«Поставил себе задачу выйти на новую работу до конца курса»

Тестировщик и будущий QA-инженер Вячеслав Карташев — о начале карьеры в IT в 35 лет и о том, почему важно не бояться просить помощи 

Жизнь до IT 

Я хотел работать в молодом коллективе. А такие бывают в основном в IT-сфере. Мысли сменить область деятельности появились летом 2020 года. Надоело работать на прошлом месте, много стресса. У меня было несколько управленческих должностей. Одна сфера была косвенно связана с IT — сопровождение разных проектов слаботочных сетей. Другая сфера — грубо говоря, в общепите. Скорее всего, там я и выгорел. Эмоционально было очень сложно: ты трудишься без выходных, потому что эта сфера подразумевает работу на прибыль, там результат как таковой не сильно нужен. И в августе эти мысли съели меня, нужно было что-то делать.

Я начал искать варианты, а всё моё окружение — друзья из школы, института — давным-давно в IT. Даже те, которые компьютер включить не могли, уже стали программистами. Я чуть ли не один остался. И они мне постоянно говорили: «Слава, чего ты ждёшь?» С каждым годом требования к молодым специалистам растут: допустим, два-три года назад можно было устроиться на позицию тестировщика с минимальными знаниями, а если ты владел английским, то вообще царём был. А сейчас даже стажёр должен много чего уметь.

Старт обучения 

Где-то к декабрю я окончательно созрел и стал искать курсы. Позвонил в GeekBrains. Я хотел пойти в тестировщики, но после разговора с менеджером пришёл к выводу, что лучше в автоматизаторы. У меня несколько технических образований, и я понимал, что учиться придётся по несколько часов каждый день. Чтобы войти в режим, решил пройти дополнительные курсы до начала основного обучения.

В итоге теоретическая часть блока по тестированию после двух пройденных курсов показалась мне лёгкой. Теория есть теория: ты или понимаешь, или нет. Практическая часть была интересной, я выполнил все дополнительные домашние задания со звёздочкой. Моя рекомендация студентам — тоже их делать, потому что это вообще вся суть домашнего задания. 

Первые шаги к работе мечты 

Я посмотрел вакансии и изучил, какие зарплаты предлагают молодым специалистам. Суммы были меньше, чем я получал на тот момент. И я уверен, что большинство людей, когда идут на учёбу, получают больше, чем смогут зарабатывать на старте карьеры в IT. То есть ты год учишься, и потом ещё полгода получаешь небольшую зарплату — и это если повезло сразу устроиться работу. Меня этот вариант не устраивал. 

Я поставил себе задачу выйти на работу по новой специальности ещё до того, как окончу учёбу. Поэтому начал сразу максимально активно общаться со всеми на курсе. Плюс после первого семестра есть возможность стать наставником — и я посчитал, что это тот козырь, который я смогу разыграть. Решил, что наставничество поможет пробиться в IT-сферу, потому что расширяется круг общения и со студентами, и с преподавателями. Так и получилось: в первой же группе, куда я попал наставником, оказался преподаватель, который позже предложил мне работу.

Сила нетворкинга 

Один из студентов, у которых я был наставником, задал мне сложный вопрос. А я сам только что закончил изучать теорию. Чтобы разобраться самому, а потом ещё и объяснить всё студенту, я пошёл к преподавателю. Это был Николай Мисюра. Он мне всё рассказал, я вернулся с ответом к студенту, мы проработали тему, он меня поблагодарил. А потом я снова написал Николаю и говорю: «Видеоуроки — это хорошо, но не хватает практики! Хорошо бы устроиться в компанию за еду, чтобы набивать руку». А он сказал: «Зачем за еду? Сейчас нормальная практика, когда берут стажёров, обучают, да ещё и деньги платят». С этого всё и началось.

Наставником я был в течение своего второго семестра, и всё это время поддерживал связь с преподавателем: задавал вопросы, а он мне всё объяснял. Он понимал мои намерения и устроил что-то типа собеседования. Тогда я думал, что все его вопросы максимально сложные, а оказалось — он меня спросил такой минимум! Я понял, насколько я мало владею инструментарием: теория есть, а почти ни на один вопрос из раздела практики я ответить не смог.

Спустя какое-то время Николай сообщил, что процесс запущен: скорее всего, будет созвон с руководством. Это случилось в конце мая. Я нервничал, потому что мой преподаватель был тимлидом — а собеседование проводил уже его начальник. Разговор длился минут 15, не больше. А потом мне сказали присылать документы. Я, конечно, был в шоке немного.

Старт карьеры 

Николай очень хорошо ввёл меня в курс дела. Сложность была одна: проект действующий, и это стартап. То есть тестировщики занимаются всем: ты можешь сегодня делать одну задачу, завтра — другую, третью, четвёртую. Пул знаний должен быть колоссальным.

В первый день было знакомство, потом митинги, митинги, митинги. Нам постоянно говорили: создай задачу, обратись к тому, тому, тому. Понятно, что нам помогали, но прямо с первого дня нас уже готовили к тому, что мы должны быть самостоятельны. Через неделю после выхода на работу нам дали маленькие задачки по действующему проекту. Нервничаешь: право на ошибку как бы есть, но нельзя.

Параллельно идёт обучение внутри компании: практически каждый день мы что-то новенькое изучали, чего не было на курсе GeekBrains. Внутри нашей команды есть сотрудники, которые до сих пор читают нам лекции. И ты задаёшь вопрос — тебе отвечают. Мне до сих пор это непривычно, потому что в других сферах ты на работу выходишь как на войну: тебе ставят задачу — знаешь, не знаешь, а всё равно делай. В IT-сфере иначе: ты можешь обратиться за помощью к любому человеку. Если он занят — так и скажет. Но таких случаев у меня было раз-два. В основном люди помогают, и эта помощь колоссальная, особенно когда коллеги понимают, что перед ними стажёры. Тут к тебе подойдут и спросят, почему ты так долго делаешь задачу. Ты говоришь: «А я не знаю как». В ответ: «А почему ты не подойдёшь и не спросишь?»

А потом наступает момент, когда ты начинаешь всё понимать. Раньше ты думал: ну вот что они от меня хотят? А спустя время тебе дают задачу — а ты пошёл и на автомате её выполнил. Потом дома сидишь, вспоминаешь свой рабочий день и думаешь: блин, я ещё две недели назад вообще не понимал лексикон команды или повестку дня. Сидел на митинге, и вроде бы слова русские, а ничего не понимал. И вот потом происходит щелчок, как будто включается переводчик, и ты начинаешь вникать в процесс. Этот момент очень интересный.

Как успевать работать, учиться и жить 

На работе не принято не работать. И сейчас на учёбу времени не хватает. Если раньше я мог тратить по три-четыре часа в день на обучение, то сейчас нет. В лучшем случае — часа два, и то сюда входит и чтение литературы, и просмотр видеоматериалов. Даже просто погрузиться на два часа в домашние задания — далеко не всегда получается. Для кого-то это не проблема, но я-то хочу потом перейти в автоматизацию, и для этого нужно больше времени уделять обучению.

Приходится отказываться много от чего. Ты перестаёшь играть в игры, перестаёшь заниматься хобби. Для меня сейчас приоритет — учиться и применять навыки на работе. Ты начинаешь рабочий день с 8 утра и заканчиваешь где-то в 10 вечера. А ещё у меня семья, двое детей — поэтому я ограничен определёнными рамками. То есть должен в нужное время и день быть свободен, подстроиться, успеть. А если не успел — придётся потом найти это время и подтянуть хвосты.

 У меня мотивации до сих пор вагон. Она мой двигатель. Я дистанционно работаю, и вроде бы никто не видит и можно порой отвлечься, не спросят — но я себе такого не позволяю. Как я отдыхаю? Сплю. Мне хватает часов шести. И занимаюсь спортом — он помогает снимать все стрессы, чтобы ни на кого не кричать, не делать никого виноватым, если что-то не получилось. Побегал, поплавал, грушу побил. Этого достаточно.

Как спасаться от выгорания 

Если есть цель — выгорания не будет. У меня великолепная работа: я хотел в молодую команду — я попал, и сейчас наслаждаюсь процессом. Я пошёл учиться во взрослом возрасте. Мне не 16, мне 35. И я осознанно шёл на это. Если человек идёт на работу не потому, что услышал про зарплаты в IT-сфере по 200 тысяч, а потому что захотел что-то поменять в своей жизни, то он достигнет цели.

Плюс все наши преподаватели делятся опытом, и у всех он кардинально разный. У нас был очень крутой преподаватель по веб-тестированию, Вячеслав. У него лекции длились дольше всех — по два часа и больше. Человек постоянно нас мотивировал, рассказывал о жизни. А лекция-то заканчивалась в десять вечера, в пол-одиннадцатого. Ты выходишь и думаешь: блин, пойти бы и что-то сделать! Поэтому у меня нет никаких претензий к преподавателям. Это специалисты своего дела, и люди по максимуму отрабатывали, давали нам информацию.

Так что если поверить, что это не сказка, что это человек такой же, как ты, такого же возраста, тоже в какой-то период сменил профессию, чего-то достиг и делится опытом — становится намного легче. Понимаешь, что у тебя тоже всё получится.

Чему нужно научиться перед стартом карьеры в IT 

Чего мне поначалу не хватало — это навыки коммуникации. То есть ты приходишь, ты вроде бы джун, ты в иерархии внизу, а у тебя вопрос — и нужно обратиться с ним или к аналитику, или к продуктовому менеджеру. А ты сидишь и думаешь: ну а кто я со своим маленьким вопросом, чтобы забирать время у человека? Открываешь его график — а у него весь день одни созвоны, встречи, встречи, встречи. Вот это нужно в себе перебороть: идёшь, пишешь, спрашиваешь. Это один из важнейших навыков, которые нужно качать сразу.

Классный способ понять, чего сейчас требует рынок: открывать вакансии компаний и смотреть, кого они ищут, выписывать себе на листочек. Достаточно посмотреть пять компаний — и практически половина требований пересекаются. Затем по приоритетам расставляешь, что тебе нужно. Пока ты учишься — можно задавать вопросы преподавателям, однокурсникам, если кто-то из них уже работает. Такой подход поможет скорее трудоустроиться. Скажем, выходит новая компания на рынок и ей нужен специалист в определённом направлении, есть конкретные требования. А тебе по плану эти знания дадут только через три месяца. И по девяти из десяти пунктов ты можешь дать ответ и применить знания, а по десятому — нет. И чтобы такого не было, лучше мониторить вакансии и готовиться самостоятельно.

Вообще учиться нужно не только на курсе, но и самостоятельно брать дополнительные материалы. На уроках дают минимум. Некоторые вопросы — на уровне ознакомления. И важно всегда упражняться. Понятно, что не каждый человек может выделить даже два часа в день на обучение. Но сейчас очень много мобильных приложений: по Java, SQL, теории тестирования. Есть 15 минут — открыл, поклацал. Лишним не будет, помогает. Даже люди, которые давно работают, — тоже пользуются такими инструментами.

Хотите узнать больше о выпускниках факультета тестирования ПО и профессии «Тестировщик ПО»? Вот их истории:

истории успехатестирование
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!