О чем речь? Под этикой делового общения понимается свод неофициальных правил взаимодействия членов профессионального коллектива друг с другом. Этот негласный регламент необходимо соблюдать, чтобы информация передавалась максимально упорядоченно
Зачем нужна? Соблюдение этики делового общения способствует лучшему осознанию сотрудниками целей, стоящих перед ними, а также пониманию способов достижения этих целей.
В статье рассказывается:
- Что такое этика делового общения
- Зачем нужна этика делового общения
- Принципы деловой этики
- Профессиональная этика в зависимости от обязанностей
- Деловая этика в электронной переписке
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое этика делового общения
Деловое общение подразумевает под собой соблюдение определенных для этого общения норм, основанных на профессиональной этике, а также на принципах нравственности, морали и культурных традиций.
Весь комплекс регламентов, обязательных для выполнения в процессе трудовой деятельности, и формирует этику делового общения. Сюда относятся также общепринятые морально-нравственные принципы, определяющие поведение человека и его взаимодействие с членами коллектива.
Особое значение имеют при этом правила коммуникации. Важно их соблюдать при деловых встречах и в телефонных переговорах с клиентами, коллегами, партнерами и контрагентами. В комплекс нормативов могут включаться правила внешнего вида человека в процессе делового взаимодействия.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Существует несколько условных типов профессиональной коммуникации:
- переговоры;
- деловая беседа;
- служебное совещание;
- деловая переписка;
- профессиональная дискуссия;
- публичное выступление.
Они отличаются друг от друга целями, а объединяет эти типы необходимость соблюдения этикета. В каждом случае берутся за основу примерно одинаковые принципы.
Зачем нужна этика профессионального общения
Итак, под этикой делового общения понимается свод неофициальных правил взаимодействия членов профессионального коллектива друг с другом. Этот негласный регламент необходимо соблюдать, чтобы информация передавалась максимально упорядоченно. Практика применения этических норм диктуется многими причинами. Перечислим наиболее важные из них.
Прежде всего соблюдение данных правил способствует лучшему осознанию сотрудниками целей, стоящих перед ними, а также лучшему пониманию способов достижения этих целей.
Другая причина состоит в формировании благоприятного климата в трудовом коллективе, члены которого заняты большей частью производством, а не общением друг с другом.
Наконец, соблюдая принятые этические правила, сотрудники становятся морально готовыми для выполнения своих обязанностей. От этого зависит и производительность труда.
Принципы деловой этики
Далее приведем ключевые принципы, на которых основывается деловая этика.
- Отсутствие недоброжелательного отношения среди членов профессионального коллектива.
- Справедливое распределение производственных ресурсов между сотрудниками.
- Зависимость развития этических вопросов внутри компании от поведения сотрудников этой компании (правило прогрессивного максимума).
- Лояльность к традициям компании.
- Равноценность оценки индивидуальных и коллективных действий в процессе трудовой деятельности.
- Использование личного опыта в решении рабочих вопросов только в случаях его оправданности.
- Отсутствие любых насильственных мер в отношении сотрудников.
- Недопустимость ограничения свободны одного сотрудника другим.
- Бесконфликтность внутри коллектива.
- Мотивирование коллег следованию правилам деловой этики.
- Недопустимость критики действий конкурентов.
- Соблюдение делового этикета не в приказном порядке, а на основе установленных традиций.
- Доверие начальства к подчиненным, способствующее повышению у персонала уровня внутренней ответственности.
Читайте также!
Помимо перечисленных общих тезисов каждая компания в зависимости от сферы деятельности может внедрять и собственные этические принципы
Профессиональная этика в зависимости от обязанностей
Рассмотренные выше принципы позволяют контролировать взаимосвязи на любом уровне управления в рамках трудового коллектива. Далее разберем особенности формирования делового взаимодействия, отталкиваясь от профессиональной иерархии.
Подчиненный – руководитель
Здесь важно соблюдать нижеследующие правила поведения.
- Действия сотрудника с точки зрения этических норм должны способствовать сохранению здоровой психологической атмосферы.
- Необходимо действовать строго с соблюдением субординации, проявляя уважение к начальству. При возникновении претензий доносить их до руководителей следует в корректной форме.
- Нужно исключать любые проявления категоричности в общении подчиненных с руководством.
- Обращаться напрямую к вышестоящему начальству «через голову» непосредственного руководителя недопустимо.
Руководитель – подчиненный
Вертикальные отношения вида «руководитель-подчиненный» в значительной мере формируют общую психологическую атмосферу в рабочем коллективе. Поэтому и выстраивать такие отношения изначально нужно с обоюдной выгодой для всех.
Как минимум, начальство в своей работе должно:
- создать сплоченную команду, готовую к достижению поставленных целей;
- своевременно выявлять факторы, способствующие возникновению проблем в процессе трудовой деятельности;
- качественно работать с подчиненными, не способными или не желающими выполнять поручения;
- оценивать по достоинству заслуги сотрудников;
- в достаточной мере доверять персоналу;
- признавать собственные ошибки;
- в целом относиться к подчиненным справедливо.
При этом не допустимы:
- критика личных качеств сотрудников;
- замечания в адрес подчиненного при его коллегах;
- демонстрация персоналу собственной некомпетентности.
Сотрудник – сотрудник
Горизонтальные отношения между членами коллектива должны основываться на принципах эмпатии. Иными словами, сотрудник относится к своему коллеге так, как он бы хотел, чтобы относились к нему самому.
Этика делового общения в основном состоит из набора ключевых правил взаимодействия сотрудников друг с другом, сводящихся к:
- обязательному использованию имени собеседника при разговоре с ним, что помогает расположить собеседника к себе и выстроить с ним дружеские отношения;
- проявлению доброжелательности (в том числе за счет уместной улыбки);
- умению выслушать собеседника;
- уважению личных качеств всех членов коллектива;
- объективному отношению к каждому сотруднику с учетом принципа равноправия;
- справедливому распределению ролей для выполнения общей задачи;
- аккуратности в плане обещаний.
Деловая этика в электронной переписке
Современная деловая этика функционирует в том числе вне личного общения. Благодаря повсеместной доступности интернета бизнес активно осваивает электронные виды связи (мессенджеры, соцсети, e-mail). Электронная почта, например, используется повсеместно как для личной переписки, так и для деловой. Данный канал взаимодействия требует знаний сетевого этикета.
Во избежание нарушения установленной этики делового общения письма следует составлять с учетом нижеследующих правил.
Адресат
Здесь действует правило «одна компания — один получатель». При взаимодействии с контрагентом не следует писать сразу на все указанные в контактных данных адреса. Из имеющихся контактов желательно выбирать лицо, наиболее компетентное в главной теме переписки. От массовых рассылок по возможности нужно отказаться, особенно в случае использования для этого внутренней почты.
Если найти нужного человека среди представленных контактных лиц не представляется возможным, следует отправить письмо на главный адрес с просьбой переадресовать сообщение компетентному сотруднику или указать его адрес ответным письмом.
При отправке нужно каждый раз внимательно проверять данные адресата.
Тема
Важную функцию при составлении письма выполняет тема. Она должна быть сформулирована лаконично и внятно, лишена знаков пунктуации и вспомогательных символов. В теме необходимо выразить суть всего сообщения.
Приветствие
С него начинается любое письмо. В качестве универсального приветствия, без привязки ко времени суток, можно использовать фразы «Добрый день» и «Здравствуйте». Неформальная переписка также не обходится без приветствия.
Если известно имя получателя, оно тоже должно быть использовано. Его упоминание в приветствии сразу концентрирует внимание адресата на письме. Когда сообщение адресовано группе людей, уместно обращаться к ним «коллеги», «уважаемые партнеры», «друзья».
Тело письма
Не стоит перегружать письмо текстом. Слишком большое сообщение тяжело воспринимается и часто не дочитывается до конца. Предложения следует формулировать максимально лаконично, излагая только самую суть, заложенную в теме. Жаргонных выражений нужно избегать. Фамильярности в письме также будут излишними.
Читайте также!
Особо крупный и цветной шрифт используется только в случае острой необходимости.
на курсы от GeekBrains до 24 ноября
Подпись
Этика деловой переписки требует использования подписи. Последняя начинается со слов «С уважением», когда речь идет о письме от конкретного лица. Уместно заранее поблагодарить получателя за ответное сообщение. Когда письмо составляется от имени компании, подпись будет включать в себя имя составителя, его должность, название компании и ее контактные данные.