Через две недели после поступления на факультет продакт-менеджмента Михаил Сафонцев…нашёл работу по специальности. Нам стало интересно, какой бэкграунд и жизненная позиция помогли Михаилу так быстро трудоустроиться, и мы решили расспросить его об этом и кое о чём другом.
— Михаил, расскажите, чем занимались до учёбы в GeekBrains?
У меня два высших образования: педагогическое и философское. В университете, кстати, я работал последний раз в жизни. Был археологом, раскапывал исторические места разные, в основном в Москве.
А если возвращается к образованию… честно, уже почти не помню, где получал педагогическое. В Московском институте физкультуры и спорта, кажется, на факультете менеджмента спорта. Потом была армия, и после неё я подумал, что надо ещё поучиться. И получил второе высшее — на факультете философии в МГУ.
— Чем после этого занимались?
Ну, после факультета философии никто по специальности не работает 🙂 В университетский период у меня появился маленький бизнес и свободное время. И после этого мне уже сложно было работать на кого-то — понял, что можно своим временем управлять, получать деньги и не ходить в офис.
— Если не секрет, что за бизнес?
Мне повезло: знакомый переезжал жить в Тверь, и ему не на кого было оставить свой спортивный зал. Он попросил меня присмотреть. Там было полузаброшенное помещение, и я сделал отличный зальчик, чтобы детишки ходили заниматься. И года три на этом зарабатывал хорошие деньги, а занят был всего четыре часа в неделю.
— Из-за этого управленческого опыта вы и решили выбрать продакт-менеджмент?
Это был только первый этап. Потом сменился префект, и зал закрыли. Но я к тому времени уже научился сайты делать и понял, как привлекать аудиторию. Решил, что хочу дальше в предпринимательстве развиваться. Мы с приятелем открыли офлайн- и интернет-магазин экипировки ASICS — это спортивный японский бренд. Проект просуществовал два года: я научился настраивать контекстную рекламу, с поставщиками общаться, CRM внедрять. Но средний чек в магазине, увы, был очень маленьким.
А у моего дяди было своё производство — делали интерьеры для бизнеса. И там чеки были по 500 тысяч, по миллиону. Я создал для его компании сайт, настроил контекстную рекламу, CRM внедрил. Затем мы вместе выполнили многомиллионный заказ для крупного клиента.
Потом жена вроде как в шутку попросила сделать небольшой стартап по аренде недвижимости. И закрутилось: я вышел на Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), описал проект, мы прошли первый этап, второй, потом акселерацию.
Удачный стартап получился — дважды привлекли инвестиции. Он до сих пор существует, веду о нём блог. Потом у меня появился партнёр, он занимается всей операционной деятельностью. А я решил получить профессиональное образование в том, что у меня неплохо получается. Вот так и попал в GeekUniversity.
— А как узнали про GeekBrains?
По-моему, жена нашла. Она у меня всем заведует, что-то скидывает постоянно.
— Почему все-таки решили пойти в крупную компанию?
— Мне стало интересно. Около десяти лет я занимался только своими проектами, и мне стало интересно, как всё устроено в больших компаниях. Разместил резюме на HeadHunter, указал свои проекты, обучение во ФРИИ, рекомендации оттуда и то, что учусь в GeekBrains.
— Долго ходили на собеседования?
Где-то через две недели обучения нашёл работу. В компании было три собеседования: с HR и с двумя руководителями.
— Что самое сложное было на собеседовании?
Когда говоришь на собеседовании правду, никаких сложностей не должно быть. Если вы более-менее умеете связывать слова в предложения и действительно имеете нужный опыт, то увиливать незачем. Я сказал: «Ребята, я уже тысячу лет не работал, в принципе не знаю, как это. Я предприниматель, вот мой опыт: это умею, это знаю, тут учусь».
— И с чем теперь связана ваша деятельность?
Теперь я работаю в крупной IT-компании. Направлений много: интернет-безопасность, продажа телеком-услуг, Wi-Fi.
— Почему захотелось работать в компании, а не в своём стартапе знания применить?
Стартап — полная неопределённость: большие риски, чужие деньги, ответственность. Это работа, в которой ты не видишь результата: не понимаешь, будет ли он когда-то. Из-за неограниченного количества задач всегда размыт фокус: и финансами занимайся, и стратегию пиши, и SMM, и всё-всё-всё. А в компании есть продукт, конкретные задачи и зона ответственности.
— Вы и стартапом продолжаете заниматься, и работаете?
Да-да. Учиться только не всегда успеваю. Уже пропустил пять занятий.
— Расскажите подробнее про учёбу. Что стало для вас самым сложным?
Особых сложностей нет, так как контекст мне знаком по акселерации во ФРИИ. У меня даже часть заданий была готова: анализ рынка и конкурентов, MVP и прототипы, описания компании, целевые аудитории уже выделены.
— А было что-то в учёбе, что оказалось неожиданно полезным?
Да, это менторство. Когда я начал работать в компании, понял, что мне нужен человек, который уже этот путь проходил и просто скажет мне, что надо делать. Потому что в стартапе ты сам находишь пути, принимаешь решения, задаёшь направления. А в компании уже есть структура: её нельзя сломать, но нужно дополнить.
Тогда я обратился к Ване Русанову, и он нашёл ментора, похожего на меня. У него был свой бизнес, потом он занимался продакт-менеджментом. Мы подружились, и наставник очень помог мне освоиться в профессии.
— А кто этот ментор?
Женя Паршин. Вот они с Ваней — два моих ангела 🙂
— А по стартапу тоже с ними консультируетесь?
Да, конечно. С Ваней особенно — по любому вопросу можно советоваться. Он откликнулся, будто меня тысячу лет знает.
Когда я пришёл на нынешнее место, мне было очень нужно структурировать работу. Вот представьте: новая для вас ниша, сложная IT-структура. Есть услуга — защита от DDoS-атак. Чтобы понять её, нужно разбираться, как работает интернет в целом. А таких услуг 34! Ещё надо понимать, как работает Wi-Fi, через какие каналы раздаётся, какое оптоволокно прокладывается… Я до сих пор сижу на совещаниях и понимаю только 5% из того, что люди говорят. Хотя они говорят по-русски.
Когда попадаешь в эту кашу, нужно хоть что-то структурировать. Тем более что моя деятельность никак не регламентирована и не описана. То есть я сам придумываю себе задачи. От меня должна быть инициатива.
— Выходит, менторы — это переводчики на понятный язык?
Нет, они именно «структуризаторы». Они уже знают, что надо делать. Ты не разбираешься в 34 продуктах, потому что это невозможно, а просто прогоняешь их через определённый путь. Смотришь рынок, конкурентов, делаешь описание. Хаос уменьшается.
— Как бы вы описали свою роль в компании?
Когда я делал самопрезентацию, на первом слайде написал: «Я — предприниматель внутри компании. Моя задача — максимизировать ценность продукта и находить возможности для большей прибыли».
Если рассматривать более подробно, то все зависит от того, какой этап мы проходим. У меня есть бэклог — мешок с задачами. Я их приоритизирую: понимаю, какая из задач ближе к деньгам и где их больше, отбираю по другим критериям. А затем, в зависимости от этого, беру нужные продукты и через road map с ними работаю, провожу их по определённым этапам. с отделом продаж, собираю обратную связь о продуктах. Взаимодействую со многими отделами, в том числе с отделом продаж, собираю обратную связь.
— Что больше всего нравится в работе?
Сложный вопрос…
— Может всё? 🙂
Или ничего 🙂 Я свободолюбивый человек, и мне сложновато ходить на работу пять дней в неделю. Понимаю, что это моё время, его больше никогда у меня не будет — и тянет сделать что-то своё. Говорю как есть.
— Понимаю вас. Но что-то всё же привлекает, раз вы до сих пор не уволились?
Интересные задачи, которые решает компания. Плюс возможность прогнозируемого стабильного дохода и опыт. В компании очень сильная команда программистов. Каждый день общаюсь с этими ребятами и узнаю что-то новое. Нахожусь на передовой IT-развития, узнаю о том, как работает интернет, люди, конференции.
— Уже думаете, как это в своих проектах использовать? Может, свою компанию создать?
Да, уже планирую 🙂
— А какие ожидания были от работы? Что оправдалось и было неожиданным?
Было интересно понять, смогу ли я работать, в коллективе ужиться. Вроде со всеми ребятами хорошо общаюсь.
— Какие планы по развитию в профессии? Какие скиллы сейчас подтягиваете?
Меня привлекает менторство. Есть три человека, которых я наставляю, и мне это безумно нравится! Если бы спросили, чем я хочу заниматься в жизни, то для меня самая классная деятельность — менторство.
У меня уже был такой опыт в стартапах. Выступал наставником не столько по продукту, сколько по бизнесу в целом: делился опытом с людьми, показывал, как все процессы настраиваются.
— Учёба в GeekBrains позволяет лучше помогать людям?
Конечно. Структурируются знания. До этого я получал их через свой опыт, а сейчас — от людей, которые круче меня, и давно уже этот опыт наработали.
— А что порекомендуете тем, кто учится?
Самый главный совет — не засиживаться в теории. У нас есть общий чат с ребятами из группы — и это бесконечное теоретическое обсуждение. Я считаю, что нужно быстрее выходить практиковаться. Если вы пришли с целью найти работу, то не нужно год и два месяца только учиться. Абсолютно точно можно это делать параллельно с работой. Чем быстрее вы создадите резюме, сходите на собеседование — тем лучше. Пусть даже там откажут один, два, десять раз… Я вижу проблему — люди стопорятся на этапе получения этих нескончаемых теоретических знаний.
— Информационный жир накапливают?
Да. И ещё нужно понимать, что все наши знания, скорее всего, уже устарели к моменту получения. Как ни крути, мы все получаем вторичную информацию, которая на Западе давным-давно неактуальна.
— Кому можно рекомендовать обучение на факультете продакт-менеджмента?
Если сравнивать с ФРИИ — там всё заточено на то, чтобы вы развивали стартап. А в GeekBrains — на то, чтобы вы получили профессию. Это разные вещи. Так что больше рекомендовал бы тем, кто хочет пойти работать в компанию.