Бэкграунд
До недавнего времени я работал на фондовом рынке, был руководителем отдела сделок под названием РЕПО — вкратце это займ денежных средств или активов за денежные средства, которые сейчас на фондовом рынке очень распространены.
Я решил уйти из профессии именно ради IT. В какой-то момент я понял, что мне учёба уже даётся очень тяжело, ну и плюс выгорание по профессии произошло, — клубок причин. Я принял решение уйти и двигаться уже строго в IT-направлении.
Родился я в Таджикистане, в городе Душанбе. Рос как обычный мальчишка: футбол, постоянно на улице. Учился неплохо, закончил школу на четвёрки и пятёрки, но правда я доучился до 8-го класса, а потом решил всё-таки получить профессию, ушёл в техникум.
Как всё начиналось
Первое моё знакомство с IT, точнее с компьютером, произошло где-то в 12 лет. Преподаватель математики решила факультативно сводить нас в вычислительный центр. Тогда я впервые я увидел большие компьютеры, это были шкафы до потолка, они мигали, люди ходили в белых халатах. Чтобы показать нам возможности компьютера, взяли пачку перфокарт, сунули её куда-то внутрь, и на выходе пошла широкая лента. Когда её оторвали и показали нам, на ней была Джоконда, в ближайшем рассмотрении она была составлена из крестиков и ноликов. Меня это очень сильно поразило. Тогда я не отдавал ещё себе отчета, что хочу быть программистом, но как-то меня это зацепило.
Впоследствии, когда я уже был в институте, когда я приехал в Москву и поступил в Московский авиационный технологический институт, судьба свела меня с нашим куратором, Александром Прохоровым. Он был достаточно молодой аспирант и занимался разработкой программы контактной сварки. Как бы вам сказать… Он рассчитывал тепловые поля в зависимости от подаваемого тока, применял метод конечных элементов и писал на Fortran. Тогда студентам можно было подрабатывать на кафедре, и я к нему устроился. Как сейчас помню, он дал большую-большую распечатку кода на Fortran, рассказал немножко о циклах, и я должен был отследить вложенность всех этих циклов. Она была сумасшедшая, до десятой вложенности. Несколько лет я у него там работал, вплоть до пятого курса, тогда он защитился, а я пошёл дальше.
Тогда не было много информации, это были 80-е — начало 90-х годов. В школе информатики не было, появилась информатика только в институте. Мы работали на таких маленьких компьютерах, БК-шки их называли, бытовые компьютеры. По-моему они были 16-битные. В дипломном проекте я сам написал программу на БК-шке, защитил на «отлично».
После института я распределился в город Королёв, в НПО Измерительной Техники. Там моей задачей была разработка технологии пайки поверхностных элементов так называемых, сейчас она далеко пошла, любой электронный прибор паяется с помощью этой технологии. Тогда это было в новинку. Уже в тот момент начали появляться IBM 286, 386. Помню, что под мою технологию нашему отделу разрешили купить 386-ю машину.
В качестве хобби я увлёкся языком Пролог, и мне очень хотелось построить экспертную систему, чтобы она помогала составлять различные технологии пайки, монтажа электронных компонентов.
Изменения в стране и в жизни
Тогда пошли процессы уже в стране, экономика начала ломаться, на смену старой советской экономике приходила другая, и финансирование этого НИИ закончилось. НИИ начал выживать — и мы тоже. Очень многие из отдела ушли кто куда, в основном был спрос на бухгалтеров, на торговых менеджеров и т. д. Я некоторое время дописывал технологии, и в жизни произошло событие, которое подтолкнуло меня к моей будущей профессии, но связано оно было с этим Прологом.
Зарплаты инженера не хватало, и я устроился ночным сторожем в одну компанию. Тогда интернета ещё не было, но была первая сеть, РиалКом, которую давал Курчатовский институт, по ней распространяли бизнес-объявления, куплю-продам. Фирма выкачивала эти объявления, составляла и распечатывала сборники и бизнесменам их продавала. Какое-то время это пользовалось спросом. Работая ночным сторожем, я начал эксплуатировать их компьютеры, поставил Пролог, пытался там что-то делать, программировать, разбираться, и в один прекрасный момент это было обнаружено хозяином фирмы. После того как он меня отчитал, он предложил ещё одну подработку: по ночам я начал выкачивать из сети РиалКом эти объявления. Он, наверное, почувствовал мой потенциал.
Между фондовыми рынками и программированием
В итоге фирма, конечно, развалилась, он ушёл в банковскую сферу работать и как-то, встретив меня, посоветовал мне пойти поучиться на биржу, что я и сделал. После этого он взял меня к себе на работу. Так я стал трейдером. Торговали мы тогда ГКО-шками, печально известными, до 98-го года.
После 1998 года я остался без работы, жена была уже беременна вторым ребенком, а я пошел учиться. GeekBrains тогда не было, но был Бауманский университет. Я пошёл туда изучать компьютерные сети, изучать железо.
После этого я устроился на работу и какое-то время, с полгода, работал в техподдержке: настраивали сеть, ремонтировали компьютеры. И не забрасывал программирование, разрабатывали базы данных продукции на складе, что продаётся, что покупается.
Через полгода я получил от старых знакомых по банковскому делу приглашение стать аналитиком, аналитиком-программистом. У них была идея выкачивать из информационной системы Bloomberg, там ещё Reuters был, данные, обрабатывать их и компоновать итоги этих торгов таким образом, чтобы было понятно, как торговать в текущий день. Это была первая задача у меня. Вторая задача была тяжёлая — расчёт портфеля ценных бумаг: сколько заработали, сколько потеряли, какие бумаги — их большой перечень был, отчёт с утра очень помогал ориентироваться. Долгое время я работал в этом направлении. В одном банке, когда я потом уволился, программу даже взяли на баланс, хотя она была нехитрой, была написана на VBA, использовался Excel, Access, Word и т. д. Так случилось, что трейдеры поувольнялись, а новых нанимать не хотели, и я опять сел за терминал. Впоследствии я уже работал с терминалом, но когда появлялись задачи для программирования, я всегда брался за них и с удовольствием писал.
РЕПО
Технология заключения сделок РЕПО — я ими занялся в 2002 году где-то — начала развиваться достаточно бурно. Надо сказать, что сделки РЕПО несут в себе достаточно большой риск. Со стороны рынка возник спрос как-то их снимать, и биржа ММВБ занялась этим. Но больше повлияли, наверное, события 2008 года, когда банк Lehman Brothers умер, и это очень сильно ударило по нашему рынку, много убытков получили люди. А потом и 2014 год на Украине, когда на нас начали закрывать лимиты и т. д.
Появился спрос очень серьёзный, биржа с успехом это решила, ввела центрального контрагента. Есть термин «Биржевой стакан»: туда прилетают все заявки на продажу, на покупку, можно поддерживать денежную ликвидность.
Я входил в Комитет РЕПО, мы как раз продумывали все эти детали, и я вдруг понял, что меня больше не трогает фондовый рынок как таковой, а любовь к программированию как была, так и осталась. Какое-то время я думал об этом и решил идти учиться.
Выбор школы
Сначала я хотел в Яндекс пойти на Data Scientist, но понял, что это не моё. Зато через них, — я прошёл у них пробные уроки, — мне понравился язык Python. Подумав, я всё-таки прагматично решил, что в IT-сферу можно попасть через тестировщика. Я тогда ещё немножко не понимал специфики тестирования. Это сейчас я могу сказать, что тестировщик — это больше, чем программист, нужно знать очень много компьютерных технологий, даже обладать некой интуицией. Но тогда думал, что это самый лёгкий путь, и пошёл учиться в GeekBrains на тестировщика.
Учёба
Учёба с ходу захватила меня. Правда, я сделал ошибку: записался в ещё один университет по переподготовке, на искусственный интеллект. Эта тема меня тоже очень волновала в свое время, но сейчас я там взял паузу, решил, что надо доучиться в GeekBrains. Это краткий путь, как я сюда попал.
Python меня очень захватил, и когда я начал обучение в университете искусственного интеллекта, там нейронные сети были на Python. Я выполнял там домашние задания, лаконичность и красота этого языка мне очень понравились. Правда, когда пошли задания посложнее, я перестал справляться, и это начало отражаться на учёбе на тестировщика, пошли уже очень серьёзные занятия, автоматизация тестирования и т. Д.
Перед Новым годом от GeekBrains пришла реклама курса Python с хорошей скидкой, и я решил взять его, тем более что некоторые занятия повторялись — основы Linux и другие, — и мне стало уже полегче.
О роли IT в нашей жизни
Надо сказать, что IT достаточно быстро и бурно вошло в нашу жизнь. Когда я был маленький, телевизоры были ещё чёрно-белые. Когда в 90-е годы появились первые сотовые телефоны, люди воспринимали это как чудо. А сейчас IT идет широкими шагами. В нашей жизни уже присутствует искусственный интеллект: распознавание лиц, голоса, чат-боты. Мне трудно даже представить, каким будет наше будущее, но то, что будущее будет слито с IT, — это точно.
Я вижу, что в России сейчас бум IT-компаний, естественно, что рано или поздно все эти небольшие компании исчезнут, произойдёт слияние. IT — это перспективно, и самое главное, — интересно. Наверное, я немножко лентяй, мне нравится, что ты написал программу, а она за тебя что-то делает.
О предрасположенности к IT
Для того чтобы заниматься IT, мне кажется, нужно иметь некую предрасположенность. Один из преподавателей GeekBrains как-то сказал, что он был поваром, но потом решил заниматься IT. По своим детям я вижу, что у них такой предрасположенности нет. Они готовы пользоваться продуктами, которые им даёт IT, но сделать что-то самому — нет.
Чтобы идти в IT, надо быть готовым прежде всего постоянно учиться, это я понял как раз за тот период, что учился в GeekBrains. Должна быть внутренняя жажда познания чего-то нового, и при этом нужно быть немножко лентяем, хотеть улучшить свою жизнь, автоматизировав какой-то процесс.
У вас тоже получится
Разработчик — первая Программа обучения для осознанного выбора специальности и карьерной траектории в сфере информационных технологий от GeekBrains при участии Skillbox.
Получите востребованную профессию или откройте бизнес в сфере информационных технологий.