О чем речь? Передача знаний любого уровня подразумевает использование методов обучения. По сути, это коммуникация между учителем и обучающимися. И то, какую технику используется для данного взаимодействия, в конечном итоге определяет разнообразие способов.
Какие существуют? Активные или пассивные, традиционные или интерактивные… Чем больше методов будет задействовано в процессе обучения, тем эффективнее усвоится информация.
- Что такое методы обучения
- Словесные методы обучения
- Наглядные методы обучения
- Практические методы обучения
- Вспомогательные методы процесса обучения
- Современные методы обучения
- Инновационные методы обучения в ХХI веке
- Основные методы дистанционного обучения
- Особенности выбора методов организации обучения
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое методы обучения
Термин «метод обучения» можно понимать по-разному, но в большинстве случаев под этим подразумевают то, каким образом учитель взаимодействует с учениками в процессе обучения. Существует и другое значение, более полно отражающее его суть. Метод обучения – это способ расширения знаний об окружающем мире, позволяющий узнать истину.
Методы обучения стали появляться еще в ту эпоху, когда знания передавались от старших членов сообщества молодому поколению. За все время они претерпели существенные изменения:
- Появление нового рода деятельности – педагог.
- Возникновение письменности, заменившей устную речь.
- Начало книгопечатания.
- Переход к использованию компьютерных систем в обучении.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Метод, методология, методика, приемы… С помощью этих понятий описывается процесс обучения, но между ними существуют различия.
Приемы | Это составляющие определенного метода, подразумевающие конкретные действия учителя и учеников в ходе обучения. |
Метод | Представляет собой совокупность приемов, используемых в обучении. Например, семинар является методом обучения, а контрольная работа для проверки знаний – приемом обучения. Один и тот же прием обучения может входить в состав различных методов. |
Методика | Разновидность метода обучения, включающая установленный план занятий и основанная на четких теоретических аспектах. У методики может быть автор. |
Методология | Обобщающее понятие для методов, методик и приемов обучения. |
Методы обучения принято разделять на приемы. Сам по себе прием не позволяет достичь цели, однако именно благодаря приемам метод приводит к желаемому результату. Предположим, метод работы с книгой состоит из следующих приемов:
- чтение вслух;
- составление плана;
- заполнение таблицы данными из текста;
- схематичное представление материала;
- конспектирование;
- поиск цитат.
В зависимости от ситуации один и тот же метод реализуется посредством различных приемов. Например, работа с книгой может предполагать либо чтение вслух и составление плана, либо схематичное представление материала и поиск цитат, либо конспектирование.
Для реализации методов и приемов обучения на практике требуется обеспечение учащихся предметами, такими как учебники или специальные приспособления.
Стандартные методы обучения принято разделять на словесные, наглядные и практические, а также комбинированные методы. Рассмотрим их подробнее.
Словесные методы обучения
Являются наиболее распространенными активными методами обучения, способствуют быстрому усвоению объемного материала учениками, развивают у них творческие и аналитические способности, умение представлять общую картину.
Объяснение
Раскрывает смысл терминов или процессов. Имеет форму монолога, где преподаватель обосновывает важные утверждения, отвечает на вопросы по теме занятия.
В объяснении должны присутствовать следующие элементы:
- раскрытие причинно-следственных связей;
- аргументация;
- доказательства;
- сравнения и аналогии;
- яркие примеры;
- логика изложения.
Рассказ
Отдельная тема излагается по пунктам. В отличие от объяснения рассказ имеет форму повествования и содержит описание различных ситуаций. Как правило, в рассказе дается характеристика персонажей и реальных людей, сообщаются интересные сведения. Рассказ может дополняться другими словесными методами.
Обязательными элементами рассказа являются:
- поучительные выводы;
- наглядные примеры, подтверждающие правдивость изложения;
- логичность и последовательность изложения;
- эмоциональность;
- личное мнение преподавателя.
Беседа
Обучение происходит в форме диалога. Преподаватель задает вопросы в определенном порядке так, чтобы обучающиеся смогли разобраться в пройденном материале и закрепить его. Этот словесный метод применяется наиболее часто.
Функции беседы:
- развитие памяти;
- активизация мышления;
- воспитательное воздействие;
- проверка усвоения материала.
Требования:
- вопросы должны быть краткими и ясными;
- вопросы должны нести в себе смысл;
- вопросы должны приводить к самостоятельным рассуждениям.
Минусы:
- занимает достаточно много времени;
- при наличии ошибочных выводов возможно неправильное толкование учениками;
- исключаются неоднозначные вопросы и вопросы, предоставляющие варианты для ответа (допустим, нужно просто ответить «да» или «нет»).
Дискуссия
Это разновидность беседы, в ходе которой между учеником и учителем происходит обмен мнениями, сформированными на основе полученного представления об изучаемой теме.
Функции:
- развитие мышления;
- развитие умения обозначать свою позицию;
- формирование грамотной, убедительной речи;
- воспитательная функция.
Требования:
- для участия в дискуссии ученики должны быть готовы проявлять активность и действовать самостоятельно;
- необходимо выполнить предварительные мероприятия (законспектировать текстовый материал, сделать самостоятельные выводы, провести разъяснения и т.д.)
Лекция
При данном методе обучения материал последовательно излагается, и затем делаются выводы. В отличие от рассказа присутствуют научный подход и максимальная информативность.
Плюсы:
- имеется возможность в сжатые сроки сообщить все сведения, относящиеся к теме;
- при подборе материала используются различные источники;
- лекция может включать в себя сведения, отсутствующие в учебниках, критические замечания, интересные и иллюстративные примеры.
Требования:
- лекция должна проходить по определенному плану;
- приведенные факты должны подтверждаться примерами и обосновываться;
- необходимо акцентировать внимание слушателей на рассматриваемой теме (периодически задавать вопросы, комментировать, рассказывать о своем опыте), иначе они будут хуже запоминать материал.
По окончании лекции должна быть проведена самостоятельная работа для того, чтобы ученики могли проверить усвоение материала и прийти к собственному мнению, расширить свой кругозор.
Семинар
Этот метод профессионального обучения предполагает закрепление рассмотренного на лекции материала. Здесь студенты самостоятельно находят информацию и делятся ею друг с другом, преподаватель выносит на обсуждение различные вопросы, все участники обмениваются мнениями.
Для проведения семинара нужно предварительно выполнить ряд действий: преподаватель составляет план и дает ученикам время на его рассмотрение, а они, соответственно, изучают информацию по указанной теме.
В процессе мероприятия преподаватель стремится к тому, что участники вели друг с другом обсуждение, а на заключительном этапе обобщает полученные выводы, оценивает проведенную работу и дает замечания, каким вопросам требуется уделить внимание.
Экскурсия
Эффективный метод обучения сочетает устное изложение с наглядным представлением, способствующим лучшему ознакомлению с темой.
Требования к экскурсии:
- должна давать новые знания и повышать ответственность;
- должна проводиться в соответствии с планом, начинаться с постановки цели и заканчиваться подведением итогов и обобщением полученных знаний.
Наглядные методы обучения
Использование наглядных методов является эффективным только при наличии соответствующих инструментов и визуальных примеров.
Иллюстрирование
При данном методе обучения в ходе изложения материала используется графическое представление (карты, рисунки, графики и т.д.)
Демонстрация
Процесс обучения должен быть связан с экспериментальным рассмотрением физического объекта, просмотром фильмов и т.д.
Требования к наглядным методам обучения:
- наглядный материал демонстрируется в нужный момент;
- каждый ученик должен вовлекаться в работу;
- наглядный материал должен подбираться с учетом возраста учеников;
- наглядный материал должен полностью соответствовать теории;
- у обучающихся должна быть возможность ориентироваться в наглядном материале и осуществлять поиск.
Практические методы обучения
Цель данных методов обучения – более глубокое усвоение материала в процессе выполнения определенных действий.
Упражнения
Регулярное выполнение заданий по изучаемой теме.
Устные упражнения служат развитию мыслительных процессов, памяти, концентрации. Письменные упражнения необходимы для лучшего запоминания материала и приобретения практических навыков. Графические упражнения способствуют развитию трехмерного воображения.
Творческие работы
Они позволяют обучающимся реализовывать творческий потенциал и дают представление о самостоятельной работе в процессе написания сочинений, отзывов, рефератов.
Читайте также!
Лабораторные работы
Ученики проводят самостоятельные исследования под контролем преподавателя с применением специальных приборов и инструментов.
Практические методы особенно часто применяются для самостоятельного закрепления нового материала, в основном они завершают прохождение отдельной большой темы.
Вспомогательные методы процесса обучения
Репродуктивные методы
В ходе обучения у учащихся вырабатываются навыки воспроизведения полученных знаний, то есть они учатся пользоваться ими на практике.
Объяснительно-иллюстрационный метод считается оптимальным для того, чтобы передать опыт в упорядоченной форме. Если коротко, то ученик воспринимает информацию, данную преподавателем.
Репродуктивный метод – самостоятельные действия в соответствии с имеющимся шаблоном.
Продуктивные методы
Ученики приобретают знания в ходе творческого процесса.
Эвристический (частично-поисковый) и исследовательский методы компенсируют недостаточный уровень творческих способностей.
Для достижения результата выявляются основные проблемы и решаются по такому плану:
- Создание проблемы.
- Анализ.
- Преобразование в одну или несколько задач.
- Решение.
У продуктивных методов есть определенные нюансы, в связи с которыми их нельзя рассматривать как приоритетные. Подача материала должна осуществляться репродуктивными методами, а исследование и поиск ее лишь дополняют.
Методы контроля
- Устный или письменный опрос.
- Работа с карточками.
- Самостоятельная работа.
- Лабораторная работа.
- Практическая работа.
- Тестовые задания.
Методы стимулирования
- Соревнования.
- Игры.
- Поощрения.
- Наказания.
- Предъявления требований.
- Разъяснение важности обучения для человека и общества.
- Формирование у учеников чувства долга и ответственности.
Методы стимулирования в процессе обучения обладают тем преимуществом, что у ученика проявляется личная заинтересованность. Обычно стимуляция воздействует на индивидуальные характеристики обучающихся, их предпочтения и черты характера.
Современные методы обучения
Тренинги
Тренинг – это коллективное занятие, в ходе которого у учеников вырабатываются практические навыки. Только 20–30 % времени отводится изучению теории, в основном же происходят решение задач и насыщенная групповая работа. Зачастую лекции организуются в форме тренингов.
Тренинг часто рассматривается как оптимальный вариант преодоления трудностей, создания благоприятной атмосферы, вовлечения в учебный процесс.
Проектный метод
Суть проектного метода состоит в самостоятельной постановке цели учениками и определении способов ее достижения. Им необходимо осуществлять поиск, подбор, обобщение и анализ информации, тогда как преподаватель оказывает им поддержку, разъясняет, дает консультации.
Проектный метод направлен на развитие у учеников следующих качеств:
- самостоятельное определение и достижение цели;
- работа с информацией;
- практическое применение полученных знаний;
- умение проводить исследования и представлять их итоги.
Проект может выполняться индивидуально или в группе, во втором случае также происходит развитие навыков коллективной работы.
Кейс-стадии
При данном методе обучения изучаются и анализируются имеющие отношение к рассматриваемой теме ситуации, которые могут произойти в действительности. Здесь у учеников развивается умение пользоваться на практике теоретическими знаниями, давать справедливую оценку проблеме исходя из своей компетенции, высказывать и обосновывать свое мнение. Решение кейса состоит в разборе условной ситуации и нахождении оптимального варианта действий.
Использование метода означает, что преподаватель является экспертом в своем деле, а ученики имеют хорошее представление об изучаемом предмете.
Коучинг
Коучинг представляет собой взаимодействие с наставником, в роли которого могут выступать как преподаватель, так и более успешные студенты. Для коучинга приоритетной задачей является не общее развитие, а достижение конкретных целей.
Наставник должен помогать учащемуся находится оптимальный способ решения задачи. С его помощью ученик определяет, в каких областях у него проявляются наклонности и учится развиваться в этих направлениях.
Мозговой штурм
Метод состоит в групповом обсуждении обозначенной проблемы, где у каждого есть возможность поделиться своими соображениями. Сначала учитель ставит вопрос, разъясняет порядок работы. Затем ученики формулируют свои предложения и обсуждают их всем коллективом.
Метод способствует достижению следующих целей:
- Повышение заинтересованности учащихся.
- Переход от теории к практике.
- Ускоренное прохождение материала.
- Развитие творческих наклонностей, концентрации внимания.
- Развития навыков решения нестандартных задач.
- Побуждение к умственной деятельности.
- Вовлечение в коллективную работу.
Деловая игра
В ходе деловой игры моделируются разнообразные ситуации, относящиеся к изучаемой теме. Благодаря этому становится возможным использовать теоретические выводы на практике.
Деловая игра позволяет решить следующие задачи:
- Приобретение учениками необходимого опыта, способностей.
- Изучение разнообразных процессов.
- Внедрение новых методик.
- Создание постоянных и временных коллективов.
- Снижение риска возникновения ошибок.
- Развитие коммуникативных качеств.
Учебная игра
Учебная игра отличается от деловой тем, что предполагает выполнение определенной задачи в процессе обучения.
Для учебной игры характерны:
- Моделирование – игровое представление реальной ситуации.
- Наличие проблемы – ученики должны не просто вообразить картину, но и размышлять над тем, как следует поступить.
- Совместная деятельность – в обсуждении должны участвовать все обучающиеся, им нужно высказывать свою точку зрения и приобретать навыки работы в команде.
Учебная игра может проводиться перед началом обучения, чтобы определить степень подготовки учеников. Она может проходить и при завершении обучения, чтобы закрепить усвоенный материал и показать, как им пользоваться в реальной жизни.
Метод погружения
Метод погружения обычно используется при изучении языка. Его автор предлагает оказывать воздействие на подсознание. Другими словами, чтобы у человека возникло желание обучаться, его следует постоянно к этому побуждать.
Справедливо утверждение, что для быстрого усвоения языка необходимо регулярно общаться с носителями. В наше время данный метод находит применение и в других областях, при этом обычно организуются выездные конференции.
Метод опережающего обучения
При создании данной методики были использованы следующие принципы:
- Сопровождение обучения комментариями, например, проговаривание написанного.
- Применение опорных схем, на основе которых ученик формирует свои предложения.
- Перспективное обучение – выполнение заданий, не входящих в учебную программу.
- Поэтапное изучение больших тем, по мере усложнения материала.
Эвристический метод
Суть данного метода в том, что ученики должны решать отдельные задачи в определенном порядке и, таким образом, постепенно двигаться к поставленной цели.
При этом следует добиваться логического перехода к более сложным темам. Желательно привлекать разнообразные методы: мозговой штурм, коллективное обсуждение и т.п.
Читайте также!
Интеллект-карта
Интеллект-карта представляет собой план, в основе которого лежит приоритетная задача, из которой вытекают более мелкие подзадачи. При таком способе удается проследить, как основная тема связана с отдельными вопросами. Интеллект-карты способствуют быстрому и качественному усвоению материала, легкому восприятию сложных понятий. С их помощью можно разрабатывать и осуществлять проекты, изучать языки, составлять рабочий график и т.д.
Мифологемы
Метод мифологем предполагает поиск нестандартного выхода из представленной ситуации, которая может произойти на самом деле. При его применении описывается вымышленная и в то же время правдоподобная история. Учащиеся приобретают навыки творческой деятельности, у них развивается воображение, снижается переживание из-за реальных проблем.
Однако продуманные варианты действий фактически могут привести к нежелательным результатам.
Метод синектики
Метод синектики связан с проведением аналогий и образных сравнений для достижения результата. Обычно вместе с этим происходит интенсификация интеллекта. Имеется в виду, что преподавателю нужно задействовать свои отличительные способности.
Метод проектов
Здесь ученики могут действовать так, как им представляется необходимым. Им разрешается самим подбирать материал, создавать модели и делать логические выводы. Стоит отметить, что заключения, отличные от стандартных, могут быть приняты, если предоставлено обоснование.
Используемые в настоящее время методы обучения отличаются большим разнообразием. Тем не менее, среди них можно выделить пассивные методы, где основная роль отводится учителю, и интерактивные методы, подразумевающие участие учеников. Все педагогические методы обучения применяются во всех формах образовательной деятельности.
Инновационные методы обучения в ХХI веке
К ним относятся современные методы обучения, доказавшие свою эффективность в нынешних условиях. Они основаны как на полностью оригинальных концепциях, так и на усовершенствованных традиционных методиках. Характерной общей чертой этих методов является использование компьютерных технологий. Кроме того, они целиком исключают единоличное руководство педагога, он должен строить деловые отношения с учениками.
Разновидности указанных методов:
- Компетентностный метод – его целью является формирование навыков и способностей, которые могут оказаться полезными. В ходе практических занятий рассматриваются ситуации, в наибольшей степени соответствующие работе специалистов.
- Многочисленные интегрированные методы обучения, когда занятия проходят в необычной форме (аукцион, лабиринт, путешествие, деловая встреча, учебная конференция, экспедиция, выставка, инсценировка, эксперимент). В непривычной обстановке учащиеся проявляют больший интерес и легче сосредотачиваются.
- Проектно-исследовательский метод. Учащиеся делятся на пары или образуют группы, затем представляется сложная ситуация, из которой нужно найти выход в отведенный срок, для чего, вероятно, потребуется специальные инструменты.
- Современные методы представления информации (написание отзывов, запись видеообзоров, сторителлинг и т.д.)
- Занятия с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе прикладного программного обеспечения, электронных словарей, интерактивных карт и прочих инструментов.
Основные методы дистанционного обучения
При таком способе обучения взаимодействие с преподавателем осуществляется посредством компьютерных технологий. От преподавателя требуется уверенное владение сетевыми инструментами, позволяющими организовать учебный процесс. Практические задания для учащихся следует подбирать с учетом технических характеристик компьютера. Внедрение новых технологий должно происходить поэтапно, давая студентам возможность сосредоточиться на учебном процессе.
Эти интерактивные методы в целом соответствуют устоявшимся, только обучение ведется через интернет.
- Видеоконференции, проходящие в форме лекций и семинаров. Взаимодействие студентов с преподавателем происходит с помощью современных сервисов, наподобие Zoom и его аналогов.
- Онлайн-дискуссии.
- Индивидуальные и групповые консультации. Преподаватель отвечает на вопросы, возникающие при решении задач, в чате и по электронной почте.
- Дистанционные лабораторные занятия и тестирование.
- Тренажеры с удаленным доступом. Преподаватель отправляет студентам ссылки на ресурсы, где они выполняют задания, а потом оценивает результат.
- Видеозаписи лекций и практических занятий.
- Викторины, блиц-опросы и турниры.
- Коллективная работа студентов и преподавателя с программными средствами.
Особенности выбора методов организации обучения
Выбор методов обучения часто оказывается сложной задачей для неопытного преподавателя. Для этого необходимо учитывать следующие критерии:
- Оптимальность. Каждый метод служит достижению конкретных целей, так что при выборе метода нужно руководствоваться учебной программой.
- Возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В частности, школьникам больше нравится обучаться в процессе деловых и ролевых игр.
- Психологические особенности. Так, при работе в группе лучше развиваются командные навыки, в ходе преподавания гуманитарных предметов нужно уделять внимание проведению коллективных обсуждений.
- Доказательность. Убедитесь в том, что выбранный метод уже был удачно использован на практике.
на курсы от GeekBrains до 22 декабря
В основе любого метода обучения лежат различные составляющие – методические приемы, а они, соответственно, предполагают наиболее рациональный выбор. По отношению к методам приемы занимают более низкую позицию. Один и тот же метод обучения может включать в себя различные приемы, а одинаковые приемы могут встречаться в разных методах. Именно за счет приемов достигается неповторимость методов, применяемых в процессе обучения.