В GeekBrains Софья Федоренко выросла из студентки в полноправного члена команды. Она обучилась профессии “Тестировщик ПО”, а с этого месяца вышла на работу в отдел тестирования. Расспросили Софью, как прошла учеба и что нравится в профессии.
Софья, расскажи немного о себе, где ты учишься, чем занимаешься?
Я — студентка третьего курса Московского Технологического Университета МИРЭА, факультет “Прикладная математика и информатика”. До недавнего времени работала лаборантом-исследователем в Лаборатории молекулярной генетики мозга. Работала там с первого курса, но, конечно, хотела перейти в сферу IT.
Как ты узнала о GeekBrains?
В GeekBrains я попала по счастливой случайности. Отвечала на рабочее письмо и увидела рекламу, что-то вроде “Начни с нуля свой путь в IT”. Я заинтересовалась и перешла на портал. Понравилось большое разнообразие бесплатных и платных курсов. Стала читать, смотреть и обратила внимание на профессию “Тестировщик”. В этой специальности требуется определенный подход, внимательность и усидчивость. Как раз то, что у меня есть.
Обучение стартовало в ноябре, и я попала в группу к Дмитрию Субботину. Сначала было страшно, потому что не была уверена, что получится. Но потом втянулась. Считаю, что во многом благодаря преподавателю. Когда приходишь в новую сферу, важна поддержка и обратная связь. Это то, что дает Дмитрий. Ему можно задавать вопросы в режиме 24 на 7. Никаких ограничений нет. Очень нестандартный подход к заданиям, есть задачи на логику, есть на развитие взаимодействия в команде.
Ты учишься в МИРЭА, что там преподают и зачем тебе дополнительные знания?
Я учусь на прикладной математике, поэтому у меня в основном математические дисциплины. Предметы, связанные с программированием и информатикой, есть, но упор делается не на них. Я с самого начала решила, что пройду специализированные курсы, потому что практических знаний не хватает. Кроме этого, я такой человек, который не может просто почитать книжечку. Мне нужна дисциплина, план, порядок, поэтому курсы отлично подходят.
Почему именно тестирование? Ведь прикладная математика — это прямой путь в программирование.
Не знаю, захотелось себя в этом попробовать. Первоначально я не думала о профессии “Тестировщик”, но, почитав статьи на эту тему, поняла, что тестирование мне подходит. Нравится, что без тестирования не выходит новый продукт, что это обязательный этап создания. Это безумно интересно — выискивать новые баги, делать продукт лучше, проверять юзабилити, смотреть на него глазами пользователя. Тестировщики приносят пользу людям, и это вдохновляет.
Что ты чувствуешь в процессе работы?
Это маленькая победа. Особенно когда дают фидбэк, что ты нашел баг.
Опиши, как проходили для тебя уроки.
На курсах определены часы, когда проходят уроки. Сначала теоретическая часть, потом практическое задание. Затем вопросы, предложения и ответы преподавателя. За 10 минут можно войти в вебинар. Появляется преподаватель, спрашивает, как слышно. Потом обсуждаем домашнее задание. Технически это происходит так: у нас есть диалоговое окно, в котором можно задать вопросы или ответить преподавателю. Вначале выясняем, какие задания вызвали трудности, затем их разбираем. Студенты тоже могут помочь, если они разобрались в теме, подсказать, что знают. Если для кого-то вопрос остался непонятным, преподаватель разбирает с ним его отдельно. Во время урока есть пятиминутный перерыв, когда можно сделать кофе или покурить.
Бывало ли, что ты сидишь и думаешь: я сейчас усну, сколько уже можно этот вопрос разбирать?
Пару раз было. Есть такие особо дотошные студенты. Кому-то сразу все понятно, кому-то — нет. Надо быть терпимее. Для меня в этом не было какого-то дикого неудобства.
Какие у тебя в целом впечатления от учебы?
Когда начинала, было страшно, но меня ободрило мнение Дмитрия. На первом занятии он отметил, что, если я учусь на прикладной математике, мне будет проще. Больше всего я хотела попасть на стажировку и попробовать силы. Я два месяца к этому шла, и теперь все получается. Были потрясающие ощущения и большой выброс эмоций. Особенно на последнем занятии, когда мы разбирали, кто сколько выполнил и заработал денег. Очень здорово, что все результаты стажировки передаются в Mail.Ru Group и используются в работе.
Можешь описать свой самый большой успех на курсе и свой самый большой провал?
Успех — UML-диаграммы. Когда были диаграммы, я легко справилась с заданием, потому что проходила их в универе. Я их сделала, а все сидели и разбирали. Потом писали мне: “Классная диаграмма! Скинь мне!” И все: “Скинь мне, скинь мне.” Не только у меня была подобная ситуация, когда кто-то знал какую-то область и все тоже восхищались.
А провал?
Было очень совестно, когда не сделала домашнее задание в срок. Домашнее задание выполняется по желанию, но это лишняя практика для тебя самого. За невыполнение не отчисляют, но все равно было грустно и обидно, что не сделала.
Расскажи, как прошла стажировка.
Сначала я подумала, что будет тяжело. В первое занятие было поставлено много различных задач. Я поняла, что проект настоящий и надо соответствовать. Когда началась работа, стало проще, потому что я вспоминала, чему я училась все это время.
На стажировке мы тестировали портал Дети.Mail.Ru и на выходе писали отчет о тестировании. Наш поток был разделен на 2 команды. Были выбраны тимлиды. Между командами шло соревнование, хотя проект был один, и отчет сдавался один. Но во время самого процесса мы соревновались между собой, и это было круто. Проверяли ошибки друг друга, спорили из-за багов.
Как спорили?
У нас были очень активные девушки из другой группы. Они особенно настаивали, что новую ошибку нашли они. Были ситуации, когда кто-то считал, что нашел новую ошибку, но на самом деле она уже найдена, просто описана по-другому. Поэтому приходилось поднимать записи и разбирать. Хорошо, что по итогу все оставались согласны друг с другом, несмотря на долгие споры.
Также проверяли ошибки друг друга. Ошибки должны быть правильными — не бредовыми и понятными для других. Важно правильно донести информацию и грамотно оформить в отчете, в чем суть, окружение, приложить скрин. Кто-то так не делает и нарушает правила описания.
Ты говорила про деньги на стажировке.
У нас была таблица, куда мы заносили часы работы из расчета 1 600 руб./ час. Потом преподаватель сверял и считал, сколько каждый заработал на проекте в итоге. Это было круто, хотя это и были виртуальные деньги.
Что тебе больше всего запомнилось на стажировке?
Больше всего запомнился первый день. Нам дали доступ к порталу, и тимлид поручил провести тестирование по разделам. Помню, это было после лекции. Мы долго обсуждали, с чего начнем. Потом я сразу приступила к работе. Налила чай, легла с ноутбуком и до двух ночи искала очевидные баги. Потом пишу тимлиду: “Я нашла, нашла! Посмотри-посмотри! Ура! Правильно? Нормально? Искать еще?” У нас была очень дружная команда.
Что нужно сделать, чтобы найти баг?
Самое очевидное — юзабилити-тестирование. Заходишь на сайт и продумываешь интерфейс, чтобы было удобно тебе и другим пользователям. Нужно сразу понимать, где находятся контакты, строка поиска, другие элементы. Если этого ты не видишь, то начинаешь сразу думать о том, что здесь не так. По итогу пишешь отчет.
Что нужно делать в ситуациях, когда сообщаешь, что не все в порядке, но тебе отвечают, что все нормально?
Наверное, надо отстоять свою позицию, ты же все-таки со стороны пользователя смотришь. Если что-то не нравится, нужно сказать. Дальше будут решать, что с этим делать. Прислушиваться к мнению пользователей — это одно из необходимых условий.
В этом месяце ты вышла на работу тестировщиком в GeekBrains. Как ты думаешь, почему взяли тебя?
Я хорошо показала себя на стажировке, и, конечно, сразу хотела устроиться на работу. Но в отличие от других студентов, у меня нет возможности работать 5/2: я учусь на дневном. В GeekBrains была вакансия на неполный день, поэтому мне это тоже подошло.
Как ты планируешь совмещать работу и учебу?
В МИРЭА удобный график учебы. У меня два выходных, воскресенье и понедельник, а в остальные дни учусь до обеда или после обеда. Поэтому есть возможность работать полдня и ездить в офис. Официально я работаю из дома, но тестирование не предполагает полную удаленку. Все равно нужно ездить в офис, только не каждый день.
Как к твоей работе отнеслись родители?
Они рады за меня и всегда меня поддерживают. Все студенты стараются на третьем-четвертом курсе найти работу, чтобы начать приобретать практический опыт, поэтому я — не исключение.
Не боишься, что не сможешь совместить диплом и работу в следующем году?
Нет. Я уже начала работу над дипломом. Согласовала тему и подбираю материалы. Я привыкла не откладывать дела на последний момент и начинаю работу задолго до дедлайна. Стараюсь всегда соблюдать режим освоения информации. Распределяю время между направлениями: выделяю отдельно часы на теорию, на практику и дополнительную литературу.
Что ты порекомендуешь другим студентам?
Не бойтесь пробовать новое и покорять новые вершины! Следуйте правилу: пока ты живешь, ты учишься.