Привет! Меня зовут Антон Малыгин, я senior iOS-разработчик в SberDevices.
О пути в профессию
Я стал разработчиком в 2012 году, но к разработке подошёл раньше. У меня профильное образование, я всегда интересовался этим.
Я из маленького посёлка в Ростовской области. Первый компьютер мне купили в 2001 году на последние деньги. Мне тогда было одиннадцать лет. Я не сразу начал программировать. Поначалу играл в игры и с детства был эникейщиком: научился переустанавливать винду и чинить компьютеры. Пытался изучать BASIC, но мне это не зашло. Потом я поступил на факультет информационных технологий в Московский государственный технологический университет «СТАНКИН».
Об учёбе в университете
В университете я впервые задумался, кто такие разработчики и программисты. В начале нулевых не было такого хайпа, как сейчас. Казалось, что это какие-то суперумные, замудрёные люди. Тогда я до конца не понимал, что сам могу стать программистом.
О первом проекте
Это было на пятом курсе. Мы с другом решили запилить приложение. У него тогда появился айфон, и он сказал: «Вот, смотри: можно заработать деньги. Приложение стоит доллар, его скачали миллион раз, плюс реклама». Мы сразу загорелись, ведь умели программировать: знали основы языка С и немножко PHP.
Это был 2012 год, шли выборы президента. У нас появилась идея запилить приложение для голосования под iOS. Не просто голосовалку, а голосовалку с чатом. Там было две вкладки: первая вкладка — сам опрос со списком кандидатов, а вторая — общий чат. На тот момент не было никаких чатов. Были ВКонтакте, WhatsApp, а такого, где можно писать без регистрации, не было.
О первых сложностях с проектом
Самое проблемное — это сделать. У нас не было ни знаний, ни опыта, ни времени. Выборы должны были состояться в марте, а мы приступили к работе в первых числах февраля.
Чтобы начать работу, нам был нужен макбук. Мы решили поставить так называемый хакинтош на обычный ноутбук, который у меня был. Где-то три дня мы промучились с установкой: не заводился Wi-Fi, ещё что-то не работало — невозможно было ничего сделать. В итоге я попросил маму купить макбук. Объяснил ей, для чего он нам нужен. Мама меня поддержала, я взял самый дешёвый и маленький MacBook Air, и мы стали писать.
Друг отвечал за бэкенд на PHP, я отвечал за веб-приложение. У него уехали родители, и мы жили у него. Эти две недели мы безвылазно днями и ночами писали приложение, чтобы успеть. Каким-то чудом нашли IBM-гайд, где было описано, как сделать серверное приложение. За две недели сделали, за неделю до выборов зарелизили и стали ждать.
О внезапной популярности
Прошло несколько дней, пользователи начали скачивать наше приложение. А за пять дней до выборов про нас написал AppleInsider.ru — статья называлась «Предвыборные расклады в App Store». В ней рассматривали приложения кандидатов. Скрины нашего приложения попали на заставку этой статьи и были первыми: сначала говорили про наше приложение, а потом — про все остальные. Тогда у нас пошли просто огромные скачивания! У нас начал складываться бэкенд, который был сделан на коленке, кое-как, почти с нулевыми знаниями PHP. Благодаря статье наше приложение вышло в топ-3 русского App Store и продержалось там пару дней.
Мы повысили тариф на хостинге, что-то переписали и обеспечили техподдержку, чтобы люди голосовали и писали в чате. У нас нельзя было проголосовать с одного девайса несколько раз, это мы предусмотрели. А вот в чате мы не сделали систему бана, и там начал происходить полный треш. В день выборов мы выкатили систему бана и нормализовали обстановку. Такой интересный опыт.
Ещё нам начали писать отзывы в App Store, что мы продались одному из кандидатов. У нас победил Михаил Прохоров, и все сказали, что это приложение сделали по его заказу, а тут ещё AppleInsider.ru… А на самом деле два студента написали приложение за две недели на балконе. Мы не знали, как монетизировать приложение, поэтому сделали его платным и заработали 100 долларов. Это был мой первый проект, и так я начал писать под iOS.
О поиске работы
Несколько месяцев у нас был перерыв, а потом мы поучаствовали в конкурсе ВКонтакте: они делали мессенджер. Мы не выиграли, и после этого я решил не надеяться на удачу и устроиться на работу. За это время я стал лучше понимать, что такое разработка и как она строится. Я до конца не верил, что найду работу, но как только выложил резюме, сразу получил отклик, прошёл собеседование и стал стажёром-разработчиком.
О первой работе и зарплате
Вначале было очень тяжело, мне приходилось перерабатывать, чтобы вникать и понимать. У меня был тимлид, у которого можно было учиться. Была команда из четырёх человек. Первые деньги я тоже получил в этой компании.
Когда устраивался на работу, был готов согласиться на любую сумму или даже поработать бесплатно — для опыта. На собеседовании я попросил 25 тыс. чистыми на руки и получил их.
Я восемь или десять месяцев работал стажёром, потом меня повысили до разработчика, а через два месяца компания закрылась. Мне предложили переквалифицироваться в BI-разработчики или SQL-аналитики. Я не захотел и через 3–4 дня нашёл новую работу. Уже тогда с этим не было проблем, нет и сейчас. Работу можно найти очень быстро и легко.
О личных проектах
Мы с другом продолжаем делать свои проекты. Я думаю, это важно для разработчика — делать сайд-проекты, потому что ты таким образом развиваешься.
Наш второй проект — приложение для курса валют. Когда мы его делали, курс рубля начал скакать. Приложение и сейчас есть в App Store, его месячная аудитория — 15–20 тыс. пользователей. Мы зарабатываем на рекламе и встроенных покупках. Оно приносит нам от 500 до 1000 долларов в месяц.
Топовый месяц у нас был, когда курс рубля сильно скакал. За этот месяц мы получили почти 5 тыс. долларов.
О разработке
Разработка занимает много времени и требует упорства. Когда ты работаешь в компании, особенно в большой, ты можешь попросить совета у коллег. А если ты работаешь самостоятельно, приходится искать ответы в Google: почитать какие-то статьи и документацию и таким образом разобраться.
О постоянном развитии
Я работаю iOS-разработчиком, но ещё пишу бэкенды для своих проектов. Чтобы сделать проект по курсу валют, я изучил языки Scala и Go. С одним коллегой мы делали приложение для озвучивания статей. Для меня это был вызов: я разбирался в технических нюансах, развивал знание языков Scala и Go, разбирался, как работают микросервисы и прочие штуки.
О работе в Сбере
В Сбер я попал так: компанию «Диалог», в которой я работал, купил Сбер. Мы делали мессенджеры, с чатами и мессенджерами связана вся моя карьера. В Сбере я тоже делаю чаты и мессенджеры.
Об удалённой работе
У удалёнки есть преимущества, которые не очевидны. Первое — это экономия времени. Мне не приходится тратить два часа в день на метро. Я могу побыть с семьёй или заняться чем-то другим. Второе преимущество — я могу выехать куда-то не только в свой отпуск. Могу съездить к себе домой в Ростовскую область, поработать там месяц, пожить в деревне. Это отлично: можно сменить обстановку, совместить это с отпуском. Главное, чтобы был интернет. Сейчас в Сбере разрешили работать из любого уголка России без всяких проблем.
О том, как войти в IT
Чтобы стать iOS-разработчиком или войти в IT, нужно как минимум полгода обучения и практики. При поиске кандидата все смотрят на знания. Неважно, какие курсы вы окончили. Главное — ответить на стандартные вопросы на собеседовании.
Сейчас многие работодатели ищут специалистов с опытом мидл плюс. Поэтому на начальном этапе джунам будет сложно. Но их всё равно берут. Не нужно стремиться сразу попасть в Яндекс или другую крутую крупную компанию. Они любят нанимать людей с профильным образованием, у которых хорошая алгоритмическая подготовка. Если у человека нет профильного образования, возможно, ему лучше начать в простой компании с маленькой зарплатой.
Об иерархии и зарплатах
Джуниор начнёт с зарплаты в 30–40 тысяч рублей. Если он год проработает джуном, то может стать мидл-разработчиком. Мидлы получают от 100 до 200 тысяч. В iOS-разработке это реальные суммы. Мой друг с профильным образованием после курсов по Java-разработке сразу смог устроиться в мидл, и такое возможно. На самом деле всё зависит от человека: как он себя подаёт и какими знаниями располагает. А дальше — сеньор-разработчик. В iOS-разработке сеньоры получают выше 200 тыс. чистыми на руки. Может быть и больше — 200–300 тысяч.
Об отношении к работе
Мне нравится моя работа. Как и везде, здесь можно выгореть или устать от однообразия. Поэтому нужно уметь отдыхать. Если вы долго сидите на одном продукте, может стать скучно. Чтобы избежать выгорания, некоторые айтишники чередуют деятельность и меняют работу. Если в резюме у человека год здесь, год там, это нормально.
Об обстановке на рынке
Сейчас айтишники получают всякие плюшки в виде хорошей зарплаты и отличных условий труда, потому что разработчиков не хватает. Когда-то это закончится, но не думаю, что в ближайшие годы. Эти плюсы перекрывают такие минусы, как выгорание и усталость.
О вдохновении
Меня вдохновляет, что люди пользуются тем, что я делаю: и на работе в Сбере, и на моих личных сайд-проектах. Ещё всегда есть шанс сделать какой-то стартап, поучаствовать в чём-то интересном. Это вдохновляет и мотивирует.
О преподавании
В какой-то момент я захотел делиться тем, что знаю сам. Ко мне обращались за советом, я помогал в чём-то разобраться. А ещё я хотел попробовать работать с аудиторией, прокачать разговорный скил. У меня это неплохо получается, я провёл курс и получил хорошие отзывы.
О будущем
Через десять лет мир будет лучше. Технологии продолжат развиваться. Возможно, на дорогах появятся самоуправляемые автомобили и прочие автоматизированные штуки. Через десять лет может появиться что-то, что немного подкосит рынок IT. Например, уже сейчас есть автоматизированные сервисы, которые создают простейшие макеты, вёрстку.
О себе в будущем
В будущем вижу себя востребованным разработчиком, как минимум экспертом в разработке или архитектуре. Хочу попробовать поработать в крупной компании — не только в российской, как сейчас, но и в иностранной.
Совет новичкам
Если хотите стать разработчиком, никогда не опускайте руки. Когда начинаешь учиться программированию, можно встретить какое-то препятствие, что-то не будет получаться, и с этим можно просидеть очень долго, не один день. Нужно упорство, нужно стараться, стараться, стараться. В итоге всегда получается. Если не опускать руки, то каждый, кто захочет, станет разработчиком.