Что это такое? Читательская грамотность – это не просто умение воспринимать печатные данные, как могли подумать многие, а нечто больше. Составляющие термина – понимание, поиск информации в тексте, осмысление содержания, обнаружение противоречий. Всему этому дети учатся постепенно.
Как проверить? Читательскую грамотность в мире оценивают с помощью международных тестов. Всего их два – PIAAC и PISA. У каждого из них свой подход к оценке умений и навыков работы с текстом. Если результат низкий, всегда можно развить свою грамотность или помочь это сделать ребенку.
В статье рассказывается:
- Что значит читательская грамотность
- Как оценивают читательскую грамотность
- Что проверяется в читательской грамотности
- Как развивать читательскую грамотность
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что значит читательская грамотность
Чтение – это отнюдь не такой примитивный человеческий навык, как может показаться на первый взгляд. От уровня развития нашего интеллекта, мышления, знаний и опыта зависит восприятие и понимание текста. Читательская грамотность – это не просто умение составлять из букв слова, а из них строить предложения. Это и способность анализировать извлеченную информацию, размышлять о ней критически, сопоставляя с ранее полученным знанием, извлекать новое.
В зависимости от объема, жанра и специфики (художественный роман, научная или популярная статья, заметка в журнале, пост в блоге, тезисная информация, таблицы, инфографика и так далее) тексты могут различаться по уровню сложности. Сам процесс знакомства с ними также бывает разным – беглым, просмотровым или смысловым, вдумчивым. Разумеется, чем сложнее текст, тем более высокого уровня читательской грамотности он требует.
Для определения уровня читательской грамотности существует система тестирования, организованная ОЭСР. В неё входят два теста. Первый разработан для школьников 15 лет (проводится он в рамках Programme for International Student Assessment, сокращённо — PISA), второй — для людей от 16 до 65 лет (в рамках Programme for the International Assessment of Adult Competences, сокращённо — PIAAC).
Исследования PISA дают следующее определение: «Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни». По итогам тестирования аналитики пришли к выводу, что чтение не является лишь способом получения информации – оно предполагает оценку и критический анализ полученного, накопление знаний и вынесение суждений с опорой на данную информацию.
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Говоря иначе, грамотность в этом виде деятельности – нечто большее, чем просто освоение печатного материала в поверхностном понимании этого слова. Это способность к логическим выводам, глубокому анализу, проявление понятийного и абстрактного мышления и кругозора читателя – от всех этих качеств зависит расшифровка и интерпретация смысла текста.
Как оценивают читательскую грамотность
По каким же критериям оценивают чтение в исследованиях PIRLS? Исследуются два типа чтения:
- с целью приобретения литературного опыта;
- для использования информации в учебе и повседневной жизни.
Читайте также!
Читательские навыки в исследовании разделены на четыре группы:
- нахождение информации, заданной в явном виде;
- формулирование выводов;
- интерпретация и обобщение информации;
- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Оценка читательской грамотности среди учеников средней школы строится на двух возрастных точках. Первая точка – 10 лет. Это связано с уже развившимся к этому возрасту базовым навыком такой деятельности. В данной точке оценивается кругозор, начитанность, накопленный литературный опыт (в него входят как художественные, так и тексты, построенные по законам логического мышления). Далее выявляется способность к использованию полученных знаний в дальнейшем обучении и в социуме, который в этом возрасте стремительно расширяется.
Исследуются четыре группы читательских навыков.
Первый, самый элементарный – это нахождение исходного вида данных, то есть поиск по главному слову в запросе, либо генерирование информации из нескольких частей. Например, в одном предложении сказано: «Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново». А в следующем фрагменте текст такой: «Великий поэт Серебряного века родился в 1895 году». Цель запроса: «Год рождения Сергея Есенина»?
Дальнейший уровень читательской грамотности – обобщение информации и выводы. Если школьник овладел этими навыками, считается, что он может успешно развиваться дальше. На следующей ступени – способность анализировать контент и построение текста, интерпретировать и подытоживать прочитанное.
Вторая возрастная ступень – пятнадцать лет. В это время данное умение – неотъемлемая часть социальной жизни подростка.
В исследовании представляется пять уровней читательской грамотности:
- Низкий. Базовое владение умением.
- Нормальный. Успешная повседневная деятельность человека при помощи чтения.
- Средний. Возможность при помощи текстов адаптироваться в любых ситуациях.
- Высокий. Возможность при помощи чтения к самообучению.
- Наивысший является активом и силой общества.
На основании этого можно подытожить, что человек, который к возрасту 15 лет достиг четвёртого уровня, способен учиться самостоятельно.
В нынешнее время появляется всё больше возможностей и типов образования, в частности – краткосрочные дистанционные интернет-курсы, обучаясь на которых человек пользуется не только видео-, но и текстовым форматом. Из этого следует: современный подросток, достигший четвертого уровня читательской грамотности, в состоянии сам получать образование и выбирать востребованную профессию, а в дальнейшем – без проблем существовать в социальном мире. В нашей стране, кроме крупных городов, уровень чтения достиг примерно третьей ступени.
Что проверяется в читательской грамотности
Прежде всего, это навык работы над текстом, то есть вычленение и обработка информации, которая может быть изложена как явно, так и косвенно – то есть с опорой на информацию в тексте и на заложенный в него смысл.
С опорой на текст:
- поиск и извлечение информации;
- интерпретация и подытоживание извлеченного материала.
С опорой на смысл:
- анализ контента;
- осмысление и оценка содержания и построения текста.
Осмысление и оценка печатного слова любого направления возможна только при достаточном багаже прочитанного по этому вектору – когда можно провести сравнение. Скажем, как можно оценить стихи Михаила Лермонтова, если с творчеством других поэтов не знаком? В данном случае человек может обозначить их термином «поэзия». Если же читатель изучал стихотворения разных авторов, то он в состоянии сравнить их с творчеством Михаила Лермонтова и выразить о произведениях автора своё мнение.
Международные организации РISA и РIRLS исследуют такого рода деятельность различно. РIRLS анализирует у учащихся навыки чтения, осмысления текстов, оценивая их развитие для получения литературного опыта и применения в жизни. РISA исследует математическую и естественно-научную грамотность.
Исследования РISA и РIRLS позволяют оценить эффективность решений образовательной системы, степень готовности школьников преодолевать ступени развития читательской грамотности – от низшей к высоким, к дальнейшему обучению. К 15 годам человек с помощью этого навыка должен уметь решать свои задачи.
Исследования выявили, что в кризисных точках – 10 и 15 лет, особенно между начальной и средней школой, возникает дефицит чтения. Возможная причина в том, что обучившийся базовым навыкам ученик считается готовым к самостоятельному развитию читательской грамотности самостоятельно. Но для более высокого роста в данной области работа с текстом должна продолжаться и в средней, и в старшей школе.
Как развивать читательскую грамотность
Советы по формированию и развитию читательской грамотности для обучающих и учащихся:
- Выделите основную мысль текста, тезисно фиксируйте краткое содержание прочитанного. Попробуйте пересказать содержание на основе своих заметок. Сделайте обобщение и вывод. Попросите ученика дополнить главную мысль его личным представлением.
- Разберите слово при помощи методического приёма, называемого «сиквейн» (это форма пятистрочного нерифмованного стихосложения). К примеру, слово «фантазия»:
- Имя существительное, выраженное одним словом: фантазия.
- Описание темы двумя именами прилагательными: буйная, красивая.
- Описание действия тремя глаголами: мечтать, фантазировать, придумывать.
- Фраза, выражающая отношение автора к теме: это творчество.
- Слово-синоним: мечта, утопия.
Читайте также!
Кибербезопасность: правила, этапы, инструментыПодробнее - Практикуйтесь на повествовательном тексте. В отличие от описательного материала, в котором изображаются признаки объектов и явлений, он рассказывает о событиях, следующих в хронологическом порядке. Такие тексты воспринимаются проще. Читайте материал не целиком, а частями. После каждого отрывка пробуйте предугадать вместе с учеником развитие сюжета.
- Предоставьте школьнику список вопросов по тексту, ответы на которые могут быть прямыми и косвенными. Такой подход развивает аналитическое и творческое мышление, даёт возможность рассуждать, опираясь на собственные представления. Практиковаться лучше на новом материале.
- Подготовьте задания для работы с новыми текстами. К примеру, при изучении темы Серебряного века ученик выписывает в таблицу то, что ему уже известно – известных поэтов периода, какие стихи читал и так далее, а также то, что узнал сейчас, и что хотел бы. Это помогает выйти за рамки и способствует развитию интереса к изучению нового.
- Проведите мозговой штурм. Предложите ученику сюжет с проблемой, которую необходимо ему решить. Поиск вариантов, путей развивает фантазию, творческое мышление и смекалку.
- Сделайте разбор образа литературного героя. Раскройте его положительные и отрицательные качества, проанализируйте действия, подкрепляя размышления выдержками из текста. Далее сделайте общий вывод о герое.
- Проведите викторину по одной большой или нескольким темам. Ученик должен использовать учебные тексты.
- Творческое задание. Предложите ученику создать авторское произведение. Это упражнение включает когнитивные и читательские функции на максимум. Сочинение может быть в любом жанре – сказка, проза, стихотворение и так далее.
Целью развития читательской грамотности является способность пользоваться этим навыком в повседневной жизни. Источников данных в нашем мире становится всё больше, информационное пространство буквально вынуждает детей всё это активно поглощать. Навык чтения, высокоразвитая читательская грамотность – это мощный инструмент в социальной жизни.
Чтобы люди нового поколения могли хорошо анализировать и фильтровать поступающую отовсюду информацию, лучше понимать не только бытовую, но и художественную, научную литературу, хорошо ориентироваться в социуме, стать потенциалом нации, необходимо развивать у детей читательскую грамотность.