустите карьеру
Поможем подобрать обучение:
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...