Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить бесплатно
Главная БлогЧто такое дидактика: основные понятия, принципы и разделы
Что такое дидактика

Что такое дидактика: основные понятия, принципы и разделы

Дата публикации: 26.06.2023
41 079
Время чтения: 10 минут
Дата обновления: 16.11.2024
В статье рассказывается:

Что такое дидактика? Если сказать простыми словами, то это дисциплина, которая занимается исследованием теоретического уровня обучения. Как нетрудно догадаться, она касается педагогической деятельности.

На что обратить внимание? Как и любая наука, дидактика имеет свой предмет изучения, разбивается на различные подразделы, решает определенные задачи, следует четко сформулированным принципам, а также оперирует вполне конкретными понятиями. И при погружении в дисциплину во все это следует вникать.

В статье рассказывается:

  1. Концепция дидактики
  2. История развития дидактика
  3. Функции дидактики
  4. Задачи дидактики
  5. Основные понятия дидактики
  6. Разделы дидактической науки
  7. Главные принципы дидактики
  8. Методы обучения в дидактике
  9. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.
    Бесплатно от Geekbrains

Концепция дидактики

Педагогика – это наука, рассматривающая обучение и воспитание в качестве комплексного процесса, направленного на социализацию личности и поколения в целом, на их гармоничное слияние с общественной средой. С целью большей детализации исследований все дисциплины в педагогике разделяют на теорию и методику воспитания и теорию обучения.

Что такое дидактика? Происхождение слова греческое. Это производная от didakitos — «поучающий» и didasko — «изучающий». В педагогике дидактикой называют раздел, занимающийся основами теории воспитания и обучения. Здесь раскрывается сущность образования, законы, принципы и способы контроля процесса обучения, методики преподавания, особенности различные дисциплин для разных возрастных категорий.

Концепция дидактики
Концепция дидактики

Объектом науки дидактики является процесс обучения. Как предмет она исследует закономерности, действующие в учебном процессе между преподавателем, учеником и учебными материалами.

Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 32471 pdf иконка

История развития дидактики

Первым понятие дидактики упомянул немецкий педагог Вольфганг Ратке еще в XVII веке. Но как самостоятельную дисциплину её всё же выделил Ян Амос Коменский, чешский гуманист тоже XVII века, который и считается основоположником педагогики.

Разумеется, как наука педагогическая деятельность тогда еще не рассматривалась. Простыми словами Коменский говорил, что дидактика – это «искусство всех учить всему», и старался применить в своей деятельности существовавшие на тот момент прогрессивные идеи эпохи Просвещения в сочетании с принципами религиозного воспитания подрастающего поколения.

Самая известная работа Коменского – «Великая дидактика» (год публикации 1657). Здесь ученый подчеркивал, что процесс обучения должен непременно перекликаться с «подражанием природе», то есть, в нем нужно учитывать такие стадии развития индивидуума, как детство, отрочество, юность и возмужалость.

Еще один труд, серьезно затронувший педагогику и дидактику, написал Жан-Жак-Руссо. Это «Эмиль, или О воспитании». Главная мысль, которую постарался донести здесь Руссо, состоит в том, что дети – это совершенные творенья. В школе их нельзя заставлять зубрить и жестко ограничивать свободу. Наоборот, следует обеспечить условия для естественного темпа развития, и тогда всё, что заложено в ребенке природой, раскроется максимально полно. Руссо был категорически против физических наказаний. И еще считал, что девочкам науки не нужны (Коменский, кстати говоря, так не думал).

Гуманист из Швейцарии Иоганн Генрих Песталоцци выделился в педагогике в конце XVIII — начале XIX века. Его воспитательные и образовательные позиции описаны в книге «Как Гертруда учит своих детей». Среди разработок Песталоцци – основы и методики начального обучения ребенка родному языку, письму, счету. Педагог придерживался мысли, что для детей ценнее получать знания не по книгам, а через чувственное восприятие и осмысление.

Немецкий педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт (XIX век) выступал за то, что образовательные методики должны базироваться на данных о процессах познания. Впрочем, позиции педагога позже поддавались критике, потому что во главу угла он ставил обуздание «дикой резвости» детей и воспитание в них послушности, а гармоничное развитие личности при этом уходило на задний план.

История развития дидактики
История развития дидактики

Еще один значимый труд по дидактике развивающего обучения «Руководство к образованию немецких учителей» написал педагог Адольф Дистерверг (тоже XIX век). Здесь он подвел под общую систему выведенные еще Коменским принципы и правила обучения (наглядность, прочность, доступность и т.д.), которые и сегодня сохраняют свою актуальность.

Первым, кто в России стал рассматривать педагогику и дидактику как образовательную науку, был Константин Ушинский. Он подчеркивал, насколько важно для человека именно всестороннее развитие, и выработал систематический подход к обучению, объединяющий мышление, внимание, мотивацию, усвоение и закрепление. Особенно важным он считал момент научного обоснования дидактических принципов и методик, плюс объединение их с достижениями психологии, философии и прочих наук о человеке.

Очень многие известные российские педагоги уделяли большое внимание дидактике как науке, создавали всевозможные концепции и модели обучения, однако в целом вариантов педагогических подходов сложилось не так уж много. И все они – в рамках принципов диалектического материализма и марксистско-ленинских взглядов на образование.

В 80-90 годах XX века наука постепенно приняла теорию относительности и равнозначность тех или иных подходов к исследованию и формированию образовательного процесса. У педагогов появилась тенденция уделять внимание системам ценностей личности, творческому развитию, активному использованию инноваций.

С тех пор суть принципов обучения сохранилась, однако педагогика и дидактика существенно изменились. Научных исследований становилось всё больше, и это позволило смотреть на знания не как на цель, а как на инструмент для решения тех или иных задач. На первое место теперь выходит активное обучение, рассмотрение ученика как ключевой фигуры в образовательном процессе.

Функции дидактики

Выделяют две основные функции дидактики в образовании:

  • Теоретическая (или прогностическая и диагностическая). Она подразумевает обобщение и обоснованное подведение под общую систему всех механизмов личностного развития (включая опыт и существующие закономерности), работающих в ходе обучения.
  • Практическая (или нормативная, инструментальная). Означает разработку педагогического процесса (его содержания, формы, методик) с учетом намеченных дидактических целей.

Обе эти функции на практике тесно переплетаются.

Задачи дидактики

Их следует рассматривать в ракурсе синхроники и диахроники. Исторически задачи для дидактики сложились следующие:

  • Выявить содержание образования для следующих поколений.
  • Подобрать максимально эффективные пути для передачи ценных знаний, умений и навыков.
  • Найти в данном процессе закономерности.
Задачи дидактики
Задачи дидактики

Это были феноменообразующие задачи дидактики, но существуют еще и другие:

  • Конкретно и обоснованно сформулировать принципы организации процесса обучения, наметить направления и методы проявления самостоятельности в получении знаний, развития активности и инициативности.
  • Определить критерии формирования содержания образования (учитывая, что учебники и программы чрезмерно перегружены сложными для восприятия и второстепенными по значимости материалами).
  • Исследовать структуру и функции задействованных в обучении форм и методик.
  • Выявить связи между предметами и внутри них, чтобы максимально актуализировать и систематизировать основные, фундаментальные знания.
  • Сбалансировать в образовательном процессе социальные и личностные цели.
  • Создать новые обучающие технологии.

Таким образом, в XXI веке дидактика базируется на личности, самостоятельности и технологиях.

Основные понятия дидактики

Дидактика – это составляющая педагогики, поэтому много терминологии взято именно отсюда, и еще из смежных отраслей, а именно — из психологии и философии. Далее – о том, как дидактика перекликается с иными понятиями.

  • Частная дидактика в форме методики конкретного учебного предмета. То есть дидактика, нацеленная на обучение, например, математике, геометрии, химии, литературе и проч. Для каждого отдельного предмета учитывается его специфика и принадлежность к той или иной научной отрасли, подбираются максимально эффективные принципы получения знаний в ней.
  • Методы обучения. Это конкретные действия педагога, направленные на достижение образовательных целей. К методам относят лекции, лабораторные работы, совместное участие в проектах, изучение кейсов и т.п.
  • Содержание образования. Это социальный опыт, усвоенный учеником и ставший уже его личным опытом. Имеет четыре составляющие: знания, способность действовать по образцу, творчество, выстраивание эмоционального взаимодействия.
  • Средства для осуществления процесса обучения. Это носители информации и используемый инструментарий. В частности, доска в классе, компьютер, учебники (в печатном или электронном виде), карты, гербарии и т.п.
  • Формы организации обучающего процесса. Это варианты проведения занятий: уроки, семинары, лекции, экскурсии, экзамены и т.п. Их можно комбинировать, объединять в системные формы, такие как лекционно-семинарская, классно-урочная и проч.

Разделы дидактической науки

Дидактика как наука включает в себя семь следующих разделов:

  • Раздел с информацией о содержании образования и обучения. Имеются в виду программы и планы.
  • В этом разделе процесс обучения рассматривается в рамках педагогики и психологии сточки зрения тех или иных дидактических систем.
  • Здесь описываются законы, принципы и закономерности, действующие в образовательном процессе.
  • Раздел, посвященный методам и средствам обучения.
  • Тут говорится о формах организации и осуществления процесса обучения.
  • Раздел номер шесть – о том, с помощью каких методов осуществляется управление результатами обучения.
  • Завершающий раздел самый молодой в дидактике. Он посвящен технологиям и системам обучения, рассматривает традиционные и самые новые методики, применяемые в образовательном процессе.
Только до 26.12
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300

Главные принципы дидактики

Что вообще понимают под дидактическими принципами? Это основные требования, выдвигаемые к организации и осуществлению обучения. Они могут быть непостоянными и видоизменяться вместе с тем, как меняются образовательные запросы общества, государства и личности, а также и условия обучения. Итак, главные принципы дидактики:

  • Научность. В основе содержания образования должны быть исключительно научные факты и актуальная информация.
  • Доступность. Говорит о том, что содержание обучения и используемые в нем методики формируются с учетом возраста, уровня образования и познавательного потенциала учеников.
  • Систематичность и последовательность. Подразумевает структурированный подход к построению обучения, деление программы на темы, разделы, модули, подлежащие последовательному изучению.
  • Неразрывность теории и практики. Суть здесь в том, что до учащихся нужно донести, где и каким образом они могут применить полученные теоретические знания на практике, для решения конкретных проблем.
  • Сознательность и активность. Задача преподавателя – донести до учащихся понимание образовательных целей и задач, подталкивать к активному познанию, развивать творческие способности и самостоятельность.
  • Наглядность. Сюда входят все способы чувственного восприятия информации. То есть, посредством зрения, слуха, обоняния, вкусовых рецепторов и осязания.
  • Прочность. Принцип прочности говорит о том, что важно добиться крепкого усвоения знаний. Как именно? Теория требует повторения и закрепления, а навыки и умения – практического применения.
Главные принципы дидактики
Главные принципы дидактики

Обратите внимание, что все принципы тесно между собой переплетаются и подкрепляют друг друга. То есть, без систематичности обучение не будет доступным, а прочность достигается благодаря взаимодействию теории с практикой.

Методы обучения в дидактике

Итак, что такое дидактика, теперь понятно. Далее – об используемых в ней методах обучения. Речь идет о способах достижения поставленных дидактических целей (усвоить понятие, теоретические материалы, выработать навык и т.п.). Методы формируются на основе способов работы педагога и познания учеников. На практике в ходе обучения методы преподавания и методы изучения тесно переплетены.

На сегодняшний день классификация методов дидактики весьма многомерна, и это создает определенные проблемы. Раньше эти методы принято было квалифицировать по источникам знаний. В частности, различали словесные источники (повествование, описание, лекция, книга), наглядные (наблюдение, рисунки, демонстрации), практические (решение задач, выполнение упражнений, лабораторных и практических работ).

Из отечественных дидактов с подобным подходом соглашались Лордкипанидзе Д. О., Голант Е. Я., Верзилин Н. М., Перовский Е. И. Такая классификация сложилась в 30-х годах и отлично перекликалась со школьными задачами того времени, которые заключались в том, чтобы подготовить учеников к поступлению в техникум или вуз (дать достаточно знаний, умений и навыков).

В 50-х годах общественные требования к школе изменились. Теперь целью ставилось подготовить школьников к будущей жизни, профессиональной деятельности. Словесных форм обучения для этого явно недостаточно, как и для развития творческого мышления. То есть, прежнюю квалификацию нужно было менять, и в качестве подходящего решения тут было выбрано проблемное обучение. Большинство современных методистов и дидактов до сих пор его придерживаются. Подходы к реализации проблемного обучения существуют разные.

Собственная научно обоснованная система методов обучения есть у И. Я. Лернера. В ней он делает упор на характер познавательной деятельности учеников с учетом вида образования. Видов Лернер называет четыре: информация о мире и способах деятельности в нем, осуществление этой деятельности, развитие творческих способностей, приобретение эмоционально-ценностного опыта взаимоотношений с людьми и миром.

А методы обучения тут выстраиваются репродуктивные (информационно-рецептивный и репродуктивный) и продуктивные (метод проблемного изложения, исследовательский и эвристический). Формы применения всех этих методов – наблюдение, изложение, практика и т.п. Причем проблемное изложение Лернер рассматривал как нечто промежуточное между репродуктивными и продуктивными методами.

В. А. Сухомлинский предлагал классифицировать методы обучения с учетом способов организации учебного процесса. Он выделял методы для первичного восприятия информации, методы осмысления, развития и углубления полученных знаний (навыков и умений).

М. А. Данилов и Б. П. Есипов смотрели на методы обучения как на рычаги для организации образовательного процесса с решением всех поставленных целей и задач дидактики. Поэтому предлагали такую группировку:

  • методы получения новых знаний;
  • методы выработки практических навыков (умений) и их применения;
  • методы проверки и оценки полученных знаний.
Методы обучения в дидактике
Методы обучения в дидактике

В 1965 году И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным был предложен новый подход к классификации методов обучения, а именно – с учетом характера мыслительных процессов и познавательной активности учеников при восприятии учебного материала. И тут методы (то есть, их группы) получились такие:

  • Объяснительно-иллюстративные: педагог с привлечением разных средств доносит информацию, а ученики её воспринимают, осмысливают, запоминают. Это такие методы, как повествование, лекция, объяснение, изучение учебников, изображений, просмотр диафильмов, видео и т.п.
  • Репродуктивные методы: ученикам предлагается заранее подготовленный алгоритм для осуществления тех или иных учебных действий.
  • Проблемное изложение: подразумевает постановку проблемы перед учащимися и демонстрацию её решения (учителем) с указанием имеющихся противоречий.
  • Эвристический метод (или частично-поисковый): педагог представляет учебную задачу в виде более мелких подзадач, которые ученики пошагово решают.
  • Исследовательский метод: в его основе – предоставление учащимся возможности самостоятельно решать познавательные задачи (с помощью тех или иных методов, которые они тоже выбирают сами).

Ю.К. Бабанский — сторонник организационной классификации, то есть, комплексного подхода к образовательному процессу. Отвечая на вопрос, что такое дидактика в педагогике, он определяет следующие группы методов обучения:

  • Методы организации и реализации учебно-познавательного процесса: устные, визуальные и практические (педагог передает информацию – ученики её воспринимают). Далее репродуктивные и проблемно-изыскательные методы (когда подключается самостоятельное мышление) и, наконец, самостоятельная деятельность и работа при содействии педагога (в основе – управление обучением).
  • Стимулирующие и мотивационные методы, которые строятся на заинтересованности, формировании чувства ответственности и долга в учебе.
  • Методы контроля и самоконтроля. Бывают устными, письменными и в виде лабораторного практикума.
Почему существует столько разнообразных классификаций? Потому что объект исследований сам по себе сложен. Любая из квалификаций достаточно обоснована, в полной мере раскрывает суть методов обучения, плюс вообще позволяет под особым ракурсом взглянуть на образовательный процесс.

Какую из квалификаций рекомендовать для практического использования учителям? Тут каждый вправе выбрать то, что лучше всего перекликается с его собственными методическими идеями и наработками.

Резюмируя всё сказанное, можно отметить, что дидактика, как и прочие отрасли педагогики, претерпевает постоянные изменения. Во-первых, в ней накапливается уже имеющийся практический преподавательский опыт. А во-вторых, это широкое поле для экспериментов, непрерывного формирования новых дидактических подходов и направлений в образовательном процессе.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 22 декабря
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку
Ищете идеальный старт в мире IT? Познакомьтесь с основами программирования, базами данных, системами аналитики и многим другим. Научитесь основам машинного обучения и глубокого обучения, созданию нейронных сетей и анализу данных с интенсивным курсом разработчика искусственного интеллекта. В будущем ваше умение создавать умные и интуитивно понятные решения поможет улучшить мир.
Оцените статью:
4.83
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
  1. Аноним

    Спасибо за статью, интересно. Однако в статье дан только научный подход. мне кажется не хватает юридической компоненты: на чем основаны (понятно что Конституция, но идр.)

    3
    2
    Ответить
Читайте также
prev
next
Бесплатные вебинары:
prev
next
Как работает дизайн-студия на примере одного кейса 

Как работает дизайн-студия на примере одного кейса 

Узнать подробнее
Инновационные подходы к обучению информационным технологиям

Инновационные подходы к обучению информационным технологиям

Узнать подробнее
Как стать Python-разработчиком

Как стать Python-разработчиком

Узнать подробнее
Что нужно знать разработчику

Что нужно знать разработчику

Узнать подробнее
Кто такой тестировщик и как им стать

Кто такой тестировщик и как им стать

Узнать подробнее
Чем занимается программист и как им стать

Чем занимается программист и как им стать

Узнать подробнее
Как искусственный интеллект помогает и мешает задачам кибербезопасности

Как искусственный интеллект помогает и мешает задачам кибербезопасности

Узнать подробнее
Бесплатный вебинар про внедрение искусственного интеллекта

Бесплатный вебинар про внедрение искусственного интеллекта

Узнать подробнее
Какие есть профессии в ИТ

Какие есть профессии в ИТ

Узнать подробнее
Смените профессию,
получите новые навыки,
запустите карьеру
Поможем подобрать обучение:
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...