– Аня, какое образование вы получили первым и где учились?
Родилась я в Перми, здесь же и училась – никуда не уезжала. Поступила в Пермский государственный национальный исследовательский университет, получила специальность журналиста.
– А почему хотелось быть журналистом?
Ещё в школе я с удовольствием оформляла стенгазеты и писала статьи в школьный журнал. Этим я занималась примерно с восьмого по одиннадцатый класс и именно тогда твёрдо решила стать журналистом.
Сейчас я понимаю, что у меня сформировался романтизированный образ этой профессии. В школе я узнала о Леониде Парфёнове и захотела быть похожей на него в профессиональном плане.
– Что заставило вас свернуть с карьерного пути?
– Пришло разочарование, причём ещё в институте. Чтобы стать журналистом, нужна практика – и чем больше, тем лучше. Но в университете её было совсем немного. После выпуска у меня не было уверенности в том, что я могу пойти в газету, брать интервью, писать хорошие статьи. Казалось, у меня просто недостаточно опыта.
Под практикой я имею в виду «выход в люди»: когда есть задание и журналист отправляется его выполнять, ищет героев, пишет текст, получает рекомендации по доработке.
Мне понравилась только последняя практика на телевидении, когда нас, будущих журналистов, учили строить сюжеты. Один раз мы получили задание написать десять тем, которые нам интересны. Одну из моих идей выбрали для выпуска на местном ТВ. Это был сюжет о собаках: мы рассказывали, на что обращать внимание в плане здоровья животного, когда берёшь питомца у заводчика, как определить чистоту породы и какие документы нужны. Сюжет включал три интервью, его взяли в работу и даже выпустили в эфир. Во время подготовки сюжета практики было предостаточно – я искала людей, знакомилась с кинологами, заводчиками, любителями собак.
– А до практики во всей программе обучения на журналиста не было ничего хорошего?
Нет, почему же, было. Мне пригодилось умение отбирать релевантный материал, а также выражать своё мнение, аргументируя его фактурой. Программа была довольно масштабной – в неё входило множество интересных предметов, в том числе история, литература, современная культура и многие другие. Однажды я готовила доклад по «Чёрному зеркалу». Удалось заинтересовать не только сокурсников, но и завкафедрой, который пообещал посмотреть сериал.
Был и курс по художественным жанрам журналистики, где основной задачей было научиться писать фельетоны. Это было действительно интересно. На курсах по иностранной и русской литературе я наслаждалась чтением и узнавала много нового.
Больше всего мне пригодились занятия по видео и ТВ. Это было масштабное направление, где нужно снимать и монтировать сюжеты. На последних курсах я пошла работать монтажёром рекламы в небольшую компанию. В итоге моей дипломной работой стал документальный фильм, и я защитилась на отлично.
– Вы продолжили работу по видеомонтажу после выпуска из вуза?
Нет, пришлось уйти. Мне не заплатили солидную сумму за работу, и я решила уволиться. Была мысль устроиться журналистом, но не получилось – из-за недостатка практики у меня не было навыков для работы в газете.
Прежде чем получать высшее образование, нужно точно определиться, кем хочешь быть. Например, биологом, физиком, компьютерщиком. Если такого понимания нет, надо продолжать размышлять над этим и выбирать специальность, которая нравится. И когда определишься, чего хочешь, можно идти учиться.
– Куда в итоге устроились?
Сразу после вуза пошла работать пресс-секретарем в министерство Пермского края. Пришлось пройти три собеседования: с представителем министерства, руководителями пресс-службы правительства и губернатора. Они интересовались, чем я занималась ранее. В итоге взяли – думаю, чтобы обучить уже в процессе работы, поскольку никакого опыта у меня не было.
Я писала пресс-релизы, отвечала на обращения граждан, готовила ответы на запросы СМИ. Всё бы ничего, но эта работа – рутина.
Единственное, что было интересного, – это участие в решении проблем. Например, если есть обращение из региона, что сломался мост, нужно было позвонить, выяснить подробности, взять комментарий, начать искать пути решения. Когда получалось помочь, я была довольна – мне казалось, что я делаю что-то правильное. В министерстве я проработала около двух лет.
– А что было потом? Как стали SMM-менеджером?
Ещё во время работы пресс-секретарем я пошла на курс «SMM-менеджер» в GeekBrains. Обучение я начала искать после того, как работа в министерстве стала рутиной. Там я не видела будущего, поэтому решила попробовать что-то ещё. Кроме того, меня мотивировал мой молодой человек – он проходил другой курс в GeekBrains.
Мне всё понравилось, а после завершения курса удалось устроиться SMM-менеджером в компанию, которая занимается продвижением в социальных сетях, контентом и рекламой. Проблем с трудоустройством не было: увидела вакансию на hh.ru, подала заявку, рассказала о себе – и меня взяли. HR интересовался в основном моим опытом и личными качествами. Получается, что я закончила учиться на SMM-менеджера в октябре 2018, а работу сменила в июле 2019 года.
Навыки, необходимые для SMM, у меня были. Ещё в студенчестве я организовала шесть мероприятий в университете. Вела для них группу ВКонтакте, делала тексты и видео. Правда, тогда я не знала, что для этого есть отдельное название. Часть навыков получила на курсах – час на каждом уроке преподаватель отводил на разбор практических заданий. Я могла задавать вопросы о выполненной работе, получать фидбэк.
Мне всё нравится на работе сейчас – много интересных моментов, нет рутины. Думаю, что я нашла то, чем хотела бы заниматься.
Хотите узнать больше о выпускниках SMM-факультета и профессии ;GeekBrains? Вот их истории:
- «Суммарно за год обучения я вела 30-40 пабликов»: удалёнка, SMM и большие перспективы в Новосибирске
- «Как я изучил SMM и довел до ума свой проект. История одного рестарта карьеры»