Что такое дидактика? Если сказать простыми словами, то это дисциплина, которая занимается исследованием теоретического уровня обучения. Как нетрудно догадаться, она касается педагогической деятельности.
На что обратить внимание? Как и любая наука, дидактика имеет свой предмет изучения, разбивается на различные подразделы, решает определенные задачи, следует четко сформулированным принципам, а также оперирует вполне конкретными понятиями. И при погружении в дисциплину во все это следует вникать.
В статье рассказывается:
- Концепция дидактики
- История развития дидактика
- Функции дидактики
- Задачи дидактики
- Основные понятия дидактики
- Разделы дидактической науки
- Главные принципы дидактики
- Методы обучения в дидактике
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Концепция дидактики
Педагогика – это наука, рассматривающая обучение и воспитание в качестве комплексного процесса, направленного на социализацию личности и поколения в целом, на их гармоничное слияние с общественной средой. С целью большей детализации исследований все дисциплины в педагогике разделяют на теорию и методику воспитания и теорию обучения.
Что такое дидактика? Происхождение слова греческое. Это производная от didakitos — «поучающий» и didasko — «изучающий». В педагогике дидактикой называют раздел, занимающийся основами теории воспитания и обучения. Здесь раскрывается сущность образования, законы, принципы и способы контроля процесса обучения, методики преподавания, особенности различные дисциплин для разных возрастных категорий.
Объектом науки дидактики является процесс обучения. Как предмет она исследует закономерности, действующие в учебном процессе между преподавателем, учеником и учебными материалами.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
История развития дидактики
Первым понятие дидактики упомянул немецкий педагог Вольфганг Ратке еще в XVII веке. Но как самостоятельную дисциплину её всё же выделил Ян Амос Коменский, чешский гуманист тоже XVII века, который и считается основоположником педагогики.
Разумеется, как наука педагогическая деятельность тогда еще не рассматривалась. Простыми словами Коменский говорил, что дидактика – это «искусство всех учить всему», и старался применить в своей деятельности существовавшие на тот момент прогрессивные идеи эпохи Просвещения в сочетании с принципами религиозного воспитания подрастающего поколения.
Самая известная работа Коменского – «Великая дидактика» (год публикации 1657). Здесь ученый подчеркивал, что процесс обучения должен непременно перекликаться с «подражанием природе», то есть, в нем нужно учитывать такие стадии развития индивидуума, как детство, отрочество, юность и возмужалость.
Еще один труд, серьезно затронувший педагогику и дидактику, написал Жан-Жак-Руссо. Это «Эмиль, или О воспитании». Главная мысль, которую постарался донести здесь Руссо, состоит в том, что дети – это совершенные творенья. В школе их нельзя заставлять зубрить и жестко ограничивать свободу. Наоборот, следует обеспечить условия для естественного темпа развития, и тогда всё, что заложено в ребенке природой, раскроется максимально полно. Руссо был категорически против физических наказаний. И еще считал, что девочкам науки не нужны (Коменский, кстати говоря, так не думал).
Гуманист из Швейцарии Иоганн Генрих Песталоцци выделился в педагогике в конце XVIII — начале XIX века. Его воспитательные и образовательные позиции описаны в книге «Как Гертруда учит своих детей». Среди разработок Песталоцци – основы и методики начального обучения ребенка родному языку, письму, счету. Педагог придерживался мысли, что для детей ценнее получать знания не по книгам, а через чувственное восприятие и осмысление.
Немецкий педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт (XIX век) выступал за то, что образовательные методики должны базироваться на данных о процессах познания. Впрочем, позиции педагога позже поддавались критике, потому что во главу угла он ставил обуздание «дикой резвости» детей и воспитание в них послушности, а гармоничное развитие личности при этом уходило на задний план.
Еще один значимый труд по дидактике развивающего обучения «Руководство к образованию немецких учителей» написал педагог Адольф Дистерверг (тоже XIX век). Здесь он подвел под общую систему выведенные еще Коменским принципы и правила обучения (наглядность, прочность, доступность и т.д.), которые и сегодня сохраняют свою актуальность.
Первым, кто в России стал рассматривать педагогику и дидактику как образовательную науку, был Константин Ушинский. Он подчеркивал, насколько важно для человека именно всестороннее развитие, и выработал систематический подход к обучению, объединяющий мышление, внимание, мотивацию, усвоение и закрепление. Особенно важным он считал момент научного обоснования дидактических принципов и методик, плюс объединение их с достижениями психологии, философии и прочих наук о человеке.
В 80-90 годах XX века наука постепенно приняла теорию относительности и равнозначность тех или иных подходов к исследованию и формированию образовательного процесса. У педагогов появилась тенденция уделять внимание системам ценностей личности, творческому развитию, активному использованию инноваций.
С тех пор суть принципов обучения сохранилась, однако педагогика и дидактика существенно изменились. Научных исследований становилось всё больше, и это позволило смотреть на знания не как на цель, а как на инструмент для решения тех или иных задач. На первое место теперь выходит активное обучение, рассмотрение ученика как ключевой фигуры в образовательном процессе.
Функции дидактики
Выделяют две основные функции дидактики в образовании:
- Теоретическая (или прогностическая и диагностическая). Она подразумевает обобщение и обоснованное подведение под общую систему всех механизмов личностного развития (включая опыт и существующие закономерности), работающих в ходе обучения.
- Практическая (или нормативная, инструментальная). Означает разработку педагогического процесса (его содержания, формы, методик) с учетом намеченных дидактических целей.
Читайте также!
Обе эти функции на практике тесно переплетаются.
Задачи дидактики
Их следует рассматривать в ракурсе синхроники и диахроники. Исторически задачи для дидактики сложились следующие:
- Выявить содержание образования для следующих поколений.
- Подобрать максимально эффективные пути для передачи ценных знаний, умений и навыков.
- Найти в данном процессе закономерности.
Это были феноменообразующие задачи дидактики, но существуют еще и другие:
- Конкретно и обоснованно сформулировать принципы организации процесса обучения, наметить направления и методы проявления самостоятельности в получении знаний, развития активности и инициативности.
- Определить критерии формирования содержания образования (учитывая, что учебники и программы чрезмерно перегружены сложными для восприятия и второстепенными по значимости материалами).
- Исследовать структуру и функции задействованных в обучении форм и методик.
- Выявить связи между предметами и внутри них, чтобы максимально актуализировать и систематизировать основные, фундаментальные знания.
- Сбалансировать в образовательном процессе социальные и личностные цели.
- Создать новые обучающие технологии.
Таким образом, в XXI веке дидактика базируется на личности, самостоятельности и технологиях.
Основные понятия дидактики
Дидактика – это составляющая педагогики, поэтому много терминологии взято именно отсюда, и еще из смежных отраслей, а именно — из психологии и философии. Далее – о том, как дидактика перекликается с иными понятиями.
- Частная дидактика в форме методики конкретного учебного предмета. То есть дидактика, нацеленная на обучение, например, математике, геометрии, химии, литературе и проч. Для каждого отдельного предмета учитывается его специфика и принадлежность к той или иной научной отрасли, подбираются максимально эффективные принципы получения знаний в ней.
- Методы обучения. Это конкретные действия педагога, направленные на достижение образовательных целей. К методам относят лекции, лабораторные работы, совместное участие в проектах, изучение кейсов и т.п.
- Содержание образования. Это социальный опыт, усвоенный учеником и ставший уже его личным опытом. Имеет четыре составляющие: знания, способность действовать по образцу, творчество, выстраивание эмоционального взаимодействия.
- Средства для осуществления процесса обучения. Это носители информации и используемый инструментарий. В частности, доска в классе, компьютер, учебники (в печатном или электронном виде), карты, гербарии и т.п.
- Формы организации обучающего процесса. Это варианты проведения занятий: уроки, семинары, лекции, экскурсии, экзамены и т.п. Их можно комбинировать, объединять в системные формы, такие как лекционно-семинарская, классно-урочная и проч.
Разделы дидактической науки
Дидактика как наука включает в себя семь следующих разделов:
- Раздел с информацией о содержании образования и обучения. Имеются в виду программы и планы.
- В этом разделе процесс обучения рассматривается в рамках педагогики и психологии сточки зрения тех или иных дидактических систем.
- Здесь описываются законы, принципы и закономерности, действующие в образовательном процессе.
- Раздел, посвященный методам и средствам обучения.
- Тут говорится о формах организации и осуществления процесса обучения.
- Раздел номер шесть – о том, с помощью каких методов осуществляется управление результатами обучения.
- Завершающий раздел самый молодой в дидактике. Он посвящен технологиям и системам обучения, рассматривает традиционные и самые новые методики, применяемые в образовательном процессе.
Главные принципы дидактики
Что вообще понимают под дидактическими принципами? Это основные требования, выдвигаемые к организации и осуществлению обучения. Они могут быть непостоянными и видоизменяться вместе с тем, как меняются образовательные запросы общества, государства и личности, а также и условия обучения. Итак, главные принципы дидактики:
- Научность. В основе содержания образования должны быть исключительно научные факты и актуальная информация.
- Доступность. Говорит о том, что содержание обучения и используемые в нем методики формируются с учетом возраста, уровня образования и познавательного потенциала учеников.
- Систематичность и последовательность. Подразумевает структурированный подход к построению обучения, деление программы на темы, разделы, модули, подлежащие последовательному изучению.
- Неразрывность теории и практики. Суть здесь в том, что до учащихся нужно донести, где и каким образом они могут применить полученные теоретические знания на практике, для решения конкретных проблем.
- Сознательность и активность. Задача преподавателя – донести до учащихся понимание образовательных целей и задач, подталкивать к активному познанию, развивать творческие способности и самостоятельность.
- Наглядность. Сюда входят все способы чувственного восприятия информации. То есть, посредством зрения, слуха, обоняния, вкусовых рецепторов и осязания.
- Прочность. Принцип прочности говорит о том, что важно добиться крепкого усвоения знаний. Как именно? Теория требует повторения и закрепления, а навыки и умения – практического применения.
Обратите внимание, что все принципы тесно между собой переплетаются и подкрепляют друг друга. То есть, без систематичности обучение не будет доступным, а прочность достигается благодаря взаимодействию теории с практикой.
Методы обучения в дидактике
Итак, что такое дидактика, теперь понятно. Далее – об используемых в ней методах обучения. Речь идет о способах достижения поставленных дидактических целей (усвоить понятие, теоретические материалы, выработать навык и т.п.). Методы формируются на основе способов работы педагога и познания учеников. На практике в ходе обучения методы преподавания и методы изучения тесно переплетены.
На сегодняшний день классификация методов дидактики весьма многомерна, и это создает определенные проблемы. Раньше эти методы принято было квалифицировать по источникам знаний. В частности, различали словесные источники (повествование, описание, лекция, книга), наглядные (наблюдение, рисунки, демонстрации), практические (решение задач, выполнение упражнений, лабораторных и практических работ).
В 50-х годах общественные требования к школе изменились. Теперь целью ставилось подготовить школьников к будущей жизни, профессиональной деятельности. Словесных форм обучения для этого явно недостаточно, как и для развития творческого мышления. То есть, прежнюю квалификацию нужно было менять, и в качестве подходящего решения тут было выбрано проблемное обучение. Большинство современных методистов и дидактов до сих пор его придерживаются. Подходы к реализации проблемного обучения существуют разные.
Собственная научно обоснованная система методов обучения есть у И. Я. Лернера. В ней он делает упор на характер познавательной деятельности учеников с учетом вида образования. Видов Лернер называет четыре: информация о мире и способах деятельности в нем, осуществление этой деятельности, развитие творческих способностей, приобретение эмоционально-ценностного опыта взаимоотношений с людьми и миром.
А методы обучения тут выстраиваются репродуктивные (информационно-рецептивный и репродуктивный) и продуктивные (метод проблемного изложения, исследовательский и эвристический). Формы применения всех этих методов – наблюдение, изложение, практика и т.п. Причем проблемное изложение Лернер рассматривал как нечто промежуточное между репродуктивными и продуктивными методами.
Читайте также!
В. А. Сухомлинский предлагал классифицировать методы обучения с учетом способов организации учебного процесса. Он выделял методы для первичного восприятия информации, методы осмысления, развития и углубления полученных знаний (навыков и умений).
М. А. Данилов и Б. П. Есипов смотрели на методы обучения как на рычаги для организации образовательного процесса с решением всех поставленных целей и задач дидактики. Поэтому предлагали такую группировку:
- методы получения новых знаний;
- методы выработки практических навыков (умений) и их применения;
- методы проверки и оценки полученных знаний.
В 1965 году И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным был предложен новый подход к классификации методов обучения, а именно – с учетом характера мыслительных процессов и познавательной активности учеников при восприятии учебного материала. И тут методы (то есть, их группы) получились такие:
- Объяснительно-иллюстративные: педагог с привлечением разных средств доносит информацию, а ученики её воспринимают, осмысливают, запоминают. Это такие методы, как повествование, лекция, объяснение, изучение учебников, изображений, просмотр диафильмов, видео и т.п.
- Репродуктивные методы: ученикам предлагается заранее подготовленный алгоритм для осуществления тех или иных учебных действий.
- Проблемное изложение: подразумевает постановку проблемы перед учащимися и демонстрацию её решения (учителем) с указанием имеющихся противоречий.
- Эвристический метод (или частично-поисковый): педагог представляет учебную задачу в виде более мелких подзадач, которые ученики пошагово решают.
- Исследовательский метод: в его основе – предоставление учащимся возможности самостоятельно решать познавательные задачи (с помощью тех или иных методов, которые они тоже выбирают сами).
Ю.К. Бабанский — сторонник организационной классификации, то есть, комплексного подхода к образовательному процессу. Отвечая на вопрос, что такое дидактика в педагогике, он определяет следующие группы методов обучения:
- Методы организации и реализации учебно-познавательного процесса: устные, визуальные и практические (педагог передает информацию – ученики её воспринимают). Далее репродуктивные и проблемно-изыскательные методы (когда подключается самостоятельное мышление) и, наконец, самостоятельная деятельность и работа при содействии педагога (в основе – управление обучением).
- Стимулирующие и мотивационные методы, которые строятся на заинтересованности, формировании чувства ответственности и долга в учебе.
- Методы контроля и самоконтроля. Бывают устными, письменными и в виде лабораторного практикума.
Какую из квалификаций рекомендовать для практического использования учителям? Тут каждый вправе выбрать то, что лучше всего перекликается с его собственными методическими идеями и наработками.
Резюмируя всё сказанное, можно отметить, что дидактика, как и прочие отрасли педагогики, претерпевает постоянные изменения. Во-первых, в ней накапливается уже имеющийся практический преподавательский опыт. А во-вторых, это широкое поле для экспериментов, непрерывного формирования новых дидактических подходов и направлений в образовательном процессе.
на курсы от GeekBrains до 22 декабря
Спасибо за статью, интересно. Однако в статье дан только научный подход. мне кажется не хватает юридической компоненты: на чем основаны (понятно что Конституция, но идр.)