Получите бесплатно 4 курса для лёгкого старта работы в IT
Получить курсы бесплатно
ГлавнаяБлог«Моя работа сокращает количество людей в офисе»
Моя работа сокращает количество людей в офисе
19 508
Время чтения: 10 минут

«Моя работа сокращает количество людей в офисе»

19 508
Время чтения: 10 минут
Сохранить статью:
Сохранить статью:

О детстве и первых шагах в программировании

Я родился в 1982 году в БССР тогда еще — это сейчас республика Беларусь, город Минск. Родители у меня очень разные: отец профессор физико-математических наук, мать — лингвист, поэтому они мне подкинули непростой выбор по жизни.  До 10 класса я учился в обычной школе, вырос на улице, гонял в футбол, теннис, дрался с ребятами, особо не учился. Восемь лет учился в художественной школе, в принципе даже научился рисовать, хотя склонностей у меня никаких к этому не было.

Потом, когда пришла осознанность, я начал думать, кем же хочу быть. У меня всегда был вопрос, каким трудом буду зарабатывать деньги, потому что несмотря на то, что отец ученый, денег за это никому особенно не платили, и семья была очень необеспеченной. Где-то в девятом классе так получилось, что мы переезжали в новый район, а в предыдущей школе у меня был учитель физики, который как-то заразил меня интересом к этой науке. С математикой проблем не было, а вот физика именно нравилась. В новом районе я пошел в другую школу. Первые две недели было жутко скучно, поэтому на уроках я играл в домино и карты. Родители предложили отправить меня в лицей при двух главных университетах Минска. Я решил пойти по стопам отца и заняться углубленным изучением физики.

В десятом классе встал вопрос, кем я буду, если продолжу заниматься физикой, на что и в какой стране буду жить. Тогда я понял, что не очень хочу уезжать. Отец предложил IT. В 1998 году это только начиналось, поэтому направление показалось привлекательным, хоть я совсем не представлял, что такое программирование. Согласился попробовать поступить в класс при БУГУИР — белорусском университете информатики и радиоэлектроники. Мне повезло со вступительным экзаменом — в тесте были задачи, которые я решал с предыдущим учителем физики. У отца в институте я играл в компьютерную игру Prince of Persia — это были все мои познания в программировании. В школе на программировании нас практически ничему не учили, был такой подход: предполагается, что ты уже что-то понимаешь, тебе дают задачи, а тебе их нужно решать. Поэтому 10-11 классы я просто посещал программирование, испытывал стресс, потому что одноклассники разбирались в нем достаточно хорошо и выигрывали республиканские олимпиады. Тогда я знал только, как включать и выключать компьютер.

Когда понял, что поступаю в технический вуз и буду программировать, родители нашли возможность купить компьютер. Для меня это было чудом. Единственное, что я умел — пользоваться браузером и несколькими программами. Летом, пока было нечем заняться, я купил бумажную книжку по Паскаль и проштудировал ее от корки до корки, прорешал все задачки. Тогда я написал свою первую программу, кажется, это был какой-то калькулятор и графический дизайнер. Поступив в вуз, я понял, что попал в яблочко. Кайфовал от учебы все пять лет, и если в школе не учился до десятого класса, оказавшись на факультете с самым высоким конкурсом в Республике тогда, начал с интересом брать все знания, которые мне давали.

Об учебе в университете

Первые четыре года было совершенно непонятно, кем же я в итоге стану. Высшее образование там — это и история Беларуси, и белорусский язык, и философия, и логика, и высшая математика, и физика, и химия. При этом было много всего по специальности — мы изучали архаичные языки, программировали старые процессоры, работали с древним оборудованием. Было непонятно, как это применять в реальной жизни.

Где-то к концу четвертого курса появились предметы, хоть как-то связанные с реальностью, появился интернет и веб-разработка. У нас был курс, на котором мы самостоятельно изучали PHP. Мы программировали интернет-магазин, поэтому я решил, что и буду заниматься этим. Учился я, как ни странно, на отлично и закончил университет с красным дипломом. У меня был самый высокий балл на факультете.

Первые шаги в карьере

На пятом курсе я случайно нашел работу — через знакомых своего отца. Есть такая международная компания EPAM, её основатели — выходцы из Беларуси. Оказалось, что знакомый отца знал её вице-президента. Тогда компания была не такой большой, как сейчас, я был 728 сотрудником. HR предложил мне два варианта: пойти к ним на обучение, после которого можно было прийти на стажировку по тестированию или программированию. Я, конечно, выбрал программирование. Мне предложили работать на языке ABAP/4. Первым моим вопросом было «а что это вообще такое?». Мне рассказали, что есть такая система SAP, в крупных компаниях она работает, а специалистов, которые умеют с ней взаимодействовать, вообще нет на рынке. Я попросил дать мне время подумать, пообщался с преподавателями в универе и знакомыми-программистами — никто вообще не знал, что это такое.

При этом у меня не было выбора, поэтому я записался на трехмесячные курсы, которые посещал по вечерам после университета. Туда приходил мой будущий начальник и его помощник, они рассказывали нам про этот язык. По факту это язык огромной немецкой ERP-системы, и специалистов действительно тогда в 2004 году не было.

В общем, меня занесло в эту штуку и я попал в топ-3, кому предложили выйти на стажировку. Так в апреле 2004 года я вышел на работу. Попал в Colgate/Palmolive, мы работали с американцами, а я не понимал, что от меня хотят. Это огромная система, и мне нужно было какие-то огромные куски кода править, а я даже не понимал зачем.

Стажировка длилась где-то месяца два, в это время за моей работой наблюдали и собирали обратную связь. Потом человек, который читал мне лекции, позвал в коридор и предложил работу на software engineer. Первая ставка была 250 долларов, а с повышенной стипендией я сразу стал таким богатым студентом. Тогда жизнь уже удалась. Так началась моя работа.

В EPAM я проработал три с половиной года, пришел по сути джуном, который совсем ничего не понимал в теме. У нас и на работе был всего один отдел из семи человек, которые понимали, как войти в систему и работать с ней.

Первый большой проект

Где-то через год работы в Colgate, когда мы чинили дырки в системе, попался еще проект белорусского металлургического завода. Для них я делал отдельную систему управления договорами. Потом подвернулся проект по работе с российской компанией Сибнефть. Они выдвинули тендер на разработку решения для своего сайта, чтобы кандидаты могли сами заполнять на сайте отклики на вакансии. Технология SAP была сделана настолько плохо и настолько не распространена, что в 2005 году в российском и зарубежном интернете я не нашел человека, который делал бы такое же решение.

Параллельно руководство нашей компании взялось за этот проект и продало меня как самого топового специалиста на девять дней. Для этого мне пришлось ехать в Москву. Когда меня встретили, никто не поверил, что я — тот самый специалист. Я узнал, что нас продали по ставке 1250 долларов в сутки, а я зарабатывал на тот момент около 400. То есть компания неплохо зарабатывала на этом. Так я впервые попал в Москву, с этого началась моя российская история.

Так вышло, что в командировку я приехал с еще одной девушкой из нашей компании, она писала код. Никто из нас не знал, что надо будет сделать, но каким-то чудом удалось разобраться. В итоге руководитель IT-направления сказал нам сделать работу не за девять дней, а всего за три. Условие было такое: если я покажу результат за это время, то меня «продлят». Это была довольно стрессовая история. В день сдачи проекта у меня поднялась температура, но я все равно добил проект, отчитался и вернулся в Минск. А через месяц меня снова вызвали в Москву. К тому моменту компанию уже выкупил Газпром. Моя стажировка перетекла в постоянную жизнь в Москве и поездки в Минск на выходные. Тогда я понял, что за меня неплохо платят и перевез к себе еще нескольких ребят из Беларуси.

Постепенно я стал руководителем проекта, все были довольны. Команда состояла к тому моменту из девяти человек, проект выглядел такой «золотой коровой» для белорусского офиса. В проекте меня быстро двигали по карьерной лестнице и уже через два года получал 1250 долларов. Плюс приблизительно такая же сумма мне приходила командировочными. На эти деньги я купил отцу новую машину и вообще чувствовал себя очень хорошо, особенно в Минске.

«Я понял, что моя работа сокращает количество людей в офисе»

В какой-то момент я начал общаться с ребятами из сферы и решил выяснить, сколько они зарабатывают. Тогда был сервис Мой круг от Яндекса, где можно было посмотреть зарплаты. Ведущие специалисты по ABAP зарабатывали от 5 тысяч долларов. В общем, я решил опубликовать свое резюме. Уже на следующее утро меня пригласили на собеседование в компанию Техносила на позицию руководителя разработки. Компания находилась далеко, но я все равно поехал пообщаться и сразу получил оффер. Руководитель долго уговаривал меня выйти как можно скорее и предложил примерно пять с половиной тысяч долларов с премиями.

В моей компании тоже не хотели отпускать, предложили перейти в Московский офис, я долго обсуждал свой оффер с вице-президентом. В итоге мы ни о чем не договорились и я решил окончательно переехать в Москву. Было страшно: на прошлой работе у меня была своя команда, компания оплачивала мне квартиру, все было знакомо и понятно. Но я решился.

Так вышло, что спустя полгода на новом месте у меня уволился руководитель и мне предложили занять его место. Мы внедряли проект по первой CRM-системе для лояльности и получили серебряную медаль по разработке на SAP в мире. Первое место заняли ребята из LEGO.

Там я отработал три года и понял, что моя работа сокращает количество людей в офисе, потому что мы автоматизировали процессы. Например, у нас была система, которая планирует поставки со складов в магазины, и для нее я сделал проект-автозаказ, а отдел из шести человек превратился в два человека, которые работали около часа в сутки.

Задач было много, абсолютно разных и часто очень интересных. Как скомплектовать машину, чтобы она была максимально заполнена, как считать баллы в системе лояльности, чтобы это работало в магазинах. Потом я познакомился с подрядной компанией. Благодаря нашим успехам они зашли в Эльдорадо, Мвидео и просто по накатанной звали меня писать такую же CRM-систему для карточек лояльности.

«Когда всё работает — оно скучно»

После трех лет работы мой товарищ Волчек Александр предложил мне перейти в его компанию Мегаплан, которая занимается взаимоотношениями с клиентами. Одна из первых задач была в рамках госконтракта сделать CRM-систему в поликлинике. Это была полная авантюра, но я согласился сделать это за полгода. Директор Мегаплана сказал мне, что это невозможно и не стоило соглашаться. Это было действительно весело, работать с госучреждением. В итоге за полгода мы сделали систему с нуля, я нанял 10 программистов и бизнес-аналитика, мы работали спринтами. В итоге директор сказал мне, что я крейзи и смог сделать нереальное. Компания в конечном итоге получила деньги за этот проект.

Потом мы сделали такую же систему по финансам и автоматизировали электронную очередь полного цикла. Такого никогда не было.

Потом проекты Мегаплана закончились, а мне каким-то чудом позвонил знакомый и предложил должность в X5, куда я давно мечтал попасть. Это самый крупный ритейлер России, и мне было очень интересно. Где-то за полгода мы укомплектовали программистов, навели порядок с задачами и всё заработало. Стало скучно. Тогда я занялся проектом по управлению изменениями в компании. Было очень много задач, когда приходилось работать в короткие сроки и обязательно преуспеть. Как когда в Сибнефти из-за ошибки в техническом задании 500 миллионов рублей ушли по неправильному адресу, и приходилось писать записку на имя президента компании, чтобы их вернуть.

Поэтому задачи, которые решают программисты, бывают очень разного масштаба и влияют на разные сферы жизни людей и компании в том числе.

«До 2013 года я вообще не занимался бизнесом»

Потом Александр Волчек позвал меня работать в Бизнес Молодость. Тогда команда состояла из 25 человек и меня это напугало — я привык к масштабу. Моя задача была автоматизировать продажи, поэтому пришлось погрузиться в процессы. В какой-то момент мне предложили полноценно работать в этом направлении. Потом я понял, что нужно подключать маркетинг и анализировать цифры. До этого момента бизнес казался мне чем-то непонятным, я вообще ко всему этому относился скептически и был таким диванным троллем. В итоге за семь лет в Бизнес Молодости я стал исполнительным директором. Это был интересный опыт, потому что из программиста-интроверта я, по большому счету, стал экстравертом и директором по продажам с сотнями человек под руководством.

Когда мне впервые пришлось выйти на сцену с курсом, я не испытал никакого дискомфорта. Перед большими аудиториями ощущения были другие, но страха все равно уже не было. Айтишный опыт перешел на второй план, но остался таким мощным бэкграундом, который всегда мне помогал наводить порядок в процессах и автоматизировать их.

Порядок, структуризация и желание быть востребованным

После этого я ушел в свой бизнес, участвовал в нескольких проектах, один из них до сих пор остался.  Мы автоматизировали этот бизнес: финансы, продажи, аналитику. Этот айтишный подход, который позволяет все видеть через цифры, помогает управлять бизнесом очень просто. Наверное, это базовая компетенция — если ты уверенно себя чувствуешь в цифрах, то можешь руководить любым процессом. То есть даже сейчас IT меня неизбежно не отпускает.

Поэтому если у человека в любом возрасте есть понимание того, что ему интересен порядок, структуризация и востребованность, то IT-образование фундаментально и помогает в любой ситуации быть полезным.

Я уверен, что программы в университете дают базовые знания и чтобы стать ведущим специалистом, необходимо пройти дополнительные курсы, особенно в IT. Вузовские программы пишутся на много лет. А дополнительное образование, когда есть база, помогает всегда заниматься тем, что сейчас актуально и востребовано в сфере.

Мир точно будет полностью цифровым, на мой взгляд, это вопрос десятилетий. Наступает эра жесткой цифровизации.

Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )
Поделиться статьей
Добавить комментарий

Сортировать:
По дате публикации
По рейтингу
До конца акции осталось
0 дней 00:00:00
Получите бесплатно 3 курса для лёгкого старта работы в IT
  • Начни зарабатывать от 210 000 ₽ в ИТ-сфере
  • Работай там, где ты хочешь: дома, на море, и даже на концерте
Получить бесплатно
Забрать подарок

Получите подробную стратегию для новичков на 2023 год, как с нуля выйти на доход 200 000 ₽ за 7 месяцев

Подарки от Geekbrains из закрытой базы:
Осталось 17 мест

Поздравляем!
Вы выиграли 4 курса по IT-профессиям.
Дождитесь звонка нашего менеджера для уточнения деталей

Иван Степанин
Иван Степанин печатает ...