Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить бесплатно
Главная БлогМетоды обучения: от классических до инновационных
Методы обучения

Методы обучения: от классических до инновационных

Дата публикации: 24.02.2023
24 805
Время чтения: 14 минут
Дата обновления: 17.11.2024
В статье рассказывается:

О чем речь? Передача знаний любого уровня подразумевает использование методов обучения. По сути, это коммуникация между учителем и обучающимися. И то, какую технику используется для данного взаимодействия, в конечном итоге определяет разнообразие способов.

Какие существуют? Активные или пассивные, традиционные или интерактивные… Чем больше методов будет задействовано в процессе обучения, тем эффективнее усвоится информация.

В статье рассказывается:
  1. Что такое методы обучения
  2. Словесные методы обучения
  3. Наглядные методы обучения
  4. Практические методы обучения
  5. Вспомогательные методы процесса обучения
  6. Современные методы обучения
  7. Инновационные методы обучения в ХХI веке
  8. Основные методы дистанционного обучения
  9. Особенности выбора методов организации обучения
  10. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Что такое методы обучения

Термин «метод обучения» можно понимать по-разному, но в большинстве случаев под этим подразумевают то, каким образом учитель взаимодействует с учениками в процессе обучения. Существует и другое значение, более полно отражающее его суть. Метод обучения – это способ расширения знаний об окружающем мире, позволяющий узнать истину.

Что такое методы обучения
Что такое методы обучения

Методы обучения стали появляться еще в ту эпоху, когда знания передавались от старших членов сообщества молодому поколению. За все время они претерпели существенные изменения:

  1. Появление нового рода деятельности – педагог.
  2. Возникновение письменности, заменившей устную речь.
  3. Начало книгопечатания.
  4. Переход к использованию компьютерных систем в обучении.
Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 32472 pdf иконка

Метод, методология, методика, приемы… С помощью этих понятий описывается процесс обучения, но между ними существуют различия.

Приемы Это составляющие определенного метода, подразумевающие конкретные действия учителя и учеников в ходе обучения.
Метод Представляет собой совокупность приемов, используемых в обучении. Например, семинар является методом обучения, а контрольная работа для проверки знаний – приемом обучения. Один и тот же прием обучения может входить в состав различных методов.
Методика Разновидность метода обучения, включающая установленный план занятий и основанная на четких теоретических аспектах. У методики может быть автор.
Методология Обобщающее понятие для методов, методик и приемов обучения.

Методы обучения принято разделять на приемы. Сам по себе прием не позволяет достичь цели, однако именно благодаря приемам метод приводит к желаемому результату. Предположим, метод работы с книгой состоит из следующих приемов:

  • чтение вслух;
  • составление плана;
  • заполнение таблицы данными из текста;
  • схематичное представление материала;
  • конспектирование;
  • поиск цитат.

В зависимости от ситуации один и тот же метод реализуется посредством различных приемов. Например, работа с книгой может предполагать либо чтение вслух и составление плана, либо схематичное представление материала и поиск цитат, либо конспектирование.

Один и тот же прием может использоваться в разных методах. Так, схематичное представление материала может быть приемом объяснительно-иллюстративного метода (в ходе занятия учитель рисует схему на доске) или же приемом исследовательского метода (ученики изображают в виде схемы самостоятельно пройденный ими материал).

Для реализации методов и приемов обучения на практике требуется обеспечение учащихся предметами, такими как учебники или специальные приспособления.

Стандартные методы обучения принято разделять на словесные, наглядные и практические, а также комбинированные методы. Рассмотрим их подробнее.

Словесные методы обучения

Являются наиболее распространенными активными методами обучения, способствуют быстрому усвоению объемного материала учениками, развивают у них творческие и аналитические способности, умение представлять общую картину.

Объяснение

Раскрывает смысл терминов или процессов. Имеет форму монолога, где преподаватель обосновывает важные утверждения, отвечает на вопросы по теме занятия.

В объяснении должны присутствовать следующие элементы:

  • раскрытие причинно-следственных связей;
  • аргументация;
  • доказательства;
  • сравнения и аналогии;
  • яркие примеры;
  • логика изложения.

Рассказ

Отдельная тема излагается по пунктам. В отличие от объяснения рассказ имеет форму повествования и содержит описание различных ситуаций. Как правило, в рассказе дается характеристика персонажей и реальных людей, сообщаются интересные сведения. Рассказ может дополняться другими словесными методами.

Словесные методы обучения
Словесные методы обучения

Обязательными элементами рассказа являются:

  • поучительные выводы;
  • наглядные примеры, подтверждающие правдивость изложения;
  • логичность и последовательность изложения;
  • эмоциональность;
  • личное мнение преподавателя.

Беседа

Обучение происходит в форме диалога. Преподаватель задает вопросы в определенном порядке так, чтобы обучающиеся смогли разобраться в пройденном материале и закрепить его. Этот словесный метод применяется наиболее часто.

Функции беседы:

  • развитие памяти;
  • активизация мышления;
  • воспитательное воздействие;
  • проверка усвоения материала.

Требования:

  • вопросы должны быть краткими и ясными;
  • вопросы должны нести в себе смысл;
  • вопросы должны приводить к самостоятельным рассуждениям.

Минусы:

  • занимает достаточно много времени;
  • при наличии ошибочных выводов возможно неправильное толкование учениками;
  • исключаются неоднозначные вопросы и вопросы, предоставляющие варианты для ответа (допустим, нужно просто ответить «да» или «нет»).

Дискуссия

Это разновидность беседы, в ходе которой между учеником и учителем происходит обмен мнениями, сформированными на основе полученного представления об изучаемой теме.

Функции:

  • развитие мышления;
  • развитие умения обозначать свою позицию;
  • формирование грамотной, убедительной речи;
  • воспитательная функция.

Требования:

  • для участия в дискуссии ученики должны быть готовы проявлять активность и действовать самостоятельно;
  • необходимо выполнить предварительные мероприятия (законспектировать текстовый материал, сделать самостоятельные выводы, провести разъяснения и т.д.)

Лекция

При данном методе обучения материал последовательно излагается, и затем делаются выводы. В отличие от рассказа присутствуют научный подход и максимальная информативность.

Плюсы:

  • имеется возможность в сжатые сроки сообщить все сведения, относящиеся к теме;
  • при подборе материала используются различные источники;
  • лекция может включать в себя сведения, отсутствующие в учебниках, критические замечания, интересные и иллюстративные примеры.

Требования:

  • лекция должна проходить по определенному плану;
  • приведенные факты должны подтверждаться примерами и обосновываться;
  • необходимо акцентировать внимание слушателей на рассматриваемой теме (периодически задавать вопросы, комментировать, рассказывать о своем опыте), иначе они будут хуже запоминать материал.

По окончании лекции должна быть проведена самостоятельная работа для того, чтобы ученики могли проверить усвоение материала и прийти к собственному мнению, расширить свой кругозор.

Лекция
Лекция

Семинар

Этот метод профессионального обучения предполагает закрепление рассмотренного на лекции материала. Здесь студенты самостоятельно находят информацию и делятся ею друг с другом, преподаватель выносит на обсуждение различные вопросы, все участники обмениваются мнениями.

Для проведения семинара нужно предварительно выполнить ряд действий: преподаватель составляет план и дает ученикам время на его рассмотрение, а они, соответственно, изучают информацию по указанной теме.

В процессе мероприятия преподаватель стремится к тому, что участники вели друг с другом обсуждение, а на заключительном этапе обобщает полученные выводы, оценивает проведенную работу и дает замечания, каким вопросам требуется уделить внимание.

Экскурсия

Эффективный метод обучения сочетает устное изложение с наглядным представлением, способствующим лучшему ознакомлению с темой.

Требования к экскурсии:

  • должна давать новые знания и повышать ответственность;
  • должна проводиться в соответствии с планом, начинаться с постановки цели и заканчиваться подведением итогов и обобщением полученных знаний.

Наглядные методы обучения

Использование наглядных методов является эффективным только при наличии соответствующих инструментов и визуальных примеров.

Иллюстрирование

При данном методе обучения в ходе изложения материала используется графическое представление (карты, рисунки, графики и т.д.)

Демонстрация

Процесс обучения должен быть связан с экспериментальным рассмотрением физического объекта, просмотром фильмов и т.д.

Требования к наглядным методам обучения:

  • наглядный материал демонстрируется в нужный момент;
  • каждый ученик должен вовлекаться в работу;
  • наглядный материал должен подбираться с учетом возраста учеников;
  • наглядный материал должен полностью соответствовать теории;
  • у обучающихся должна быть возможность ориентироваться в наглядном материале и осуществлять поиск.

Практические методы обучения

Цель данных методов обучения – более глубокое усвоение материала в процессе выполнения определенных действий.

Упражнения

Регулярное выполнение заданий по изучаемой теме.

Устные упражнения служат развитию мыслительных процессов, памяти, концентрации. Письменные упражнения необходимы для лучшего запоминания материала и приобретения практических навыков. Графические упражнения способствуют развитию трехмерного воображения.

Творческие работы

Они позволяют обучающимся реализовывать творческий потенциал и дают представление о самостоятельной работе в процессе написания сочинений, отзывов, рефератов.

Лабораторные работы

Ученики проводят самостоятельные исследования под контролем преподавателя с применением специальных приборов и инструментов.

Практические методы особенно часто применяются для самостоятельного закрепления нового материала, в основном они завершают прохождение отдельной большой темы.

Только до 26.12
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300

Вспомогательные методы процесса обучения

Репродуктивные методы

В ходе обучения у учащихся вырабатываются навыки воспроизведения полученных знаний, то есть они учатся пользоваться ими на практике.

Объяснительно-иллюстрационный метод считается оптимальным для того, чтобы передать опыт в упорядоченной форме. Если коротко, то ученик воспринимает информацию, данную преподавателем.

Репродуктивный метод – самостоятельные действия в соответствии с имеющимся шаблоном.

Продуктивные методы

Ученики приобретают знания в ходе творческого процесса.

Эвристический (частично-поисковый) и исследовательский методы компенсируют недостаточный уровень творческих способностей.

Вспомогательные методы процесса обучения
Вспомогательные методы процесса обучения

Для достижения результата выявляются основные проблемы и решаются по такому плану:

  1. Создание проблемы.
  2. Анализ.
  3. Преобразование в одну или несколько задач.
  4. Решение.

У продуктивных методов есть определенные нюансы, в связи с которыми их нельзя рассматривать как приоритетные. Подача материала должна осуществляться репродуктивными методами, а исследование и поиск ее лишь дополняют.

Методы контроля

  1. Устный или письменный опрос.
  2. Работа с карточками.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Лабораторная работа.
  5. Практическая работа.
  6. Тестовые задания.
Методы контроля могут применяться отдельно, но почти всегда они входят в состав организационных методов. На это указывают, в том числе, выполняемые ими функции.

Методы стимулирования

  • Соревнования.
  • Игры.
  • Поощрения.
  • Наказания.
  • Предъявления требований.
  • Разъяснение важности обучения для человека и общества.
  • Формирование у учеников чувства долга и ответственности.

Методы стимулирования в процессе обучения обладают тем преимуществом, что у ученика проявляется личная заинтересованность. Обычно стимуляция воздействует на индивидуальные характеристики обучающихся, их предпочтения и черты характера.

Современные методы обучения

Тренинги

Тренинг – это коллективное занятие, в ходе которого у учеников вырабатываются практические навыки. Только 20–30 % времени отводится изучению теории, в основном же происходят решение задач и насыщенная групповая работа. Зачастую лекции организуются в форме тренингов.

Тренинг часто рассматривается как оптимальный вариант преодоления трудностей, создания благоприятной атмосферы, вовлечения в учебный процесс.

Проектный метод

Суть проектного метода состоит в самостоятельной постановке цели учениками и определении способов ее достижения. Им необходимо осуществлять поиск, подбор, обобщение и анализ информации, тогда как преподаватель оказывает им поддержку, разъясняет, дает консультации.

Проектный метод направлен на развитие у учеников следующих качеств:

  • самостоятельное определение и достижение цели;
  • работа с информацией;
  • практическое применение полученных знаний;
  • умение проводить исследования и представлять их итоги.

Проект может выполняться индивидуально или в группе, во втором случае также происходит развитие навыков коллективной работы.

Кейс-стадии

При данном методе обучения изучаются и анализируются имеющие отношение к рассматриваемой теме ситуации, которые могут произойти в действительности. Здесь у учеников развивается умение пользоваться на практике теоретическими знаниями, давать справедливую оценку проблеме исходя из своей компетенции, высказывать и обосновывать свое мнение. Решение кейса состоит в разборе условной ситуации и нахождении оптимального варианта действий.

Откройте для себя захватывающий мир IT! Обучайтесь со скидкой до 61% и получайте современную профессию с гарантией трудоустройства. Первый месяц – бесплатно. Выбирайте программу прямо сейчас и станьте востребованным специалистом.

Использование метода означает, что преподаватель является экспертом в своем деле, а ученики имеют хорошее представление об изучаемом предмете.

Коучинг

Коучинг представляет собой взаимодействие с наставником, в роли которого могут выступать как преподаватель, так и более успешные студенты. Для коучинга приоритетной задачей является не общее развитие, а достижение конкретных целей.

Наставник должен помогать учащемуся находится оптимальный способ решения задачи. С его помощью ученик определяет, в каких областях у него проявляются наклонности и учится развиваться в этих направлениях.

Коучинг
Коучинг

Мозговой штурм

Метод состоит в групповом обсуждении обозначенной проблемы, где у каждого есть возможность поделиться своими соображениями. Сначала учитель ставит вопрос, разъясняет порядок работы. Затем ученики формулируют свои предложения и обсуждают их всем коллективом.

Метод способствует достижению следующих целей:

  • Повышение заинтересованности учащихся.
  • Переход от теории к практике.
  • Ускоренное прохождение материала.
  • Развитие творческих наклонностей, концентрации внимания.
  • Развития навыков решения нестандартных задач.
  • Побуждение к умственной деятельности.
  • Вовлечение в коллективную работу.

Деловая игра

В ходе деловой игры моделируются разнообразные ситуации, относящиеся к изучаемой теме. Благодаря этому становится возможным использовать теоретические выводы на практике.

Деловая игра позволяет решить следующие задачи:

  • Приобретение учениками необходимого опыта, способностей.
  • Изучение разнообразных процессов.
  • Внедрение новых методик.
  • Создание постоянных и временных коллективов.
  • Снижение риска возникновения ошибок.
  • Развитие коммуникативных качеств.

Учебная игра

Учебная игра отличается от деловой тем, что предполагает выполнение определенной задачи в процессе обучения.

Для учебной игры характерны:

  • Моделирование – игровое представление реальной ситуации.
  • Наличие проблемы – ученики должны не просто вообразить картину, но и размышлять над тем, как следует поступить.
  • Совместная деятельность – в обсуждении должны участвовать все обучающиеся, им нужно высказывать свою точку зрения и приобретать навыки работы в команде.

Учебная игра может проводиться перед началом обучения, чтобы определить степень подготовки учеников. Она может проходить и при завершении обучения, чтобы закрепить усвоенный материал и показать, как им пользоваться в реальной жизни.

Метод погружения

Метод погружения обычно используется при изучении языка. Его автор предлагает оказывать воздействие на подсознание. Другими словами, чтобы у человека возникло желание обучаться, его следует постоянно к этому побуждать.

Справедливо утверждение, что для быстрого усвоения языка необходимо регулярно общаться с носителями. В наше время данный метод находит применение и в других областях, при этом обычно организуются выездные конференции.

Метод опережающего обучения

При создании данной методики были использованы следующие принципы:

  • Сопровождение обучения комментариями, например, проговаривание написанного.
  • Применение опорных схем, на основе которых ученик формирует свои предложения.
  • Перспективное обучение – выполнение заданий, не входящих в учебную программу.
  • Поэтапное изучение больших тем, по мере усложнения материала.
Особое внимание следует уделять применению знаний на практике.

Эвристический метод

Суть данного метода в том, что ученики должны решать отдельные задачи в определенном порядке и, таким образом, постепенно двигаться к поставленной цели.

При этом следует добиваться логического перехода к более сложным темам. Желательно привлекать разнообразные методы: мозговой штурм, коллективное обсуждение и т.п.

Интеллект-карта

Интеллект-карта представляет собой план, в основе которого лежит приоритетная задача, из которой вытекают более мелкие подзадачи. При таком способе удается проследить, как основная тема связана с отдельными вопросами. Интеллект-карты способствуют быстрому и качественному усвоению материала, легкому восприятию сложных понятий. С их помощью можно разрабатывать и осуществлять проекты, изучать языки, составлять рабочий график и т.д.

Мифологемы

Метод мифологем предполагает поиск нестандартного выхода из представленной ситуации, которая может произойти на самом деле. При его применении описывается вымышленная и в то же время правдоподобная история. Учащиеся приобретают навыки творческой деятельности, у них развивается воображение, снижается переживание из-за реальных проблем.

Однако продуманные варианты действий фактически могут привести к нежелательным результатам.

Метод синектики

Метод синектики связан с проведением аналогий и образных сравнений для достижения результата. Обычно вместе с этим происходит интенсификация интеллекта. Имеется в виду, что преподавателю нужно задействовать свои отличительные способности.

Метод проектов

Здесь ученики могут действовать так, как им представляется необходимым. Им разрешается самим подбирать материал, создавать модели и делать логические выводы. Стоит отметить, что заключения, отличные от стандартных, могут быть приняты, если предоставлено обоснование.

Используемые в настоящее время методы обучения отличаются большим разнообразием. Тем не менее, среди них можно выделить пассивные методы, где основная роль отводится учителю, и интерактивные методы, подразумевающие участие учеников. Все педагогические методы обучения применяются во всех формах образовательной деятельности.

Метод проектов
Метод проектов

Инновационные методы обучения в ХХI веке

К ним относятся современные методы обучения, доказавшие свою эффективность в нынешних условиях. Они основаны как на полностью оригинальных концепциях, так и на усовершенствованных традиционных методиках. Характерной общей чертой этих методов является использование компьютерных технологий. Кроме того, они целиком исключают единоличное руководство педагога, он должен строить деловые отношения с учениками.

Разновидности указанных методов:

  • Компетентностный метод – его целью является формирование навыков и способностей, которые могут оказаться полезными. В ходе практических занятий рассматриваются ситуации, в наибольшей степени соответствующие работе специалистов.
  • Многочисленные интегрированные методы обучения, когда занятия проходят в необычной форме (аукцион, лабиринт, путешествие, деловая встреча, учебная конференция, экспедиция, выставка, инсценировка, эксперимент). В непривычной обстановке учащиеся проявляют больший интерес и легче сосредотачиваются.
  • Проектно-исследовательский метод. Учащиеся делятся на пары или образуют группы, затем представляется сложная ситуация, из которой нужно найти выход в отведенный срок, для чего, вероятно, потребуется специальные инструменты.
  • Современные методы представления информации (написание отзывов, запись видеообзоров, сторителлинг и т.д.)
  • Занятия с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе прикладного программного обеспечения, электронных словарей, интерактивных карт и прочих инструментов.

Основные методы дистанционного обучения

При таком способе обучения взаимодействие с преподавателем осуществляется посредством компьютерных технологий. От преподавателя требуется уверенное владение сетевыми инструментами, позволяющими организовать учебный процесс. Практические задания для учащихся следует подбирать с учетом технических характеристик компьютера. Внедрение новых технологий должно происходить поэтапно, давая студентам возможность сосредоточиться на учебном процессе.

Основные методы дистанционного обучения
Основные методы дистанционного обучения

Эти интерактивные методы в целом соответствуют устоявшимся, только обучение ведется через интернет.

  • Видеоконференции, проходящие в форме лекций и семинаров. Взаимодействие студентов с преподавателем происходит с помощью современных сервисов, наподобие Zoom и его аналогов.
  • Онлайн-дискуссии.
  • Индивидуальные и групповые консультации. Преподаватель отвечает на вопросы, возникающие при решении задач, в чате и по электронной почте.
  • Дистанционные лабораторные занятия и тестирование.
  • Тренажеры с удаленным доступом. Преподаватель отправляет студентам ссылки на ресурсы, где они выполняют задания, а потом оценивает результат.
  • Видеозаписи лекций и практических занятий.
  • Викторины, блиц-опросы и турниры.
  • Коллективная работа студентов и преподавателя с программными средствами.

Особенности выбора методов организации обучения

Выбор методов обучения часто оказывается сложной задачей для неопытного преподавателя. Для этого необходимо учитывать следующие критерии:

  1. Оптимальность. Каждый метод служит достижению конкретных целей, так что при выборе метода нужно руководствоваться учебной программой.
  2. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В частности, школьникам больше нравится обучаться в процессе деловых и ролевых игр.
  3. Психологические особенности. Так, при работе в группе лучше развиваются командные навыки, в ходе преподавания гуманитарных предметов нужно уделять внимание проведению коллективных обсуждений.
  4. Доказательность. Убедитесь в том, что выбранный метод уже был удачно использован на практике.
Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 22 декабря
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку

В основе любого метода обучения лежат различные составляющие – методические приемы, а они, соответственно, предполагают наиболее рациональный выбор. По отношению к методам приемы занимают более низкую позицию. Один и тот же метод обучения может включать в себя различные приемы, а одинаковые приемы могут встречаться в разных методах. Именно за счет приемов достигается неповторимость методов, применяемых в процессе обучения.

Оцените статью:
5
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
Читайте также
prev
next
Бесплатные вебинары:
prev
next
Как работает дизайн-студия на примере одного кейса 

Как работает дизайн-студия на примере одного кейса 

Узнать подробнее
Инновационные подходы к обучению информационным технологиям

Инновационные подходы к обучению информационным технологиям

Узнать подробнее
Как стать Python-разработчиком

Как стать Python-разработчиком

Узнать подробнее
Что нужно знать разработчику

Что нужно знать разработчику

Узнать подробнее
Кто такой тестировщик и как им стать

Кто такой тестировщик и как им стать

Узнать подробнее
Чем занимается программист и как им стать

Чем занимается программист и как им стать

Узнать подробнее
Как искусственный интеллект помогает и мешает задачам кибербезопасности

Как искусственный интеллект помогает и мешает задачам кибербезопасности

Узнать подробнее
Бесплатный вебинар про внедрение искусственного интеллекта

Бесплатный вебинар про внедрение искусственного интеллекта

Узнать подробнее
Какие есть профессии в ИТ

Какие есть профессии в ИТ

Узнать подробнее
Смените профессию,
получите новые навыки,
запустите карьеру
Поможем подобрать обучение:
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...