Зачем нужен мета-риэлтор и мета-секьюрити
Эта статья ― лишь небольшая часть того, что Алексей Сидорин рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak, доступного только студентам платных программ GeekBrains.
Алексей Сидорин ― эксперт по цифровой трансформации. Работал директором по развитию цифровых решений в одном из крупнейших системных интеграторов России ― компании КРОК, которая занимается разработкой управляемых В2В-сервисов и перспективных технологий — Big Data, блокчейн, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, интернет вещей, роботизация, машинное обучение.
Уволился с работы чтобы заниматься метавселенными
Когда началась вся заварушка в России, я решил, что все зоны комфорта пропадают, мир меняется, и мне пора поменяться. Поэтому в мае ушел со своего постоянного места работы. Провел месяц с детьми. Построил домик на даче, и у меня дошли руки до кучи проектов, которые годами накапливались и висели в задачнике.
У меня есть несколько собственных продуктов. Например, цифровой музей. Это такая штука, смесь соцсети и психолого-инструмента, который позволяет создать собственный музей или музей семьи. Есть разные истории, связанные с социальными программами. Там большая часть жизни. Все, что связано с обучением, с социальными программами для крупных компаний.
И есть новая история. Мы с ребятами открыли компанию по работе с метавселенными. Мы когда с ребятами обсуждали эту историю, оказалось, каждый из нас как-то с этим связан. Кто-то зарабатывает, делает какие-то инвестиции. Мы очень неплохо там умели приумножать деньги, но это было достаточно мелко. И мы понимали, что сейчас эта тема в России не очень развита, рынка для нее пока еще нет.
Сделали метаконсьержа, который решает метапроблемы
Но мы решили закинуть некий поплавок, чтобы, когда рынок появился, это стрельнуло. И мы начали делать Метаконсьержа: это метариэлтер, который подберет тебе правильный участок в метавселенных, это менеджер, который ухаживает за твоим пространством. В криптомирах это проявляется в том, что там нужно постоянно менять земли, скрещивать их, поддерживать правильные стеки.
Чтобы это было рентабельно надо с этим постоянно что-то делать. Мы сделали несколько блоков нашей компании: это метасекьюрити, который помогает это сделать правильно. И даже мета-фан: это корпоративный сервис для бизнеса, который позволяет сэкономить налоги или на хайпе провести время.
Мы начали получать деньги от людей, которым нужны эти сервисы. Нам стали предлагать большие деньги. И мы пришли к выводу, что нужно будет делать свой метапроект. Вот над этим сейчас думаем. Может быть, это произойдет в ближайшем будущем.
NFT ― это не картинка, а клубная карта
Web 1.0 ― это интернет, в котором провайдер какого-то сервиса является и контент-мейкером этого сервиса. Раньше был у тебя сайт анекдотов. У тебя есть 50 редакторов, которые пишут анекдоты, ты платишь зарплату за счет того, что продаешь рекламу с этого сайта.
С появлением социальных сетей и форумов пришел Web 2.0. Это крупные площадки ― ВКонтакте, YouTube и так далее. Они стали провайдерами. И они додумались до того, что если не платить 50 редактором деньги, а пользователи сами будут публиковать контент, а я буду также продавать рекламу.
Сейчас есть Web 3.0, который отличается тем, что он децентрализованный. Там нет явных провайдеров, а он построен на блокчейн-механизмах и, по сути, там нет какого-то регулятора. Каждый субъект является определенной сущностью. Вокруг Web 3.0 строятся очень многие современные тренды, такие, как блокчейн, это технология, которая позволяет построить такую историю. А метавселенными называются такие пространства, в которых есть NFT.
NFT ― это цифровые активы, которые навсегда фиксируется за тобой. Многие думают, что NFT ― это картинка, и смеются, как можно за бешеные деньги купить картинку. Но, по сути, это не просто картинка. Представьте, что это клубная карта. Многие картинки дают какое-то право.
Есть некоторые NFT, которые выглядят как 3D-объект или дома с целыми землями. Есть те, которые несут смарт-контракты. Если ты их покупаешь, ты обладаешь привилегиями, например, на ранний запуск какого-то нового проекта. Ты можешь войти на ранней стадии и получить много денег. Это действительно еще на стадии шторминга и устаканивания.
Ну что сразу отметить, что все подобные проекты в какой то мере являются пирамидами. Мы, безусловно, еще не знаем, как это будет выглядеть через несколько лет. Но думаю, что в горизонте пяти-семи лет интернет изменится очень сильно. И NFT в этом сыграет одну из важных ролей.
Как стать специалистом по метавселенным
В любом бизнесе есть три ключевые роли. Это технологическая экспертиза ― как это работает? Это продажа ― как общаться с людьми? Это менеджмент, как управлять этими людьми? Это три качества, которые в любом бизнесе есть. Очень важно понимать в бизнесе экономику, и в целом, как строится экономическая модель. Метавселенная имеет собственную экономику, взаимосвязь между разными сущностями. Очень правильно в это вникать.
Второе. За счет чего получается конкурентное преимущество? Это понимать, как работает децентрализованные сети и бот-автоматизация. Очень много действий совершаются через такие быстрые скриптовые боты, которые позволяют автоматизировать рутинные операции. За счет этого ты получаешь преимущество.
Я бы не советовал вот так выходить на рынок, потому что я считаю, что на текущий момент это очень спекулятивный рынок, и ты должен знать, зачем ты туда идешь. Либо ты идешь строить туда светлое будущее ― это очень долгосрочные перспективы. Либо ты идешь краткосрочно что-то попробовать. Но с большой долей вероятности ты потеряешь все деньги.
Есть такая шутка: сколько мне нужно вложить в криптовалюты, чтобы забрать через год $1 млн? Где-то $4-5 млн. Поэтому надо очень четко понимать, зачем ты это делаешь и что именно ты хочешь делать.
Полная версия интервью доступна только студентам GeekBrains
Это лишь небольшая часть того, что Алексей Сидорин рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak. В рамках этого проекта мы общаемся с известными учеными, разработчиками и бизнесменами, которые делятся своими знаниями и опытом, а также подробно рассказывают о таких темах, для понимания которых нужно прочитать десятки научных книг и статей, написать сотни тысяч строчек кода или основать несколько стартапов.
К каждому интервью прилагаются полезные материалы, которые спикеры советуют для саморазвития: книги, фильмы, лекции, презентации, подкасты и многое другое.
Посмотреть расширенное интервью и получить подборку материалов могут только студенты платных программ GeekBrains. Хотите стать одним из них? Выберите свою программу обучения здесь.