Преподаватель Дмитрий Субботин влюблен в свою профессию и делится с нами инсайдом о работе, учебе и студентах.
Тестировщик не равно манки-кликер
Я работаю тестировщиком и веду в Geekbrains профильные курсы. Общий стаж в профессии — 15 лет: 10 непосредственно тестировщиком и 5 руководителем проекта. Сейчас отвечаю за качество программного обеспечения.
Все это время вижу, что у окружающих неверное представление о профессии тестировщика. Заблуждений, как правило, два:
- На работе ничего делать не нужно.
- Мало зарабатывают.
Часто приходится слышать: «Да что там делать! Сиди да на кнопки нажимай». Однако это совсем не так! Специалистов, которые сидят и просто нажимают на кнопки, вообще называют «манки-кликер». Образования в этом случае не требуется никакого. Работу манки-кликера может сделать любой студент, секретарь или человек из соседнего отдела, если потребуется.
Тестировщик равно инженер
Тестировщик — специалист, который анализирует работу приложения, смотрит как архитектор, разбирается в бизнес-процессах, ПО и железе. Деятельность тестировщика относится к инженерной работе. Я по первому образованию — инженер. Заканчивал МГУПС и после института испытывал электровозы. Второе высшее — Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, компьютерные технологии в бизнесе. Оба образования помогают мне в работе и преподавании.
Конечно, инженерам проще выучиться на тестировщика. Но по своим студентам я вижу совершенно разные примеры и результаты. Например, одна моя студентка — юрист, всю жизнь проработала по специальности. Еще в процессе учебы я отметил уровень ее домашних заданий, кропотливость, с которой она готовит документацию. В итоге рекомендовал как специалиста. Сейчас работает в Лиге цифровых технологий на зарплате 60 000 р.
Зачем учиться на тестировщика
Тестировщиков явно не хватает. В больших проектах часто одновременно задействованы до 30 человек. Средний отдел тестирования в большой компании — 20-25 человек. В моей практике были ситуации, когда за меня буквально дрались 7 менеджеров. На хороших специалистов — очередь.
Работа оплачивается достойно. Средний уровень зарплаты начинающего тестировщика — 60 000 р. в месяц. Специалисты-профессионалы зарабатывают до 200 000 р. в месяц — доход руководителей-тестеров не ограничен.
Еще один пример из собственного опыта: другого своего студента я трудоустроил сразу на зарплату 150 000 р. Он был уже со стажем, и обучение помогло ему структурировать знания и повысить уровень. Я уже трудоустроил 5 своих студентов. Скоро в блоге будут истории успеха от них.
Рождение тестировщика
Тестировщиками могут работать и мужчины, и женщины. На моих занятиях студентов поровну. Вижу, что девочки дотошнее, внимательнее. На позицию junior определенно нужно брать девушек. Ребята более творческие, шире мыслят. Набравшись опыта, хороший тестировщик вырастает в руководителя проекта.
Теория
Начинающим специалистом можно стать через 5 месяцев. Именно столько идут курсы в Geekbrains: 4 месяца — теория и стажировка. Студенты изучают общеинженерные понятия, виды тестирования, разбираются в стратегии и эффективности. На моих лекциях не соскучишься. К каждой теме стараюсь рассказать историю-иллюстрацию: скучные технические моменты так лучше запоминаются, и студентам интереснее.
Домашние задания
На занятиях домашнее задание разбираю редко, зато всегда даю полноценный фидбек в личные сообщения. Если я разбираю домашку, значит у большинства однотипные ошибки, и их надо проработать, чтобы закрепить нужные знания у всей группы.
Иногда студенты стесняются спрашивать в чате или в письме. Обращаюсь ко всем: если что-то непонятно, сразу сигнализируйте! Ведь непонимание одной темы приводит к непониманию следующих, а в конце курса будет намного тяжелее разобраться.
Стажировка
Стажировка у нас творческая. Она построена как настоящий проект и проводится в виде бизнес-игры, где я — заказчик, студенты — исполнители. Mail.ru Group дает на тестирование один из работающих порталов. Студентам есть где развернуться: на последней стажировке ребята нашли 150 багов. Результаты тестирования оформляются и передаются обратно в работу. Каждый студент затем видит, какие найденные им ошибки были исправлены и когда.
В процессе мы создаем документацию: рабочую и отчетную, составляем чек-лист. Студенты пишут задачу, отчитываются о работе. Все как в жизни.