Он решил поменять профессию и осуществить давнюю мечту — найти работу в IT-компании. Владимир рассказал, почему он пошел учиться именно на тестировщика, как получил два предложения от крупных компаний и что было самым сложным на новой работе.
Не хотел оказаться трубочистом
Год назад компания, где я работал юристом-договорником, начала сокращать штат. По обоюдному соглашению я написал заявление об уходе и получил неплохую компенсацию.
Планировал взять перерыв, получить дополнительное образование кадастрового инженера или доучиться девелопменту и вернуться к юриспруденции — я давно ею занимаюсь и хорошо знаю. Но наткнулся на статью о том, что пять топовых юристов-договорников проигрывают в эффективности искусственному интеллекту, который обучался полтора года.
Я понял, что дополнительного образования мне хватит лет на пять, а потом автоматизация бизнес-процессов вытеснит мою специальность. Пока не придумают футуристические андроиды, которые будут ходить в суды, юристы, конечно, останутся, и у них будет много работы. Но договорники нужны все меньше. Не хотелось стать трубочистом, которого центральное отопление оставило без работы.
Технологии меняют профессиональный рынок — это нормально. Человечество не должно останавливаться в развитии ради тебя. Ты должен сам следовать за прогрессом. Я знаю несколько вдохновляющих примеров, когда люди удачно меняли свою жизнь. Мужчина в 60 лет выучился на разработчика и теперь отлично кодит, хотя здоровье уже подводит и приходится на работу ходить с палочкой. Мама троих детей была специалистом в области закупок, но освоила тестирование и теперь работает удаленно.
На тот момент мне не исполнилось тридцать, не было детей или других обязательств, которые бы мешали сделать решительный шаг. Я понял, что могу поменять профессию.
Выбрал онлайн-курсы по тестированию
Я решил выучиться на тестировщика. На мой выбор повлияли три момента:
- Тестирование мне понятно. В юриспруденции я занимался похожими задачами — тестировал договоры с земельно-имущественным комплексом. Я должен был находить в них баги и вносить замечания. В итоге я поменял только объект тестирования и инструментарий.
- Интерес к геймдеву. Игры долго были моим хобби. Когда думал о работе в IT-сфере, представлял себя именно гейм-дизайнером. Я прочитал много интервью с этими специалистами из крупных компаний (EA, Ubisoft, Blizzard) и сделал вывод, что входить в игровую индустрию лучше через тестирование. Прийти через разработку — более сложный путь, нужна хорошая техническая база. В тестировании много социального и жизненного, понятного большинству людей. Это позволяет быстрее адаптироваться и при желании перейти в разработку.
- Советы программистов. В моем окружении много разработчиков. Прежде чем пойти на курсы, я много с ними советовался. Они все одобрили мой выбор и сказали, что тестирование — отличный старт для входа в любую сферу IT.
Я специально выбирал удаленные курсы, чтобы совмещать их с работой и экономить время на дорогу. Я и так трачу на нее 5–6 часов в день, потому что живу на границе с Владимирской областью и езжу в Москву на электричке. Я уже привык к такому режиму и не страдаю из-за этого, но лишнего времени просто нет.
Я посмотрел, какие онлайн-курсы по тестированию бывают, и выбрал GeekBrains и еще одну компанию. Но на ее сайте увидел баг и решил не учиться тестированию там.
Нашел отличную работу для новичка
Окончив курсы, я прошел стажировку в GeekBrains, составил резюме, довольно быстро получил приглашение на собеседование, а потом и предложение по работе. Многие новички говорят, что искать первую работу сложно. Соглашусь: мне повезло найти работодателя, который не побоялся нанять начинающего специалиста.
Но кроме везения было еще несколько факторов, которые помогли мне трудоустроиться.
Грамотное резюме и сопроводительное письмо, которые я отправил на адрес компании
Когда закончил курсы, знакомые посоветовали посмотреть вакансии в компании Aplana. Открытых я не нашел, но мне понравилось, чем занимается компания. Я просто отправил им письмо с резюме на адрес, который нашел в контактах.
В резюме указал прошлый опыт работы, свои профессиональные качества, а акцент сделал на том, что закончил курсы по тестированию. Написал сопроводительное письмо, где четко сформулировал, почему хочу быть тестировщиком.
Сопроводительное письмо — это как сочинение «Как я провел лето?», только тема — «Почему я хочу работать в компании N?». Не нужно писать десять листов и загружать рекрутеров — аккуратное и лаконичное сообщение привлечет больше внимания.
На портале GeekBrains есть отличные вебинары по тому, как составить резюме. Я посмотрел все, что нашел по теме поиска работы и подготовки к собеседованиям.
Понимание, чем я хочу заниматься
Поскольку я осознанно подошел к выбору профессии, мне было легко отвечать на вопросы рекрутеров: чем мне нравится тестирование, где я учился, как планирую развиваться в профессиональном плане, почему хочу работать у них.
Первый этап — собеседование с рекрутером. Стандартные вопросы: моя история, биография, почему пришел, как выбрал это направление, где учился, почему заинтересовался компанией. Плюс получил экскурс от них, что это за компания, чем они занимаются, какой подход к сотрудникам.
Опыт реального тестирования
Я хоть и не работал тестировщиком, но прошел стажировку в GeekBrains, а это ничем не отличалось от практики на реальном проекте. В Aplana мне дали стандартную задачку — вручную протестировать калькулятор, еще задачи по базам данных (языку sql) и xml. Последнее не является обязательным требованием, но знания в этой теме будут большим плюсом.
Хорошее знание теории
Вторым этапом отбора в компанию было собеседование с техническим специалистом, который задавал вопросы по теоретической базе.
Все это мы проходили на курсах:
- жизненный цикл бага;
- методологию разработки;
- классы эквивалентности;
- граничные значения.
Интервьюеры спрашивали, с каким программным обеспечением мы работали (redmine, jira). Правильного ответа на этот вопрос нет — просто работодатель хочет понять ваш опыт.
Буквально на следующий день мне позвонил руководитель и предложил поработать тестировщиком для одного из проектов Сбербанка — таким добротным бэкендом. Он организовал встречу с заказчиком, который хотел со мной поговорить. Сбербанк искал полноценного инженера с опытом и сомневался, что я справлюсь с их задачами. Я поработал у них неделю и показал такую же эффективность, как у опытного специалиста.
Через четыре месяца работы над проектом Сбербанка я получил от них неожиданное предложение — перейти на постоянную работу в должности ведущего IT-инженера, с такой же высокой зарплатой, как я когда-то получал в юридической компании. По словам руководства, им понравилось, что я быстро и качественно выполнял все задачи, проявлял инициативу.
Сложности были, но мы справились
Сложности, конечно, были — пока я учился, не работал и не приносил деньги в семью. Продержаться в финансовом плане помог доход жены и выплаты, которые я получил на предыдущей работе. Разумеется, пришлось немного сократить привычные траты.
Жене и родителям я особенно благодарен. Они очень здорово поддерживали меня, когда я начинал сомневаться в решении поменять профессию.
Еще сложной для меня была первая неделя на проекте. Когда впервые столкнулся с тестированием серьезного бэкенда — почувствовал себя, как мужчина на этой картинке:
«Боже мой! Как страшно, я не справлюсь», — такие мысли постоянно звучали в голове. Справиться с неуверенностью помогли коллеги. Помните, как в фильме «Гараж»: один из героев рассказывает, что киты поднимают наверх раненого сородича, чтобы тот глотнул воздуха. Так вот для меня такими китами были коллеги из Aplana и Сбертеха. Они дали мне время спокойно влиться в рабочий процесс.
Плюс помогло хорошее знание теории тестирования и стажировка, которую я проходил в GeekBrains. Там я действительно научился писать кейсы, оформлять их. Заказчик очень положительно относится к сотрудникам, которые умеют писать кейсы. Так что не ленитесь: вас могут перевести с проекта на проект, может прийти новый сотрудник, которому отдадут часть ваших задач, — и коллеги просто не поймут, как устроена работа. Вы поможете другим, а они потом протянут руку вам.
Не верится, что это работа, а не хобби
Я работаю в новой профессии с апреля и все это время чувствую себя счастливым. Впервые в жизни получаю полноценное удовольствие от работы. Хочу и дальше развиваться в тестировании, но в сторону автоматизации, которая в России развита слабо. Я проанализировал рынки США и Европы: те знания, которые у нас относятся к сфере автоматизации, там считаются минимальным джентльменским набором для специалиста по ручному тестированию. А вот человек, способный написать программное обеспечение для тестирования, — большая редкость. Разработчик, который понимает, как устроено тестирование, — вот таким специалистом я хочу быть.
Продолжаю учиться в GeekBrains — взял курс по Java и разработке игр. После тестирования серьезных проектов мне гораздо проще учиться на программиста. Параллельно я продумываю свою концепцию идеальной игры: прописываю сценарий, механику. Учиться целыми днями теперь не получается, но я успеваю делать это в электричках.
На должности IT-инженера перспектив для роста и развития стало еще больше. Мне до сих пор сложно поверить, что это моя работа, а не хобби. Думаю — почему же я раньше этим не занимался. Хотя прошлый опыт тоже сейчас помогает, и, наверное, всему свое время. Недавно жена сообщила, что ждет ребенка. Все сложилось идеально.