Если в твоём подчинении неожиданно оказывается большая команда, то можно растеряться, начать действовать наобум и наломать дров. Другой вариант — пойти учиться! Студентка факультета продакт-менеджмента Алина Никифорова рассказывает о своём карьерном росте, учёбе и работе во время самоизоляции.
От школы до «обрывочных знаний»
Ещё со школы я проявляла склонность к точным наукам — они и интересовали больше, и давались лучше. Специальность инженера-программиста показалась мне одной из наиболее актуальных среди технических. Так что я отучилась на разработчика в родной Казани и нашла вакансию по специальности. Я работала с ERP-системой SAP и кодила на довольно малоизвестном языке ABAP/4, но через какое-то время поняла, что разработка — это не совсем моё. Мне хотелось продумывать более сложные алгоритмы, больше общаться с людьми, иметь свою зону контроля.
Так я ушла в аналитику — устроилась в АО «БАРС Груп», начала работать со сферой медицины. Новая специальность была мне ближе, так что я достаточно быстро выросла до позиции ведущего аналитика. Через какое-то время я узнала, что в «РТ Лабс» на аналогичную должность ищут специалиста в новый проект — и загорелась идеей участвовать в создании нового продукта с нуля. Пожалуй, тогда впервые проявились мои амбиции продакта.
Продукт включал самые разные программы в области здравоохранения — от льготного лекарственного обеспечения до регистрации льготников и заявочных кампаний на уровне МИАЦ РТ (Медицинского информационно-аналитического центра республики Татарстан).
Я много общалась со стейкхолдерами — от врачей в поликлиниках до представителей Минздрава. В нашей компании на тот момент шли преобразования в структуре отделов, происходили внутренние кадровые перестановки. За полгода на нашем проекте несколько раз сменились руководители, и шесть месяцев спустя я осталась единственным «старожилом» в направлении ЛЛО (льготного лекарственного обеспечения).
В это период я частично выполняла обязанности руководителей: организовывала совещания с потенциальными пользователями продукта и представителями МИАЦ РТ, контролировала объём и сроки работ, участвовала в презентациях продукта. Так что когда проектная команда окончательно сформировалась, руководство решило, что я вполне сложившийся тимлид. Так в моём непосредственном подчинении оказались 11 человек — и именно тогда я поняла, что нужно получить дополнительное образование в области управления продуктом.
На тот момент в области продакт-менеджмента у меня были только обрывочные знания: что-то я читала, что-то узнавала от руководства, что-то мы находили и пытались внедрить с техлидом. Но всё-таки это не может заменить полноценного комплексного образования — с обратной связью, домашними заданиями, актуальными кейсами от преподавателей-практиков. Да и «подпинывание» дедлайнами, конечно, не может не мотивировать — особенно когда ты совмещаешь учёбу с работой. Занималась я в основном по вечерам и выходным, в общей сложности около 6 часов в неделю. Иногда было сложно, но в целом я нормально справлялась.
GeekBrains и порядок в голове
GeekBrains мне порекомендовал один из наших product owner’ов — он слышал положительные отзывы об обучении здесь. Я хорошо помню, как прошла по ссылке в его письме, прочитала описание программы курса и поняла: это то что надо! В учебной программе были и знакомые мне по личному опыту вещи, и совсем новые: например, unit-экономика, метрики и исследование рынка. В такие темы я старалась максимально глубоко погрузиться.
Пользуясь случаем, хочу отдельно поблагодарить Евгения Паршина, CPO Альфа-Банка и основателя producthub.ru, за лекции по CustDev и MPV — он отлично излагает материал и приводит много полезных кейсов. В целом преподаватели очень доступно преподносят информацию по своим направлениям. К ментору я обращалась пока только один раз. И, кстати, он очень оперативно помог разобраться с тем, что вызывало у меня затруднения, за что ему большое спасибо!
Техническое образование в учёбе, безусловно, помогает. Вернее, легче благодаря выработанному годами глубокому аналитическому подходу, ну и тому, что работать с метриками и вычислениями комфортно и привычно. Хотя у многих продактов (в том числе и среди моих одногруппников) технического образования нет, и это им не сильно мешает. Мы с ребятами активно переписываемся в telegram-чате — курс по составу у нас молодой, в среднем студентам лет 26–27, все общительные, особенно девочки. Хотя на последних темах вроде Unit-экономики и мальчики активизировались.
Диплом и планы на будущее
До дипломов ещё далеко, но у каждого из нас уже есть идея проекта, которую мы развиваем в рамках учебных заданий. Я выбрала тему из медицины — решила, что лучше взять предметную область, в которой я уже разбираюсь, чтобы больше времени и сил вкладывать в развитие именно продуктовых навыков, а не в изучение рынка.
Часть из полученных знаний уже удаётся применить на практике. Коллектив на работе позитивный и дружный, хотя половина сотрудников изначально работала на удалёнке. Собственно, в профессиональном плане для меня мало что изменилось, когда началась самоизоляция. С коллегами мы и так часто общались в сети, педагогов слушали тоже по видеосвязи, разве что офисные стены у них за спиной сменились на домашнюю обстановку.
Сейчас я хочу перейти от работы, включающей в себя обязанности product owner, к работе непосредственно на позиции продакта. С каждым месяцем учёбы (с ноября 2019 года) я всё больше убеждаюсь, что это — моё, и понимаю, что хочу работать в полную силу и развиваться именно в этом направлении. Что ещё есть в планах? Ну, скажем, подтянуть английский — и думаю, что за этим я тоже обращусь к GeekBrains, поскольку убедилась, что здесь учат на отлично.
Интересны истории выпускников факультета продакт-менеджмента GeekBrains? Тогда загляните в интервью Михаила Сафонцева — систематизировав свой опыт, он устроился на работу по специальности уже на второй неделе обучения!