Мария Решетник развивалась в выбранном направлении планомерно: получила диплом архитектора, ещё до окончания вуза начала изучать графический дизайн и ежедневно пополнять портфолио. Потом работала в стартапе, успешно окончила курсы дизайна в GeekBrains и устроилась по новой специальности в диджитал-агентство.
Обучение было лишь частью пути, на котором Мария приобрела уверенность в своих силах и умение объективно оценивать свой труд. Мы поговорили с ней о том, как становятся дизайнерами и набирают опыт. А ещё о качествах, которые нужны в профессии, защите работы перед заказчиком и о востребованности.
– Мария, добрый день! Расскажите про основные этапы вашего пути. Что дал вуз – из главного, полезного по сей день? Что принесла первая работа и почему решили пройти курсы?
– Дизайн мне был интересен всегда, но я не сразу выбрала, чем именно хочу заниматься. После школы пошла в университет учиться на архитектора. До сих пор люблю архитектуру – это один из моих источников вдохновения. Но уже на втором курсе я осознала, что работать по специальности вряд ли буду, и записалась на курсы графического дизайна. Училась параллельно там и в универе.
Помимо диплома вуз дал мне образовательный фундамент и помог развить здоровый перфекционизм, необходимый любому дизайнеру. А на курсах я смогла понять: «Вот оно! То, чем я хочу заниматься каждый день». Я жадно поглощала информацию, выполняла все задания.
Мой путь в профессию можно разделить на несколько этапов.
Курсы графического дизайна (до GeekBrains). Во время учёбы на курсах я успела получить первый опыт в студии дизайна. Это было место не для тех, кто работает исключительно ради зарплаты. Чтобы чего-то добиться, надо было выкладываться и расти. Взамен потраченных сил и времени я получила уверенность, что многое могу. Когда всю жизнь боишься заявить о себе и вдруг осознаёшь свои возможности – это как подарок. Получить его можно только с опытом.
Упражнение «Фотодневник». После работы в студии я решила оттачивать дизайнерские навыки – зарегистрировалась в «Проекте 365», где надо было ежедневно выкладывать собственноручно созданные фото. Я усложнила себе задачу и перед публикацией обрабатывала снимки в Photoshop. Поначалу это отнимало уйму времени: на одну фотографию уходило пять часов. Иногда накатывала лень и не хватало идей. Но со временем на меня стали подписываться – я почувствовала отклик и поняла, что делаю что-то правильное. За два года ежедневной практики я создала и обработала около восьмисот фотографий. Стало проще генерировать идеи по заказу, а скорость работы в Photoshop увеличилась в разы! Это был второй важный жизненный этап.
Переезд в Москву. После вуза мне было нечем подтвердить свои навыки кроме дневника фотографий. Но для портфолио графического дизайнера, а тем более веб-дизайнера, этого было недостаточно. В поисках новых путей развития я начала создавать постеры-коллажи. И снова начались ежедневные упражнения: я выбирала тему и делала по ней коллаж за ограниченное время. В среднем на одну работу уходило два часа. Это очень полезно: выполнять задачи каждый день и заставлять себя выходить за рамки привычного.
Готовые постеры я публиковала на Behance и, как только сформировалось портфолио, начала стучаться в студии дизайна. Так получила несколько предложений от заказчиков, которым нужны были коллажи для Instagram.
Второй моей работой в Москве был стартап: там я разрабатывала дизайн тем для фотокниг, рисовала открытки, оформляла страницы в соцсетях, работала над фирменным стилем, создавала прототип сайта. К сожалению, поток задач был непостоянным и мне снова понадобились заказы.
Обучение на курсах GeekBrains. Здесь я разложила по полочкам уже накопленные знания и получила новые: например, освоила программу Figma, с которой теперь стараюсь не разлучаться. Были интересные и разноплановые проекты, которые пополнили моё портфолио. Ещё я научилась строить сетку и работать с прототипом. Всё это позже помогло мне справиться с тестовым заданием на нынешней работе.
Постоянная работа. Сейчас я работаю в диджитал-агентстве и решаю разноплановые задачи: от создания баннеров до разработки дизайна сайтов. Мне ещё многому предстоит учиться, но это уже долгожданная практика. То, к чему я так долго стремилась.
– Есть ли в дизайне вещи, которым научиться нельзя? Например, потому что в их основе – особенности личного восприятия.
– В принципе, дизайнером может стать каждый: не обязательно иметь сверхспособности. Навыки можно развить и систематизировать в процессе учёбы. На мой взгляд, крайне сложно развить только чувство цвета и композиции. Но и это можно компенсировать насмотренностью. «Постоянно просматривай разноплановые работы, которые вызывают отклик» – это для меня первая заповедь дизайна! 🙂
– Об оценке работы дизайнера. Насколько заказчики, с которыми вы общались, разбирались в том, что им нужно? Каков баланс объективного и субъективного в оценке дизайна? Какова вероятность доказать заказчику, что нужно сделать именно так, а не иначе? И как измерить ценность дизайна?
– Почти никто из работодателей не знал, что им было нужно и какой дизайн они хотели. Это нормально, главное – задавать правильные вопросы и показывать референсы похожих задач. Иногда можно принести уже готовый дизайн, чтобы заказчик убедился, что решение, на котором он настаивал, не подходит и нужно всё переделать. Это тоже упрощает задачу.
На мой взгляд, для объективной оценки дизайна нужен анализ предпроектной работы, конкурентный анализ, портрет пользователя. Нужны данные, которые покажут, насколько решение применимо в данной ситуации. Субъективное впечатление формируется само – на основе личных предпочтений. К сожалению, именно им обычно руководствуются заказчики при внесении правок.
– Как организована сейчас ваша работа в офисе: с кем взаимодействуете, единственный ли вы дизайнер в команде? Есть ли нормативы, сколько нужно успевать делать за день или месяц?
– В основном я взаимодействую с менеджерами проектов, реже – с креатором. У нас в креативном отделе есть ещё три дизайнера, три аниматора, креативный директор и директор отдела.
Все задачи расписаны на неделю: каждый сотрудник видит, кто чем занимается. Обычно на задачу выделяют время, которое распределяют на все рабочие дни. Если прилетает срочная задача, менеджеры договариваются между собой, кто кому уступит дизайнера 🙂
– Какие тренды веб-дизайна вам сейчас наиболее интересны? Что вы используете в работе? Было бы здорово услышать ваши личные наблюдения, советы и увидеть примеры работ!
– Мне нравятся минималистичные сайты, где основа – сетка и типографика. На работе применяю такое в тендерах, где можно экспериментировать. Ещё мне нравятся сайты с оригинальным подходом. Открываешь их и думаешь: «Вау, это что-то странное, но мне определённо нравится». Вот примеры сайтов, которые вызвали у меня эмоции:
- The Artery – простые цвета и композиция, стильные изображения, приятная анимация;
- Loewe Loewe – сайт, на котором можно медитировать. Такой приём часто вижу в последнее время в дизайне. Его я использовала при разработке идеи для тендера.
- Erik Bernacchi – нравятся мне сайты в стиле брутализм, использовала его в итоговом проекте на GeekBrains.
- BIG – ещё один пример веб-брутализма.
- Florian Monfrini – минималистичный сайт с крупной типографикой.
– Если говорить подробнее о поиске работы: всегда ли дизайнеру дают тестовое задание? Насколько велика роль портфолио? И что важно учитывать новичкам?
– Поиск работы – целое приключение, особенно в Москве, где вакансий очень много. Чтобы подтвердить навыки, одного портфолио недостаточно. Это лишь основание общаться с кандидатом дальше. До учёбы на курсах я могла показать только постеры. А чтобы начать карьеру в веб-дизайне, нужно показывать дизайны сайтов 🙂
Работодатели всегда предлагали мне тестовое задание. Редко когда надо было выполнять его уже в офисе – чаще оно было «билетом на собеседование» и высылалось заранее на email.
Самым сложным и интересным было задание из трёх частей, которое надо было оформить в одну презентацию. Первая задача – стилизовать предложенное изображение, добавив к нему баночку газировки. Вторая – собрать рекламный баннер для сайта о конкретном продукте. И третья – создать макет акционной страницы, предусмотрев форму для загрузки фотографий в Instagram. Это задание многому меня научило: я поняла, как много мне ещё нужно практики.
И ещё на собеседовании важно быть честным. Работодатели обращают на это внимание, а проверить ваши навыки не составит труда.
Хотите узнать больше о выпускниках факультета веб-дизайна GeekUniversity и других дизайнерских факультетов и профессий GeekBrains? Вот их истории:
- «На втором месяце обучения у меня отобрали ноутбук»: история курсанта, который захотел стать дизайнером
- «Путь в IT через дизайн: учёба + фриланс + удалёнка». История веб-дизайнера Лии Давидян, которая нашла новую профессию и работу
- «UI-дизайн: начало пути и штурм больших заказов». Выпускник GB Виталий Асташкин о том, как он получил первую работу и вышел на крупные коммерческие проекты