Что сподвигло? Развитие дополнительного образования детей требовалось давно. Та модель, которая зародилась во времена СССР («ученики после школы должны ходить на кружки, чтобы было меньше времени на ерунду»), уже давно изжила себя. Дети должны быть заинтересованы, а не заниматься, потому что кому-то это надо.
Чего ожидать? В 2022 году была разработана новая концепция дополнительного образования, которая учла все просьбы педагогов и родителей. Согласно ей, к 2030 году кружки будут практически полностью модернизированы, программы пересмотрены, а педагоги стимулированы.
В статье рассказывается:
- Традиционная модель дополнительного образования детей в России
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
- Трудности в допобразовании, которые должна решить концепция
- Планы на дополнительное образование детей
- Потенциальные риски
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Традиционная модель дополнительного образования детей в России
Формирование традиционной модели пришлось на время индустриализации. Советская система образования выстраивалась с учетом социальных и социокультурных ценностей и в прямом смысле слова толкала учеников к активному развитию, познанию и пониманию искусства, к проявлению (пусть даже минимальному) инженерных творческих способностей.
Таким образом осуществлялось восполнение физических дефицитов. Форма занятий тоже соответствовала времени. Это были кружки, в которых дети учились социальной организации и коллективной работе (как на реальном производственном предприятии).
По завершении периода «индустриализации» и «культурной революции» (1970-1980 гг.) дополнительное образование утратило свою культуртрегерскую функцию, которая трансформировалась в функцию социальной услуги. Суть её состояла в том, что «Дети должны быть под присмотром и заниматься делом, которое им не будет вредно, а скорее всего, полезно».
Кружок продолжил своё существование в качестве базовой основы, потому что в нём дети оставались под присмотром и приучались к социальной дисциплине. Так было до развала СССР и потом вплоть до 2010-х годов.
Если говорить об особенностях традиционной модели, то главным тут было категорическое неприятие перемен, то есть никаких амбиций и строгие ультиматумы во всём. Тут можно было ожидать лишь капитального ремонта здания или расширения его площади (за счет соседней постройки), чтобы получить возможность охватить ещё больше детей для занятий.
Еще одна черта – это возведение для осуществления дополнительного образования абсолютно однотипных строений без учета территориальных особенностей регионов, в которых проживают дети.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Опять же, одинаковыми были и занятия, а именно – кружки по танцам, сольфеджио, музыке, боксу и проч. При этом совершенно не принимались во внимание некоторые ценные (с педагогической точки зрения) особенности определенных территорий и поселений, имеющих своё уникальное производство, некие исторические ценности, малоизученные, редкие природные ресурсы и т. п.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
Современная программа развития дополнительного образования детей прописана до 2030 года и утверждена правительством. При этом предполагается её двухэтапная реализация: с 2022 по 2024 годы, и затем – с 2025 по 2030-й.
В программе упоминается ряд мероприятий, которые уже выполнены в данном направлении. Это:
- Проект приоритетной направленности «Доступное дополнительное образование для детей», проект федерального масштаба «Успех каждого ребёнка» (который является частью национального проекта «Образование»).
- Проект федерального уровня «Культурная среда» (он является частью проекта национального масштаба «Культура»).
По сути, в новом документе излагаются меры, которые уже начали осуществляться. Тут же указывается, что целевая модель развития допообразования на сегодняшний день сформирована в 72 регионах, и она будет распространена в России повсеместно до 2024 года.
Вот какие задачи она в себя включает:
- в рамках развития региональных систем дополнительного образования детей формирование сети образовательных центров муниципального масштаба;
- использование систем персонального учета и обеспечения финансирования допообразования;
- пересмотр сути образовательных программ с целью их обновления;
- подготовка и применение максимально доступной и отвечающей запросам детей модели допообразования;
- подключение навигаторов допообразования по регионам.
Читайте также!
Под региональными навигаторами тут подразумеваются сайты, предоставляющие информацию о программах общеобразовательного назначения (в тех или иных субъектах РФ). А также имеются в виду структуры, которые будут воплощать эти программы в жизнь. На подобных ресурсах можно найти программы, оптимально подходящие для конкретного ребенка, есть возможность регистрации и персонификации.
В качестве индивидуального финансирования предусмотрено вручение специальных сертификатов (родителям), которые можно будет засчитывать в качестве оплаты за допобразование. Действие сертификата не будет касаться учреждений из сферы искусства (художественные, музыкальные школы и т. п.).
К слову говоря, занятия искусством занимают второе место по востребованности среди прочих направлений (это данные Мониторинга экономики образования, проведенного недавно НИУ ВЩЭ).
Трудности в допобразовании, которые должна решить концепция
Проблем тут немало, и в концепции они упоминаются. Среди прочих это:
- отсутствие эффективных инструментов, чтобы принимать во внимание индивидуальные потребности детей, несоответствие между этими потребностями и социально-экономическими региональными особенностями при подготовке содержания и форм допобобразования;
- проблемы с доступностью инфраструктуры допобразования для особенных детей, в частности, для ребят, чьи возможности ограничены по причинам, связанным со здоровьем;
- слабое задействие потенциальных возможностей допобразования в смысле развития у детей функциональной грамотности и уровня компетенции, которые позволили бы России попасть в топ-10 стран по уровню образования для школьников и активно развивать основные важные направления научно-технической деятельности;
- недостаточное привлечение негосударственных организаций;
- несовпадение между темпами обновления материально-технических средств, методик и состава программ обучения в допобразовании; отставание преподавателей от современных экономических, культурных, спортивных, технологических, социальных темпов развития.
Обозначены и задачи, выполнение которых должно привести к намеченным целям. В частности, это:
- выстраивать воспитательный процесс с учетом сформировавшихся в России социальных, культурных и духовно-нравственных государственных и общественных устоев; воспитывать у ребят патриотизм, чувство гражданского долга, солидарности и единства;
- по максимуму задействовать в образовании и воспитании культурное и природное народное наследие;
- вырабатывать преемственность и непрерывность в развитии допообразования (это касается и высшего, среднего профобразования);
- как можно раньше начинать организовывать занятия по профориентации;
- подключать к процессу вовлечения ребят в научную деятельность педагогов из ВУЗов, колледжей, научных институтов.
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
Планы на дополнительное образование детей
Вот что тут планируется к выполнению:
- Внести изменения и обновления в инфраструктуру детского дополнительного образования.
- Больше привлекать вузы и колледжи к развитию учреждений дополнительного образования детей, в частности, к участию в подготовке и реализации новых учебных программ.
- Активнее приобщать к данному процессу негосударственные организации.
- Организовать: секции технологического направления для подготовки будущих учёных, инженеров, специалистов по современным технологиям; клубы и лиги спортивной направленности (при школах) для приучения к здоровому образу жизни. Развивать при школах музеи, медиацентры, театральные кружки и т. п.
- Систематически проводить детские творческие фестивали, конкурсы, конференции научно-практической направленности (для детей-инвалидов и сирот тоже).
- Школам засчитывать результаты, полученные в процессе получения дополнительного образования (разработать для этого специальный механизм).
- Активно и систематически отыскивать, развивать и поддерживать талантливых ребят по регионам.
- Шире задействовать самые действенные возможности взаимодействия основного и дополнительного образования (в частности, имеются в виду упомянутые на августовском заседании президиума Горсовета школы полного дня).
- В дополнительных общеобразовательных программах больше внимания уделять воспитательным моментам (с опорой на исторические, национальные, духовные, нравственные культурные традиции и ценности народов России).
Детальный план действий для начального этапа уже разработан, и он охватывает описанные выше цели. В частности, намечен переход всех регионов до 2024 года на индивидуальное финансирование с выдачей сертификатов 25 % детей (не меньше), а к 2030 году — 30 % (не менее). Средства на это будут выделяться из федерального бюджета. Число мест в учреждениях образования планируется увеличивать с целью предоставления больших возможностей ребятам, желающим получить дополнительные знания.
Ранее проводимые исследования показали, что 92 % родителей готовы платить за допобразование своих чад. А кто-то из подростков и сам старался накопить для этого достаточные суммы. В современных экономических условиях картина может поменяться, и со временем станет ясно, как именно.
Потенциальные риски
Существуют специальные региональные «навигаторы», то есть платформы с доступом к всевозможным кружкам, секциям, курсам, большая часть которых финансируется за счет федеральных и бюджетных средств.
В целом всё удобно и просто, однако многие родители остались недовольны тем, как функционирует «навигатор». Оставлять личные данные детей (это требуется при регистрации) тоже согласен далеко не каждый.
Читайте также!
Не всё гладко и с подбором кадров, персонала. Чтобы вдохновить детей и подростков на дополнительные занятия музыкой, спортом, художественным искусством и т. п., требуются хорошие профессионалы, и платить им следует соответственно. Однако не факт, что это будет выполнено в полной мере.