— Здравствуйте, Михаил! Расскажите, как вы устроились в «Альфа-Банк»?
— Я отдал резюме представителям банка на Дне карьеры GeekUniversity в Mail.Ru. Через пару дней меня пригласили на собеседование, которое состояло из нескольких этапов. С момента подачи резюме до выхода на работу прошло меньше недели.
— Почему вы выбрали «Альфа-Банк»?
— У каждого собственные приоритеты. Одним нравится важность и сложность проекта, а некоторые ищут новые технологии и стремятся идти в ногу со временем. У меня другой приоритет — мне важна рабочая атмосфера. В «Альфа-Банке» все друг с другом доброжелательны и общаются позитивно. В других организациях с этим жестче, один сплошной стресс. Я думаю, что работа должна приносить радость, тогда и ходить на нее одно удовольствие.
Организация работы
— Давайте поговорим о том, как устроена работа в банке. С которого часа начинают работать?
— Все по-разному. Я работаю в open space, в котором сидит несколько команд. Вижу, что некоторые приходят в 11:00 и уходят в 20:00, но я работаю с 9:00 до 18:00. С утра у всех команд проходит daily — утреннее совещание, на котором сотрудники обсуждают, что произошло вчера и как у всех обстоят дела, распределяют задачи на день. У нас daily в 9:45. Обсудили — пошли работать. Начиная с 10:15 никто никого не трогает — у всех есть работа.
— Совещания daily относятся к Scrum?
— Да, daily относится к Scrum. Это методология, помогающая команде управлять процессом разработки. Она позволяет в небольшие временные итерации предоставлять конечному пользователю работающий продукт. Сейчас расскажу подробнее.
Сначала мы разбиваем большую задачу на много мелких и сортируем их по смыслу. Потом собираем задачи в спринты — укладываем их в фиксированный промежуток времени, за который планируем их реализовать. Все задачи добавляются на Канбан-доску, на которой есть столбцы «Нужно сделать», «В разработке», «Тестируется», «Выполнено». У каждой задачи — собственный жизненный цикл — от аналитики и разжевывания деталей до тестирования и релиза. Посмотрев на доску, команда всегда понимает, на каком мы этапе разработки и как движемся. Очень классно ощущать себя частью большого и сложного механизма по разработке ПО!
— Как распределяется время в течение рабочего дня? Обед по часам или нет? Как относятся к опозданиям?
— Все с утра должны быть на daily. Если кто-то не придет без уважительной причины, будет странно. Такое бывает редко, обычно коллеги предупреждают, что задержатся. После daily все начинают заниматься своими задачами. Если нужно решить какие-то общие вопросы, созваниваемся. Иногда собираемся за одним столом, чтобы вместе обсудить детали.
— Михаил, а как построена работа с технической точки зрения?
— В банке плотно взаимодействуешь с аналитиком. Эти ребята могут ответить на любой вопрос. Например, что-то запрограммировал, звонишь аналитику: «Привет, я вот это сделал. Куда нужно ИНН вписать? А фамилию? А как перевести деньги?» Аналитик разжевывает. Так построена система: если программист чего-то не понимает, он звонит аналитику, который все объяснит. Вообще задачу программисту ставит аналитик, а аналитику — бизнес, то есть люди, которые общаются с клиентами.
— Расскажите поподробнее.
— Системный аналитик — человек, который доносит требования бизнеса до программиста. Например, клиент звонит в банк и говорит: «Я пользуюсь вашей программой и мне хотелось бы, чтобы появилась новая функция». Ему отвечает менеджер — в терминологии банка, бизнес. Если он не может ответить, то звонит аналитику и говорит: «Мы должны срочно понять, как нам сделать вот это».
В банке довольно сложная архитектура со множеством сервисов. Аналитик понимает, какие сервисы нужно «дернуть», чтобы решить задачу бизнеса. Он объясняет это программисту: «Послушай, Миша, есть задача. Я хочу, чтобы человек нажал на эту кнопку, потом ты “дергаешь” этот сервис, оттуда вынимаешь вот эти параметры, складываешь здесь, вводишь на эту страничку, а тут нажимаешь. Понял?» Понял — началась разработка. Не понял — объясняют еще раз.
Чем лучше аналитик, тем меньше вопросов, поэтому аналитики важны. Их работа даже важнее, чем программирование. Когда правильно поставлена задача и программист понимает, что делать, код пишется быстро. Гораздо дольше происходят согласования и объяснения. На понимание, как все должно быть, уходит много времени. Сначала нужно продумать, потом разрабатывать. А код пишется в последнюю очередь.
Есть также разные среды для развертывания ПО. Когда программа написана, нужно ее запустить и проверить. Первая ступень проверки — среда development, в которой программа работает изолированно. Следующий шаг — поставить программу на интеграционную среду, чтобы понять, как она работает в связке с другими сервисами. Еще одна среда называется prelife. Она приближена к действительности и нужна для показа демоверсий клиентам, руководству и бизнесу. Боевая среда последняя — то, что увидят клиенты банка.
Командный дух
— Что вас больше всего удивило, когда вы вышли на работу?
— Больше всего — позиционирование на командную работу, это довольно редкое явление. Обычно аналитик, который должен уточнять задачу, просто что-то напишет, побурчит в трубку и все — разбирайся дальше сам. А здесь не так. Ребята плотно друг с другом работают, если кто-то что-то не понял — его не бросают, а помогают. Иногда мы организуем большие встречи для проработки сложных задач.
— Вы уже полгода работаете, сколько таких встреч было на вашей памяти?
— Не то чтобы их было много, просто я заметил, что командность есть. Я работал и в других больших компаниях. Там мало кто говорил: «Давайте все обсудим, сядем, потратим время и уточним задачи». Частенько сотрудники отписывались другим и все, их больше ничего не интересует. Люди работали по принципу «Меня не трогайте — я в домике». А в «Альфа-Банке» сотрудники откладывают дела, чтобы помочь, причем вне зависимости от должности. Все начинают двигаться и стараться решить проблему. Это круто!
Соцпакет
— Михаил, есть ли у вас индексация зарплаты?
— В «Альфа-Банке» процесс роста сотрудника построен так: вы с руководителем заводите в систему цели, которых должны достичь за определенное время. Например, ставите цель выучить новую технологию. Наступает день Х, и руководитель проверяет, получилось или нет, и оценивает по пятибалльной шкале. Тройка означает «Ты молодец! Сделал то, что тебя просили». Четверка — «Ого, ты проявил инициативу, сделал что-то новое, да еще и помог товарищам». Пятерка — сверхдостижения. Как мне объяснили, нужно сильно попотеть, чтобы ее заработать.
— Сколько же целей нужно ставить? Одну, две или больше?
— По желанию. Цели у всех разные, а по итогам руководитель пишет отзыв. В зависимости от того, достигает ли работник целей, индексируется зарплата и происходит рост. Когда человек вырастает до новой должности, то занимается другими задачами, выше на уровень. Есть рутинная, регулярная работа — например, создание сервисов, а есть более серьезная — разработка архитектуры приложения, общего механизма взаимодействия. Когда идете на повышение, на ваше место берут другого человека.
После того как сделали продукт, его надо поддерживать, поэтому в банке разные команды: поддержки и разработки. Например, мы занимаемся зарплатным проектом. Когда-то давно другая команда создала эту программу, собрала воедино и начала разрабатывать следующую. А мы теперь ее поддерживаем и дорабатываем.
Команда разработки составляет довольно подробную документацию каждого шага — кто что сделал и как это должно работать. Это важно для ведения проекта. В любой момент должна быть возможность подключить нового разработчика. Для команды поддержки это удобно: открыл, почитал документацию и все понял. Но, естественно, пока все изучишь, проходит время. А потом начинаешь вносить изменения, убирать баги и создавать новые функции.
Я думаю, что в банке хороший рост, потому что идет непрерывное движение — необходимо постоянно что-то учить. Те технологии, на которые меня брали на работу, я уже не использую. Первые два месяца я работал над старым зарплатным проектом, изменял продукт и исправлял ошибки. Сейчас — новый уровень. Теперь проект переходит на так называемый единый фронт — набор правил, по которым нужно разрабатывать ПО в банке. И тут уже нет того стека технологий, который у меня был. А работать надо уже не на Windows, а на MacBook. Каждый день новые вопросы и ответы — постоянное движение. Очень интересно работать!
— А какие у вас кабинеты?
— В основном везде open space. В нашем здании столы с перегородками, а в соседнем перегородки убрали. Это сделано для того, чтобы люди больше общались друг с другом и вопросы решались быстрее.
— Какое питание? Есть столовая или сотрудники ходят куда-то на бизнес-ланч?
— В городе в шаговой доступности большой торговый центр, в котором несколько столовых, кафешек и супермаркеты. Но многие приносят с собой. На каждом этаже в офисе есть кухни с большим холодильником и микроволновкой. Можно подогреть еду и поесть в приятной атмосфере.
— Дресс-кода нет, верно?
— Вообще есть, но не для всех. Некоторые сотрудники ходят в дорогих костюмах, другие — в шортах и майках. Это зависит от должностных обязанностей. Менеджерам нужно общаться с клиентами и выглядеть презентабельно, а как одеваются программисты — не важно. Главное, что все общаются друг с другом с уважением, и это создает доброжелательную рабочую атмосферу.
— Что по поводу ДМС? Оплачивают ли вам сотовую связь или тот же фитнес-клуб?
— Фитнес я оплатил сам. ДМС есть, но новенькие получают его после испытательного срока. В него много всего включено, даже стоматология. Есть еще классная штука: 10 дней в году можно не выходить на работу, не оформляя больничный. Если приболел на два дня, никто не потребует больничный лист.
— Отпуск, обучение?
— Отпуск — как у всех, 28 дней в году, а обучение постоянное. В Москве на «Курской» находится «Альфа-Лаборатория», в которой тестируют и применяют новые технологии. Там же устраивают встречи в презентационном зале. В лаборатории проходит внутреннее обучение для сотрудников банка.
На случай текущих проблем есть внутренний мессенджер, в группах которого плотно общаются разработчики. Иногда в системах проходит профилактика и коллеги сообщают остальным время технических работ. Если что-то не получается, можно написать в чат, и другие сотрудники обязательно подскажут и помогут.
Есть телефон, на который можно позвонить в любой момент и задать абсолютно любой вопрос. Служба поддержки разъяснит задачу или перенаправит куда надо. Служба поддержки для сотрудников — большой отдел, помогающими работать всем нам. Например, они объясняют новичкам, что делать.
— Служба поддержки для сотрудников?
— Да, в банке все нацелено на взаимопомощь. Например, при устройстве на работу я проходил тест на человеческие взаимоотношения. Там были вопросы: «Что вы сделаете, если клиент, которого вы видите в первый раз, пришел в банк и что-то попросил? Как вы ему ответите?» и «Как нужно обращаться к коллегам?» Такая проверка, умеете ли вы слушать и слышать людей. Наверно, поэтому мы все — одна большая команда.
— Михаил, спасибо!