Что это? Референс – отправная точка художника, дизайнера, видеографа, в общем, любого специалиста, работающего с изображениями и видеорядом. Представляет собой картинку, фрагмент из фильма, набросок, на основе которого создается объект.
Как работать? Для начала референс нужно найти. Хорошие источники – фотостоки, тематические форумы, кино, сериалы, социальные сети. Найденное изображение поэтапно обрабатывается.
В статье рассказывается:
- Что собой представляет референс
- Виды референсов
- Задачи референсов
- Кто использует референсы
- Основные источники референсов
- Этапы работы с референсами
- Советы новичкам по работе с референсами
- Часто задаваемые вопросы о референсах
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что собой представляет референс
Референсы — это изображения или объекты, выбираемые на этапе подготовки проекта и используемые дизайнером или художником в процессе работы.
В переводе с английского языка reference означает «справка», «отсылка» или «пример». То есть референсы — это основополагающий визуальный материал, результаты изучения которого используют при разработке собственных идей.
Референсом в дизайне может быть произвольный зрительный образ — неподвижное изображение или видео: сцена из фильма, фото звездного неба, страница учебника или эскизы работников творческих профессий. Каждая составная часть референса может оказаться толчком для творческого порыва, стать источником новых знаний и продвинутых идей.
Референсами могут быть осязаемые вещи. Для разных направлений творческой деятельности требуются свои референсы. Например, для дизайнера одежды это могут быть образцы фурнитуры и материалов, а для инженера — механизмы или их модели, объекты живой и инертной природы.
Референсы используются в разных сферах человеческой деятельности. В частности, они пригодятся при подготовке сценария или записи видеороликов. С их применением демонстрация формата видео получается наглядной и качественной. Творческие работники используют референсы для уточнения деталей создаваемых проектов, для получения полной информации о внешнем виде предметов. Они нужны при разработке логотипов, персонажей, новых изделий, товарных знаков.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
На начальном этапе проекта все референсы следует объединить в коллаж, продемонстрировать их заказчику, чтобы сформировать общий взгляд на выполняемую деятельность. Целесообразно создать несколько таких аппликаций и из них выбирать самый подходящий вариант для практической реализации всего задуманного.
Виды референсов
Референсы разделяются на 2 вида:
Стилевые
Это образцы дизайна, которые могут применяться при разработке проекта: дизайн-макеты, ранее подготовленные варианты или отдельные детали. На основе таких примеров формируется понимание, как практически задействовать тот или иной стиль на практике и в каких материалах, какие составные части используют и как работают с цветом.
Все большие компании как правило, имеют брендбук, в котором понятно и однозначно описывается стиль и применяемая палитра для всех продуктов и коммуникаций компании. Дизайнер принимает его за базу, подбирая референсы в манере и цветах, описанных в нем.
Функциональные
Это референсы по конкретной задаче или по определенному типу изделий. Например, сайт ресторана, фирменный стиль брендовой обуви, упаковка конфет. Функциональные референсы нужны для глубокого понимания технических требований и структуры планируемой разработки.
Задачи референсов
Референсы для графического и веб-дизайна могут решать разные задачи. Они:
- Являются источником творческого вдохновения. При полном отсутствии идей и понимания, как исполнить конкретные детали, следует использовать примеры других дизайнов необходимого стиля и направленности.
- Развивают насмотренность. У неопытных дизайнеров её нет совсем или часто не хватает. При ее неразвитости работы получаются однообразными, невыразительными, в них не видно творческого вдохновения.
Читайте также!
Pixel Art: принципы, программы и известные художникиПодробнее - Референсы дают дизайнеру профессиональные знания. Это, например, оригинальные изобразительные приёмы или новые подходы, которые только внедряются в практику.
- Помогают идти в ногу со временем. Дизайн – динамичная сфера деятельности, в нем непрерывно появляются новые стили, более современные приемы, методы и подходы к цветовому оформлению. С помощью референсов удобно быть в курсе передовых тенденций в проектировании и использовать положительный опыт своих коллег.
- Помогают представить идею заказчику. С использованием референсов возможно показать клиенту, каким дизайнер видит конечный результат работы и как правильно двигаться к конечной цели. Еще они являются наглядным материалом для обоснования специалистом своей концепции, они дают весомые аргументы для определения ориентиров.
- Страхуют от повторов. С помощью референсов профессионал сможет разобраться в тенденциях развития дизайна, увидеть часто применяемые варианты, сформировать свой нестандартный подход к творческому процессу.
- Погружают в контекст. В сферах деятельности с высокой конкуренцией важно выглядеть лучше в сравнении с другими. Имея большую подборку референсов, легче найти собственный взгляд на разработку уникального продукта.
Кто использует референсы
Все специалисты, работающие с визуальным контентом, используют референсы. Наиболее широкое применение они нашли в следующих областях деятельности:
- Веб-дизайнеру референсы определяют стратегию создания проекта сайта, лендинга, рекламного баннера или приложения.
- Фотографам они требуются для поиска концепции съемок, подбора цветовой гаммы, композиции, подготовки сюжета или почерка его изложения.
- Для графиков референсы являются инструментом создания логотипов, фирменного стиля, дизайна упаковки, рекламных материалов и внешнего оформления.
- Иллюстраторам, разработчикам компьютерных игр и 3D-художникам они нужны, чтобы создавать фантастические миры и действующие лица.
- При работе над брендингом и фирменным стилем референсы способствуют подготовке образов и цветовых сочетаний, которые подчеркивают уникальность бренда на фоне конкурентов.
- С их применением модельеры одежды придумывают современные силуэты и новые стилевые решения для изделий.
- Дизайнеры интерьера применяют референсы для создания требуемого образа и цветовой гаммы в соответствии с пожеланиями заказчика.
Основные источники референсов
Найти изображения для творческой работы можно везде, но в первую очередь следует использовать поиск на Google или в Яндекс. Этот подход приемлем, если конечный результат работы не планируют публиковать, а нужно просто поупражняться. При разработке серьезного проекта примеров из поисковых систем будет недостаточно и надо использовать возможности других ресурсов.
Самая содержательная коллекция дизайн-вариантов, в которой имеется множество изображений по различной тематике. Тут можно найти фотографии, концепты, наброски, инструкции, видео и уроки. Большинство изображений защищены авторским правом, т. е. доступ к ним является платным. Более легким способом подготовки примеров является поиск посредством рекомендаций.
Фотостоки
Есть большое количество различных сервисов, на которых размещаются качественные картинки и обеспечен бесплатный доступ к ним. «Флипик» – один из таких доступных ресурсов. На нем размещены тысячи рисунков. Есть возможность получения их с высоким качеством и применения в коммерческих целях. Для поиска референсов это вполне подходящий ресурс.
Платформы для дизайнеров
Многие художники размещают свои работы на ресурсе Deviantart. Имеется ряд фильтров, с помощью которых можно выбрать стоковые картинки и применить их в проекте. Этот ресурс предоставляет большое количество вариантов.
Тематические группы в социальных сетях
Там есть много тематических сообществ, где администраторы публикуют материалы для использования в качестве референсов. Такой подход дает различные возможности для поиска изображений. В социальных сетях имеется много материалов, которые могут использоваться в разрабатываемом проекте.
Этапы работы с референсами
На подготовительном этапе проекта специалист по дизайну обобщает всю информацию, которая может быть использована при создании первой версии. До начала самостоятельного сбора референсов необходимо получить:
- техническое задание от заказчика;
- требования к конечному продукту: особенности, достоинства, аудитория, конкурентная среда;
- технические условия: порядок применения макета, в каких размерах, изделиях, материалах;
- заготовки заказчика: образцы проектов, которые его устраивают – их можно использовать при разработке вместе с другими.
Начинается сбор референсов. Этот процесс состоит из стадий:
Этап 1: Поиск в источниках.
Для него используют теги — ключевые слова/словосочетания, которые отражают основную идею, задачу дизайна, подлежащего разработке. Примеры: «классический стиль», «дизайн ресторана».
Этап 2: Отбор референсов.
Для применения в разработке берутся готовые макеты или изделия, а также отдельные составные части, шрифты, фрагменты цветовой гаммы.
Этап 3: Оформление подборки.
Можно скомпилировать презентацию на Behance и Pinterest, в графическом редакторе Figma или подготовить ее в Keynote или Google Slides.
Этап 4: Анализ подборки и формулирование выводов.
Изучение удобнее всего вести в Figma или презентации, дополняя изображения своим видением будущего проекта с комментариями и обоснованиями. Именно от них нужно отталкиваться при развитии концепции, а не от картинки-примера. Для анализа надо ответить на основные вопросы:
- Каковы мои эмоции по поводу изображения или макета?
- Какие решения с моей точки зрения являются лучшими, и по какой причине?
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
Надо проанализировать недостатки и ошибочные стороны каждого референса для недопущения их в своей работе.
Советы начинающим работу с референсами
Начиная работать с референсами, рекомендуется учесть следующие советы:
- Их используют для поиска новых подходов и мыслей, копирование чужих идей не одобряется. Можно взять стандартные элементы из референса, но не следует использовать подобранные варианты в качестве трафарета.
- Проводите анализ других работ, ищите в них положительные и отрицательные моменты. Это позволит уменьшить количество собственных ошибок, качественно выполнить задачу.
- Целесообразен поиск стилевых референсов в смежных областях, в том числе далёких от той, к которой относится разрабатываемый проект. Идеи для дизайна сайта, для иллюстрации можно найти в самых неожиданных источниках: журналах, фильмах, музеях, на выставках.
- Собирать следует отдельные составные части, а также их сочетания, например заголовок и текст под ним. Это дает возможность сразу компоновать приемлемые комбинации, и в дальнейшей работе не придется возвращаться к каждой мелкой детали макета.
- Для каждого проекта подбирайте по 5–10 референсов. Так создается возможность выбора подходящих составных частей и комбинаций из всей подборки для их применения в окончательном варианте.
- Красивый и гармоничный референс не всегда поможет в выполнении полученной задачи. Основным показателем оценки пригодности является его функциональность.
Частые вопросы о референсах
Разве референсы не являются плагиатом?
Нет, так как результаты выполнения проекта – не копия исходников. Референсы – побудительный мотив в разработки новаций и уникальных изделий. Главным является воплощение своей идеи. Можно скопировать основу, но в процессе работы обычно появляются новые предложения и мысли, после реализации которых она приобретет другой вид.
Рекомендуется использовать несколько референсов. Это точно позволит уйти от копирования. Надо брать из каждого изображения/образца, используемого как референс, самые подходящие детали, и объединить их в конечном изделии.
Отличие референса от мудборда.
Не следует их путать. В переводе с английского mood board — «доска настроения». Визуальные референсы — примеры, используемые в творческом процессе для подготовки макета.
Мудборд — представление референсов в виде нескольких изображений, выражающих общий замысел или эмоциональное состояние. Его можно создать в виде коллажа из снимков, иллюстраций, иконок, фрагментов текста, пятен разных цветов. В него включают любые неконкретные сейчас пожелания заказчика: «что-то космическое» или «что-нибудь в стиле розового фламинго».
Можно ли искать референсы в кино, сериалах, музыкальных клипах?
Да, можно. Для некоторых проектов в кино, сериалах, клипах есть удачные образы, пейзажи. Для таких ситуаций надо найти подходящий источник, зафиксировать нужный фрагмент и найти в нем свое вдохновение.
В общем поиск референсов несложен. Главное – добиться создания уникального проекта без копирования чужих работ. В других проектах надо искать источник творческого вдохновения и делать свой заведомо лучше других.
Читайте также!
Практически все специалисты, занимающиеся творческой работой и реализацией собственных идей, используют референсы. При выполнении проектов представители креативных профессий (дизайнеры, художники, фотографы, копирайтеры, архитекторы, иллюстраторы, специалисты по маркетингу, режиссеры) опираются на опыт коллег.
Изучение и анализ деталей работ партнеров по творческому делу дает не только вдохновение для появления своих уникальных идей, но и позволяет на начальном этапе согласовать с заказчиком тонкие моменты проекта, понять его желания, и показать ему первый вариант.