Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить бесплатно
Главная БлогОсновные формы и методы обучения: связь и виды
Основные формы и методы обучения

Основные формы и методы обучения: связь и виды

Дата публикации: 21.02.2023
41 462
Время чтения: 15 минут
Дата обновления: 15.11.2024
В статье рассказывается:

О чем речь? Основные формы и методы обучения необходимы для создания эффективного образовательного процесса, будь то в школе, институте или в бизнесе. И если формы давно устоялись и практически не меняются, то новые методы появляются чуть ли не каждый год.

На что обратить внимание? При этом далеко не каждая методика обучения универсальна или вообще достойна рассмотрения. Нужно выбирать те способы организации образования, которые наиболее релевантны вашим задачам и условиям.

В статье рассказывается:
  1. Понятие формы обучения
  2. Суть метода обучения
  3. Основные методы обучения
  4. Выбор основного метода и формы обучения
  5. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Понятие формы обучения

Не стоит путать понятия «форма» и «метод». Между ними есть несколько важных различий.

Понятие формы обучения
Понятие формы обучения

Форма обучения представляет собой способ организации учебно-воспитательного процесса. Она определяет временные рамки и некоторые другие нюансы педагогической деятельности.

Таким образом, форма обучения – это организационный аспект образования. С ее помощью решается целый ряд важных задач:

  • Устанавливается соотношение между индивидуальной, групповой и коллективной моделями обучения.
  • Регламентируется совместная деятельность педагога и учеников в процессе обучения.
  • Определяется уровень активности учеников, и выявляются способы, необходимые для увеличения их познавательной деятельности.
  • Формулируются требования к преподавательскому составу, связанные с организацией тех или иных видов учебных занятий.

Суть формы обучения заключается в организованном взаимодействии педагога и учеников, а также в коммуникации между обучающимися в процессе усвоения материалов.

Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 31967 pdf иконка

Специфика организационной формы обучения зависит от различных социальных факторов. При этом выделяют несколько основных разновидностей. Формы обучения могут быть классифицированы по разным основаниям. Например, по длительности учебных занятий:

  • классический урок (45 мин.);
  • спаренное занятие (90 мин.);
  • спаренное укороченное занятие (70 мин.);
  • уроки без звонков произвольной деятельности.
Существует ещё несколько форм обучения: очная, заочная, вечерняя, самостоятельная работа студентов (под надзором преподавателя и без), лекция, семинар, практическое занятие в аудитории (мастерской), экскурсия, производственная практика, факультатив, консультация, зачет, экзамен.

Конечной целью может быть теоретическая подготовка учеников (лекция, семинар, экскурсия, конференция, «круглый стол», консультация, всевозможные виды самостоятельной работы студентов) или практическая: проектирование, включая курсовые и дипломные работы, практики и практические занятия, СРС.

В 17 веке была сформирована классно-урочная система, которая на данный момент является самой популярной. И. Штурм был создателем данной идеи, а Я.А. Коменский разработал теоретические основы и использовал их для формирования практической технологии.

Понятие формы обучения
Понятие формы обучения

Данная форма имеет следующие особенности:

  • наличие постоянного состава учеников, схожих по степени подготовленности и возрасту (класс);
  • ориентированность на учебный план, который разрабатывается для каждого класса;
  • использование уроков – отдельных частей учебного процесса, которые связаны между собой и выстроены в определенной последовательности;
  • монизм – посвящение каждого урока лишь одному предмету (однако на данный момент педагоги нередко используют другие подходы к ведению учебных занятий, модернизируя образовательные методы);
  • регулярная смена последовательности уроков (расписание);
  • руководство со стороны учителя (педагогическое управление);
  • использование различных видов и форм познавательной деятельности учеников (вариативность деятельности).

Целевая классификация подразделяет все формы обучения в зависимости от объема выполняемых ими функций. Таким образом, можно выделить следующие группы:

  • Коллективные, групповые, индивидуальные. Выбор осуществляется с учетом дидактической целесообразности привлечения учеников к определенному типу занятий.
  • Основные и вспомогательные. Вторую группу делят на консультативно-ознакомительные, специфические и контрольно-проверочные. Они отличаются между собой по функциям, которые учителя должны выполнять в рамках своей педагогической деятельности.
  • Теоретические и практические. В первом случае обучение нацелено по большей части на получение учениками знаний, а во втором – практических умений и навыков, которые понадобятся в той или иной профессиональной сфере.

Данная классификация, конечно же, является условной. Дело в том, что каждая форма обучения в той от иной степени выполняет одновременно несколько функций:

  • развивающую;
  • обучающую;
  • воспитательную;
  • контрольную.
Понятие формы обучения
Понятие формы обучения

Формы и методы обучения очень связаны между собой. Некоторые из них даже имеют схожие наименования. Однако в первом случае речь идёт об организационной и временной характеристике учебно-воспитательного процесса, а во втором — о его процессуальных и методических нюансах.

Суть метода обучения

Методы обучения определяют связь между способами изложения учебного материала педагогом и особенностями учебной деятельности обучающихся. Иными словами, методы обучения выражают специфику совместной работы учителя и учащихся, которые нацелены на решение конкретных дидактических задач.

Существуют разные формы реализации этих методов: в определенных, конкретных приемах, действиях, организационных формах и т.д. Одни и те же виды обучающей деятельности могут относиться к совершенно разным дидактическим типам.

Выделяют несколько средств обучения, с помощью которых реализуются методы обучения. К ним относятся, например, учебная, трудовая, игровая деятельность, предметы, речь, произведения духовной и материальной культуры и т.д.

У каждого метода есть своя логическая структура, которая зависит от специфики учебного материала.

На сегодняшний день нет какой-то стандартизированной классификации методов обучения, которая признавалась бы всеми специалистами. Одна из самых старых классификаций выделяет методы работы преподавателя (беседа, объяснение, рассказ) и методы работы учеников (упражнения, самостоятельная работа).

По источнику получения знаний основные методы обучения в школе делятся на:

  • Словесные. В качестве источника знаний выступает печатное или устное слово. Выделяют несколько подвидов: объяснение, рассказ, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой.
  • Наглядные. В этом случае источники знаний представляют собой наблюдаемые явления, предметы, наглядные пособия.
  • Практические. В данном методе основным источником знаний является практика. Выполняя различные лабораторные и практические работы, ученики осваивают материалы, получают необходимые навыки и умения.

Начиная со второй половины 20-го столетия стали набирать популярность методы дидактических игр. Речь идёт об активной учебной деятельности, в которой участвует несколько человек, моделирующих изучаемые явления, системы, процессы. Каждый из обучающихся пытается решить поставленную перед командой задачу и победить в игре.

Только до 25.11
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300

Основные методы обучения

Ценностная ориентировка

Данный метод позволяет сформировать у учеников различные ценности, а также рассказать им о социокультурных традициях и нормах (для этого используются специальные инструменты).

Среди преимуществ данного метода можно выделить содействие адаптации обучающихся к условиям реальной жизни и правилам, которые диктуются социумом или конкретным видом деятельности.

Недостаток ценностной ориентировки заключается в том, что ученик может разочароваться в усвоенном материале, если на практике окажется, что учитель преувеличил те или иные моменты в процессе обучающей деятельности.

Кейс-стади (разбор конкретных ситуаций)

В этом случае учебная деятельность основывается на скрупулезном анализе тех или иных ситуаций, которые могут произойти на практике.

Основные методы обучения
Основные методы обучения

Преимущества: возможность организовать обсуждение ситуации и присущих ей проблем, сравнить эти ситуации с уже изученными и сформировать у учеников сильную мотивацию.

Недостатки: высокие требования, предъявляемые к организации обсуждения (иначе изучение ситуации может занять слишком много времени); ученикам необходимы компетенции, которые позволят анализировать ситуацию; потребность в высокой квалифицированности педагога.

Коучинг (наставничество)

Это индивидуальное или коллективное управление неопытными учениками, осуществляемое педагогами или более опытными учащимися. Наставничество позволяет улучшить адаптацию к личностному развитию, способствует получению знаний и умений по изучаемому предмету.

Преимущества: введение учеников в изучаемую область с максимальной отдачей; повышение их мотивации; развитие познавательного интереса; передача необходимых навыков и умений.

Недостатки: педагоги, выступающие в роли наставников, должны иметь очень высокие коммуникативные, личностные и профессиональные навыки. В противном случае обучение может быть неэффективным.

Ролевые игры

При реализации данного метода ученики играют определенные роли в рамках тех условий, которые соответствуют поставленной задаче.

Преимущества: усиливается рефлексии учащихся; улучшается их восприятие мотивов действий окружающих людей; снижается количество ошибок, которые нередко допускаются в реальной жизни.

Недостатки: при использовании ролевых игр перед учениками невозможно раскрыть глубинные мотивы, которые движут людьми во время принятия жизненных и профессиональных решений.

Ролевые игры
Ролевые игры

Деловая игра

Смысл данного метода заключается в моделировании различных ситуаций или специфических нюансов деятельности, связанной с исследуемой темой.

Преимущества: возможность полноценного исследования предмета; формирование различных решений проблемы и их применение на практике; уменьшение количества ошибок, допускаемых в реальных ситуациях.

Недостатки: нужно формировать сценарий игры; педагог должен обладать множеством компетенций, связанных с изучаемой темой, а также коммуникационными навыками.

Действие по образцу

В этом случае ученикам необходимо показать пример поведения, с помощью которых они смогут выполнять задания в рамках исследуемой сферы деятельности. После этого обучающиеся реализовывают представленную модель поведения на практике.

Преимущества: моделирование ситуаций, которые возникают в реальной жизни; возможность подстроиться под индивидуальные особенности обучающегося.

Недостатки: при реализации метода учащиеся могут скопировать отрицательные установки педагога, которые никак не связаны с изучаемой темой.

Креативные группы

Такие группы по большей части состоят из педагогов, которые являются специалистами в различных сферах. Люди, входящие в состав коллектива, разрабатывают методы совершенствования педагогического процесса обучения. При этом креативная группа может быть сформирована учениками. Это позволяет им находить решения различных проблем и задач.

Преимущества: ученики могут самостоятельно осваивать полезные навыки и умения.

Недостатки: если лидер коллектива примет неправильное решение, то остальные участники могут негативно к этому отнестись. Такое развитие событий нередко приводит к снижению эффективности метода.

Выбор основного метода и формы обучения

На данный момент разработано множество форм и методов обучения. Специалисты считают, что все они имеют свои преимущества и недостатки. Иными словами, не существует идеальных форм и методов обучения, которые могут быть реализованы в любых условиях.

Современные подходы к образованию далеко не всегда превосходят традиционные, а практические занятия могут уступать лекциям в эффективности. Таким образом, основной метод и форму обучения в вузе необходимо подбирать в соответствии с конкретной образовательной ситуацией.

Известным советским методологом и теоретиком педагогики Юрием Бабанским был сформулирован принцип оптимальности в выборе основной формы и методов обучения. Исследователь утверждал, что каждый из них нацелен на выполнение конкретных педагогических и учебных задач.

Откройте для себя захватывающий мир IT! Обучайтесь со скидкой до 61% и получайте современную профессию с гарантией трудоустройства. Первый месяц – бесплатно. Выбирайте программу прямо сейчас и станьте востребованным специалистом.

Следовательно, педагог, тренер или методист должен знать все плюсы и минусы используемого метода, чтобы повысить результативность процесса обучения.

Возрастные и индивидуальные особенности развития учеников также должны учитываться при выборе форм и методов обучения. Вполне очевидно, что дети и взрослые воспринимают материал с разной скоростью. Кроме того, педагог должен обращать внимание на специфику учебного курса и конкретной темы. К примеру, технические дисциплины не имеют столь большой вариативности в формулировании проблем для обсуждения, чем гуманитарные.

Нельзя не учитывать и фактор времени. Дело в том, что внедрение и применение одних методов обучения предполагает гораздо большие затраты времени, чем в случае с другими.

Использование наиболее продвинутых и современных методов обучения должно быть правильно организовано. Педагогу стоит в первую очередь ориентироваться на доказательный подход, а не на новые тренды. Иными словами, учитель должен применять на практике только те способы, эффективность которых не оставляет сомнений. Если же педагог решает использовать новые подходы, то ему нужно делать это с большой осторожностью.

К сожалению, многие современные методы обучения оказались попросту неэффективными. Яркий пример – деление учеников на аудиалов, визуалов и кинестетиков.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку

Педагогу нужно использовать самые разные методы обучения. Таким образом, учитель должен применять комплексный подход, реализуя всевозможные способы и подходы в процессе выполнения поставленной задачи.

Оцените статью:
4.6
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
Читайте также
prev
next
Бесплатные вебинары:
prev
next
Как работает дизайн-студия на примере одного кейса 

Как работает дизайн-студия на примере одного кейса 

Узнать подробнее
Инновационные подходы к обучению информационным технологиям

Инновационные подходы к обучению информационным технологиям

Узнать подробнее
Как стать Python-разработчиком

Как стать Python-разработчиком

Узнать подробнее
Что нужно знать разработчику

Что нужно знать разработчику

Узнать подробнее
Кто такой тестировщик и как им стать

Кто такой тестировщик и как им стать

Узнать подробнее
Чем занимается программист и как им стать

Чем занимается программист и как им стать

Узнать подробнее
Как искусственный интеллект помогает и мешает задачам кибербезопасности

Как искусственный интеллект помогает и мешает задачам кибербезопасности

Узнать подробнее
Бесплатный вебинар про внедрение искусственного интеллекта

Бесплатный вебинар про внедрение искусственного интеллекта

Узнать подробнее
Какие есть профессии в ИТ

Какие есть профессии в ИТ

Узнать подробнее
Смените профессию,
получите новые навыки,
запустите карьеру
Поможем подобрать обучение:
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...