— Чем ты занимаешься в GeekBrains?
— Я преподаю детские уроки в школе программирования GeekSchool и занятия на взрослых потоках в GeekUniversity. Я встречал совсем немного людей, которые позволяли ученикам воспылать любовью к их предметам. Честно говоря, я думал 一 почему это ни у кого не получается? Ведь это же так просто 一 интересно рассказывать, поддерживать дружескую коммуникацию и творческую атмосферу. Я подумал, что должен стать тем, кто это сможет. И я смог.
— Какой была твоя первая встреча с IT?
— Первый компьютер у меня появился достаточно поздно, в 9 классе. До этого я бегал в классы информатики, постоянно играл в игры и старался уделять компьютерам как можно больше времени. После того, как у меня появился собственный компьютер, я стал устанавливать себе игры. Меня это сильно захватило на какое-то время. Дальше я познакомился с программированием и дополнительными дисциплинами, такими как робототехника, схемотехника и электроника.
— А как ты пришёл в преподавание?
— Всё началось с того, что на первом курсе я искал подработку. Друг, который организовывал школу робототехники, пригласил меня в эту школу как преподавателя. Я тогда слабо понимал, что такое робототехника. Но согласился быть преподавателем. Перед тем, как вести уроки, надо было пройти разные темы, сформировать свою базу знаний.
Мой друг 一 психолог и профессор психологических наук, поэтому он объяснил мне, как вести себя с аудиторией, как вести себя на занятиях и как в целом строить занятия, как поддерживать групповую динамику.
С робототехникой знакомство было намного интереснее. На тот момент я абсолютно не понимал, что это такое. Как оказалось, это развитое сопряжение нескольких наук 一 электроники, схемотехники и прототипирования. Робототехника объединяет эти науки, чтобы создавать роботов, роботизированные и автоматизированные системы.
— Звучит непросто. Как ребёнку познакомиться с этой наукой и не испугаться?
— Для этого есть разные решения. Например, можно купить плато в специальном наборе и начать его изучать. В это плато можно вставить дисплей и разное количество датчиков. В конечном итоге даже у двенадцатилетнего ребёнка может получиться умное устройство. Оно сможет считывать показания влажности воздуха, температуры или освещения. Если правильно всё объяснить, то такое устройство можно сделать всего за несколько часов! Когда я начинал преподавать, то эта идея меня очень мотивировала.
Естественно, наши проекты не просто про подключение датчиков, а гораздо выше. Мы с моими учениками делали ходячего паука. Делали машинки, свои варианты танков, которые могут играть друг против друга. При этом машинки и танки сделаны с функцией Bluetooth, ими можно управлять с телефона.
— Вернёмся к твоей истории. Ты начал преподавать. Что было дальше?
— Чем дальше я изучал робототехнику и преподавал её детям, тем больше я понимал, что мир не останавливается на базовых детских наборах. Всё гораздо сложнее, чем кажется.
Во-первых, робототехника 一 это ещё и про программирование. Как правило, все программы пишутся для роботов и других умных устройств на языке C++. Сам по себе язык далеко не прост.
Во-вторых, для работы с роботами нужно знать физику, электрику, понимать, как ведёт себя ток и напряжение в разных условиях.
В-третьих, нужно знать схемотехнику. То есть, понимать, как правильно подключать разные компоненты, как правильно смотреть вольт-амперные характеристики, как настроить взаимодействие плато друг с другом.
В общем, это понятие объединяет в себе достаточно много разнонаправленных вещей. Именно поэтому робототехника 一 непростое направление. Но есть прекрасные примеры, как работает эта наука. Например, ребята из Boston Dynamics сделали робот-собаку. Изначально они работали себе в минус. А теперь их собака стоит 70000$. Это яркий пример робототехники 一 вы создаёте механизированное устройство, которое потом выполняет задачи.
— Что ты чувствовал, когда начал погружаться в эту науку?
— Такой объем информации и такой объем знаний может пугать неподготовленного человека. И я не исключение. Но когда я начал этим заниматься, то понял, что это очень интересно. Невероятно 一 ты разбираешься и строишь что-то своими руками. Ты делаешь мир вокруг себя лучше, и вместе с тем сам развиваешься в абсолютно разных направлениях.
Мне стал интересен интернет вещей. Это концепция, когда несколько устройств получают определённые данные и отправляют их на сервер. Инженеры интернета вещей очень ценятся в мире. Почему? Требуется много знать, и ценность каждого специалиста велика. При этом интернету вещей нигде не обучают. Есть институты схемотехники, электроники и радио. Но так, чтобы это всё было в одном месте 一 такого нет. Точнее, не было, но потом появилось в GeekBrains.
Мне тоже было нелегко осваивать эти знания, потому что надо было изучить программирование на языке C++, базовые понятия электроники и физики. Я записывался на разные бесплатные курсы, гуглил информацию в интернете. Ещё мне помогали старшие товарищи, мне повезло, что у них был опыт.
— Расскажи подробнее о своём опыте преподавания.
Через какое-то время я понял, что у меня достаточно опыта и знаний, чтобы самому что-то рассказывать. И я стал преподавателем. Кажется, мне платили 900 рублей в час и это было прекрасно. Мало того, что мне нравилось преподавать, так ещё и за это деньги платили. Конечно, не всегда студентам, детям и подросткам было интересно это направление. Часто они просто видели яркое слово «робототехника», и шли за ним. Не всем хватало усидчивости, чтобы смотреть и исправлять ошибки.
В целом для программирования обязательно нужна усидчивость. Если ты что-то делаешь и у тебя не получается, то надо ещё раз всё перепроверить. Только тогда что-то получится. Два, три, пять раз 一 так до бесконечности нужно перепроверять, пока не получится результат. Не всем это дано. Но мне встречались люди, которым это было действительно интересно. И эти люди получали комплексные знания по робототехнике.
— Чем ты ещё занимался помимо преподавания?
— В какой-то момент наступает так, что ученики уже становятся близки к твоим собственным знаниям. Это логично, ведь ты уже всё рассказал. У нас были долгие курсы по три года. После окончания обучения ученик уже понимал, что может даже указывать на ошибки преподавателя. Поэтому, естественно, нужно было какое-то движение дальше. Мы начали создавать проекты для выставок. Делали с ребятами пауков. Это достаточно сложный проект, потому что у паука восемь ног, и ему надо как-то двигаться. С этими проектами мы ездили на конкурсы и занимали первые места. Конечно, наши изобретения созданы детьми и для детей, чтобы соревнование на конкурсе было честным. Но нам как преподавателям тоже было интересно наблюдать за прогрессом своих учеников.
— Какие были типичные ошибки у учеников?
— Поскольку робототехника образуется при совмещении нескольких понятий и нескольких наук, ошибки могут быть где угодно. Если мы работаем как программисты, то мы пишем код и ищем ошибки только в нём. А в робототехнике они могут быть везде 一 в электрической схеме, в коде, в построении прототипа робота.
Есть средства для минимализации ошибок, но всё равно основные вещи надо просто понимать. Есть определённые правила, которых всегда надо придерживаться. Обязательно должен присутствовать интерес к делу, чтобы не сдаваться на каждом шаге при построении устройства. Умная поливалка, электронный чайник или даже мобильный телефон 一 всё это можно собрать, обладая знаниями робототехники.
— Как строится рабочий день инженера по робототехнике?
— Декан направления «Инженер умных устройств» рассказывал мне об этом. Например, к нему приходит человек, и говорит: «Владимир, мне нужна автоматическая водная поливалка, которая будет поливать мои 10 Га в поле в равные промежутки времени. Ещё мне нужно, чтобы эта поливалка замеряла влажность почвы после полива, чтобы постоянно контролировать процесс выращивания продуктов». Владимир говорит: «Хорошо». И начинает разрабатывать умную систему.
Всё начинается с электрической схемы для инженеров, которая иллюстрирует концепцию. После этого начинается сборка, и на этом этапе нужно учесть много разных составляющих. Например, устойчивость к перепадам температур и к дождям. Устройство, которое вы создаёте, должно быть защищено и устойчиво к природным явлениям. После того, как устройство собрано, его нужно установить на месте. Инженер выезжает в поле и начинает установку. Около каждого куста вставляется датчик, который замерянт определённые показатели. После этого вся информация собирается на сервере или разводящем устройстве. С него вся информация уходит пользователю.
Возможно, сервер может отправить информацию смской, на почту или в приложение 一 это не так важно. Главное, что вся информация с 10 Га собирается вместе и передаётся человеку, которому это нужно. И он может сразу оценить уровень почвы, удобрений и полива. В этом заключается вся прелесть автоматизированных процессов. Робототехника 一 это не только роботы, терминаторы и собаки. Это в первую очередь автоматизированные устройства, которые выполняют функции для людей.
— Каким ты видишь наш мир через 10 лет?
— Я верю, что через 10 лет все высокие технологии станут доступнее для обычных людей. Верю, что человеческий труд будет больше заменён роботами, а люди смогут развиваться, становиться лучше и не погружаться в рутинную работу. Хочу, чтобы было больше возможностей творить, придумывать, мечтать, ставить перед собой более высокие цели.
Верю, что у нас будут роботы-курьеры, которые смогут доставлять еду. Роботы, которые будут выносить за нами мусор. У нас появится больше времени на себя, семью, мечты о более высоком. Мы будем думать, как разрабатывать ещё более умные устройства, как делать мир лучше за счёт того, что теперь он технологичен. Какие решения можно не сваливать на людей, а поручить роботам.
— Что ты посоветуешь тем, кто хочет заниматься робототехникой?
— Если вам интересно, из чего состоят умные устройства и роботы, нравится копаться в микросхемах или интересно, как работает мобильный телефон 一 приходите в робототехнику. Это не так сложно, как кажется. Главное 一 желание. Чтобы овладеть профессией будущего, достаточно захотеть, потому что всему остальному можно постепенно обучаться.
Всё можно освоить 一 и язык программирования, и физику, и схемотехнику. Можно приобрести профессию, за которой будущее. Самое главное 一 не думать, что у вас что-то может не получиться, что вы слишком молоды или стары для занятий. Не думать, что вам не подходит эта профессия, потому что она не самая простая. Нужно начать 一 сесть и делать.
Самое главное, что когда вы начинаете что-то делать и у вас появляется интерес 一 вероятно, вы давно этого хотели. Просто сейчас заинтересованность проявилась ещё больше. С уверенностью могу сказать, что робототехника, интернет вещей и умные устройства 一 это действительно интересные вещи, которые погружают в себя полностью.
У вас тоже получится
Разработчик — первая программа обучения для осознанного выбора специальности и карьерной траектории в сфере информационных технологий от GeekBrains при участии Skillbox.
Получите востребованную профессию и актуальные знания в цифровых технологиях.