«Дизайн — это не просто красивая картинка»

Максим Цветков, преподаватель GeekBrains и руководитель отдела дизайна, рассказывает о своей карьере
11 минут1855

Максим работает в Эмиратах продуктовым дизайнером, а также управляет небольшой командой коллег.

От студента художественного колледжа — до руководителя отдела дизайна

Я работаю уже более 10 лет в этой сфере. В школе, как и все дети, рисовал. При этом у меня ещё получалось играть в шахматы. Но остальное было так себе, поэтому я смог поступить только в художественный колледж. Мне повезло: там были классные преподы и я реально зажёгся.

Начал рисовать, практиковать композиции, арт. Компьютера не было, всё аналоговое — Жостово, Палех, краски, темпера, живопись, ювелирка. И потихоньку я начал осваиваться, вливаться. Понял, что всё это интересно, здорово и мне нравится.

Году в 2005-м или 2006-м у меня появился компьютер. В колледже компьютеры уже были, но, для понимания, это был не просто х86, это был 086. Ни о каком дизайне там не могло быть и речи. Мне ребята из колледжа рассказали о существовании фотошопа. Я купил себе пиратский диск Adobe Photoshop 7.0 (естественно, на русском) и начал потихоньку делать те упражнения, что были в колледже, и повторять их в фотошопе с помощью квадратиков, треугольников, кубиков.

Так потихоньку я нарабатывал навыки. Когда появился интернет, начал осваивать всё подряд: 3D, программирование. В итоге смог собрать своё первое портфолио и стал искать вакансии.

О портретах в ночном клубе

Мои первые шаги были довольно интересными. 2007-й или 2008 год: никакого фриланса нет, дизайна толком тоже. Я писал портреты в ночном клубе. Ко мне приходил какой-нибудь парень, садился, кругом темно и есть только свет лампы. Моя задача — его нарисовать буквально за одну минуту.

Я поработал так пару месяцев. Потом меня покидало по жизни: я делал экстерьеры, интерьеры, игрушки на флеше для «М.Видео». В итоге пришёл к работе в дочерней компании «МегаФона». Там уже занимался полноценным дизайном — и мне это нравилось.

О зарплате дизайнера

Мои первые деньги (я до сих пор их помню) — 200 рублей за пять иконок в 2006 году. Это была примерно вся моя стипендия за месяц, так что я был горд собой. Разумеется, потихоньку поднимал ценник, потому что мог делать больше, интереснее. Моя первая зарплата была неплохой: больше, чем у одногруппников. Я понял, что в этой сфере мои навыки применимы. Мне не только интересно и весело, но на это ещё и жить можно.

В сфере продуктового и веб-дизайна есть грейды: junior, middle, senior, lead, master. В зависимости от грейда зарплата варьируется. Junior — от 40 до 60–70 тысяч рублей в месяц. Сумма зависит от местоположения и специфики того, чем занимается дизайнер: продуктом, вебом, UX, мобайлом. У уровня Middle это привязано ко многим параметрам. Зарплата мидла, скажем, это 120, 130, 140 и даже 150 тысяч рублей — в зависимости от уровня ответственности. Senior-специалисты получают от 170-180 тысяч и до бесконечности, так как работают на международный рынок.

Мои родители были рады, что я пошёл учиться не в кулинарный колледж, как половина моих друзей из школы. Конечно, художественный — тоже не юридический. По тем временам это было не очень престижно. Друзья спрашивали: «Ну, а чем ты будешь заниматься? Картины рисовать? Ну это как-то несерьёзно». Но я в себя верил и понимал, что дизайном можно заработать деньги. Смотрел не только на наш рынок, но и на западный — намного более развитый. Я видел: там на это есть спрос, соответственно, будет спрос и у нас. И не прогадал.

Накосячил — исправил за минуту

Есть разница между аналоговыми инструментами: кистями, краской, темперой, — и компьютерными инструментами: фотошопом и другими программами.

В программах у меня максимальная гибкость: накосячил — исправил за минуту. Ctrl+Z работает всегда и везде. Плюс скорость. На одну хорошую картину может уходить два-три месяца, а ещё лакировка слоями — пять-семь месяцев (и этих слоёв надо семь-десять, чтобы картина триста лет могла простоять). В компьютерном мире — создал, отдал. Всё, она есть. Это может занять полдня. Некоторые заказы выполняются за час. Скорость гораздо выше, и мне это очень нравится.

Об обучении

Учиться было сложно. Обучающих материалов не было. Я, например, не знал английский, а на русском было двадцать-тридцать уроков по фотошопу — довольно примитивных. Всё приходилось осваивать методом проб и ошибок.

Благо у меня на это было время, потому что я был студентом, не работал и мог заниматься саморазвитием. Каждая маленькая крупица знаний, каждый секретик давался с огромным трудом. Я завидую нынешним новичкам: сейчас вся необходимая информация уже есть. Берёшь статью, читаешь — там есть все ответы и это best practice. Мне же приходилось всё осваивать с болью.

Я думаю, что один из лучших способов обучения — самостоятельный. Ни одни курсы не дадут 100% знаний. Это невозможно. Поэтому важно самообучение, без него никуда. Но проблема в том, что можно уйти не в ту степь.

Важно найти правильное направление

Итальянские студии до сих пор работают в фотошопе — у них так принято. Если человек будет учиться дизайну на итальянском, то может получить неактуальные знания. Поэтому важно найти правильный источник знаний, который будет структурировано и целенаправленно вести человека к его цели.

Задача студента при этом — самостоятельно учиться по заранее подготовленному плану. Если есть ментор и помощь, это прекрасно.

Порог входа

Сколько времени требуется человеку, чтобы попасть в эту сферу с нуля? Я преподаю в GeekBrains уже третий год и вижу, что ребята за год получают необходимый уровень, даже если у них нет таланта. Есть примеры звёздочек, которые за полгода всё осваивают и устраиваются на работу. Но это исключения, они быстро вливаются в процесс, у них живой интерес. А бывает, что человеку интересно, но у него мало свободного времени, уже есть работа или две, семья, дети. Тогда за год такой студент получает джуновский уровень.

Конкуренция между джуниорами на рынке есть. Но при этом спрос тоже растёт, потому что сейчас всё ушло в веб. Вакансий много. Мне на фейсбуке пишут: «Дайте нам мидлов, дайте нам джунов. Нужно больше рук!» Так что за год человек может прийти к работе над каким-то проектом или к фрилансу.

Есть проблема: когда у ребят нет портфолио — не берут на работу, а без работы не соберёшь портфолио. Из этого замкнутого круга надо как-то выбраться. Для этого есть фейковые кейсы. В GeekBrains на дипломах студенты выбирают тематику, которая их мотивирует, и делают по ней проект. Например, нет удобного сервиса доставки еды. Прекрасно — сделай его как свой фейковый проект. И это будет уже не просто графический дизайн.

Дизайн — это про решение проблем

Дизайн — это не про рисование в чистом виде, а про решение проблем. А ещё про исследование, интервью, работу с людьми. И если человеку правда интересна тема, он проводит исследование, всё описывает, находит инсайт. В результате не только делает красивую картинку в портфолио, а в первую очередь показывает, что он выявил проблемы, смог понять, почему то или иное происходит на рынке, как это исправить. И как итог даёт предложение в виде дизайна.

Когда человек разобрался, провёл работу и решил проблему — это уже не фейковый кейс. Да, не по заказу от реального клиента, но тем не менее это реальная работа, а не просто красивая картинка.

Потолок выше длины моей жизни

Огромная проблема у опытных ребят на рынке в том, что они выгорают. Попадают в рутину, и им надоедает то, что они делают, поэтому они не видят ценности. Так что я постоянно что-то меняю в своей профессии. Начинал с полиграфии, потом делал баннеры на Action Script 3, затем веб-сайты и так далее. Потом занялся мобильным дизайном, после — промышленным, веб-дизайном, продуктовым, вышел на международный рынок. За свои одиннадцать лет опыта много раз менял направления, поэтому не выгораю и постоянно развиваюсь.

И вот сейчас я переехал в Эмираты не просто потому, что здесь тепло, а в первую очередь к международной команде. Я работаю с итальянцами, бразильцами, колумбийцами. Из СНГ ребята есть, а ещё англичане, американцы. И это совершенно новый мир, потому что у всех разная школа дизайна.

Понимание ценностей и манера коммуницировать тоже отличается. Когда я говорю с кем-то из СНГ, могу обратиться к культурному бэкграунду. Мы все играли на похожих детских площадках, ездили на одних и тех же машинах, у нас всех были примерно общие проблемы. А у ребят из Индии всё совершенно по-другому, и коммуницировать с ними, вести проекты, переписку, делать для них дизайн — совершенно новый опыт.

Приходится всё заново осваивать, потому что культурный код сильно отличается. За границей — сотни этносов и культур. Я пока не вижу предела, чтобы я мог остановиться, перестать учиться. Осознаю, что потолок выше, чем длина моей жизни.

О развитии

Развитие выше уровня senior довольно сложное. Когда джун растёт до мидла — всё понятно: изучи анимацию, композицию и сетки. От мидла до синьора тоже: освой soft skills, коммуникации, бизнес-метрики.

Когда человек уже синьор — непонятно, куда расти. Либо уходить полностью в менеджмент, либо развиваться как дизайнер, но это уже трудно. Ну освоил ты пять новых кнопок за год, тебе это не дало никакой ценности.

Поэтому я пока придерживаюсь идеи такой идеи: коммуницировать с людьми, которые сильно отличаются от меня по образу мышления, общаться на профессиональные темы. Hard skills я тоже прокачиваю на иностранных курсах, YouTube, в общении с коллегами.

Также стараюсь постоянно менять подход к работе. Если вижу, что есть какая-то проблема, пытаюсь её решить. Упс — не получилось, тогда делаю выводы и в следующий действую по-другому. И так потихоньку нахожу какие-то новые подходы, опыт, и это меня прокачивает.

Преподавание

У любого опытного специалиста со временем появляется желание делиться знаниями. Ты видишь, что многие в интернете задают вопросы, а им дают неправильные ответы. Это сбивает новичков и мешает искать дизайнеров на рынке. На работе я не могу учить людей так, как это следует делать: с лекциями, проверками задач. Так остаётся только один вариант — преподавать.

Этим я занимаюсь уже три года. Тут ещё есть другая ценность — опыт. Вот сколько проходит дизайнеров через арт-директора в средней студии? Семь, десять, ну двадцать, если совсем плохо — сорок дизайнеров за год. Через меня за год проходит семьсот-девятьсот студентов. Я со всеми успеваю коммуницировать, от всех получаю новую информацию, чему-то обучаюсь. И они гораздо легче находят работу, мне нравится их результат.

У каждого преподавателя есть круг студентов, кому он нравится. Я продуктовый дизайнер, и со мной дружат те, кто тоже хочет в эту сферу. И с такими студентами я в больше коммуницирую даже вне обучающей активности. Рад, что именно мои идеи, подходы, которые иногда отличаются от общепринятых, выходят в рынок и реально срабатывают.

О важности работы дизайнера

У меня, как у продуктового дизайнера, всё всегда под NDA. Много чего я рассказать не могу, называя бренды. Попробую немного завуалировать. Благодаря кое-каким продуктам, которые я делал, удалось предотвратить несколько реальных катастроф — взрывов. Это промышленные системы, которые мониторят, чтобы датчики вовремя сказали, когда в трубе давление упало или поднялось.

Благодаря тому, что я смог выявить нюансы работы операторов, удалось помочь им намного быстрее реагировать. Так мы обнаружили такие узкие места, которые потенциально в дальнейшем могли принести много проблем.

А до этого я делал сервисы госуслуг России и Москвы. Они тоже были «с вызовом». Ещё разрабатывал для Касперского много чего. На каждом месте работы, каждые полгода есть какая-то большая или маленькая победа. Но она не всегда визуальная. Иногда это просто опыт для людей.

Что мне нравится в профессии дизайнера

В первую очередь ценю влияние. С «Госуслугами» на мобильных мы сэкономили людям много времени: кто-то не пошёл в филиал, а просто сделал заявку через телефон. Это удобно — и настоящий драйв видеть, как твой продукт появляется в продакшене и помогает людям.

О планах на будущее

Весь опыт, который был у нас раньше, уже неактуален. Все графики пошли вверх и вниз, уже нет ничего линейного. Будущее будет довольно интересным: очевидно, что всё уйдёт в диджитал.

В любой крупной компании по всему миру уже появился отдел цифровой трансформации. Это будут приложения, сайты — всё то, чем мы пользуемся. Также удалёнка в течение десяти лет должна захватить мир. Хочешь — езжай и работай там, где это необходимо тебе. Главное, чтобы доход соответствовал месту.

Профессии изменятся. За те десять лет, что я работал в дизайне, переключился с фотошопа на скетч, а затем на фигму. А теперь мы переходим на более современные решения. Всё будем делать в NoCode-инструментах: Tilda, Readymag и подобных. В маленьких проектах дизайнеры будут обходиться без кода. Но, конечно, не в огромных сервисах типа Ozon, Amazon и не в проектах для безопасности. Там дизайнер будет одновременно и разработчиком. Возможно, и таргетологом, и продуктологом — профессия должна расшириться.

В этом будущем мире цифровой информации я бы очень хотел помочь компаниям трансформироваться. Потому что в B2C-сервисах всё прекрасно: картинка, текст, яркая кнопка. Но мы все знаем про энтерпрайз: должны совершенствоваться интерфейсы для операторов банков, специалистов на заводах. Время их работы будет уменьшаться. Интерфейс это позволит, сам закрывая автоматом часть заявок. Это работает в сфере кибербезопасности: там оператор не делает простую работу, а только разбирается со сложными кейсами. К тому же должны прийти все В2В-интерфейсы: чтобы оператор в Сбербанке не нажимала кнопочки, не забивала данные, а всё работало автоматизированно. Нужна услуга — она оказана автоматически, без участия человека.

Верьте в свои силы

В СНГ есть такое понятие — оценочное суждение. Ты что-то сделал, показал людям, они сказали: «Нет, выброси. У тебя ничего не получится в жизни». И мы это обожаем. На самом деле это плохо, потому что демотивирует. Если вам это говорят, имейте в виду: это пассивная агрессия, не надо прислушиваться. Когда чувствуете, что вас критикуют необоснованно, — значит, вы на правильном пути. Конструктивная критика должна давать понимание, в чём ошибки и как это можно сделать лучше. Поэтому в самом начале пути, ребят, никогда не позволяйте себя обижать таким образом.

Дизайн — это не rocket science. Мы не запускаем ракеты в космос, это делают инженеры. Мы просто создаём удобный интерфейс для космонавтов.

Если станет интересно — разберусь

Я буду делать свой маленький стартап. С командой разработчиков взаимодействую через директора по продукту. Я примерно понимаю, как строятся у них процессы. Чтобы работать маркетологом в продукте, мне этого достаточно. Но если мне станет интересно, то я, естественно, разберусь.

В финале остаётся цель

Очень сложно выбирать между множеством курсов. Просто наберись терпения и знай, что у тебя всё получится. Потому что получилось у меня, у моих коллег, у людей, которым я преподаю. Надо просто чуть-чуть терпения и упорства.

Важно понимание, чем ты хочешь в итоге заниматься. Этот подход очень гибкий: он постоянно изменяется, а в финале остаётся цель, которая есть у тебя, у компании, бизнеса. Что бы вы ни делали, вы должны попасть в эту цель. Когда это удаётся, вы молодцы.


У вас тоже получится

Разработчик — первая программа обучения для осознанного выбора специальности и карьерной траектории в сфере информационных технологий от GeekBrains при участии Skillbox.

Получите востребованную профессию и актуальные знания в цифровых технологиях.

дизайнпродуктовый дизайнистории успехаистории преподавателей
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup