Как сделать стартап, который купит Яндекс

Максим Суркиз рассказывает, как забота о клиентах помогает победить в конкуренции 
3 минуты27525

Эта статья ― лишь небольшая часть того, что Максим Суркиз рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak, доступного только студентам платных программ GeekBrains.

Максим Суркиз ― IT предприниматель, эксперт в вопросе развития цифровых продуктов.

Обошли весь рынок СМИ

В Касперском я где-то 3-4 года занимался разными продуктами, потом мне стало скучно и грустно в корпорации, захотелось какой-то такой динамики, и я ушел из Касперского в компанию Metabar. Там ребята делали платформу браузерных приложений. 
Суть ее была в том, что любое СМИ, любая газета или журнал могли прийти на платформу Metabar и буквально в несколько кликов создать свое приложение для браузера. Как правило, это была лента новостей с логотипом, с оформлением тех же «Ведомостей», «Российской газеты» и так далее. Я присоединился к ребятам, мы развивали эту платформу довольно успешно и подключили, по-моему, практически все российские газеты, журналы, порталы. То есть действительно обошли абсолютно весь рынок, мне кажется, не было ни одного СМИ, газеты или издания, которые бы не имели приложения на нашей платформе.

Когда рынок закончился

Когда мы поняли, что рынок закончился, мы решили, куда развиваться дальше? Где деньги? Деньги в e-commerce, и, соответственно, мы попробовали нашу модель продукта для медиа переложить на e-commerce.
У нас это не получилось, ребята из e-commerce, интернет-магазина, жили абсолютно в другом мире по сравнению с медиа, и когда мы приходили, рассказывали про нашу платформу, про наш продукт, они говорили, ну, типа, окей, это понятно, сколько новых пользователей вы нам приведете.
Да нет, у нас продукт, про возвращаемость, про ретеншн, про вот это все, они такие ―, да, это все круто, какой трафик, какие конверсии. То есть мы прямо общались с ними на другом языке. Мы запустили несколько пилотов, но ничего хорошего из этого не вышло, и поэтому мы решили, что нужен свой продукт, нужно отходить от платформы.

Трудное решение 

Это было трудное решение, но мы переключились и запустили свой продукт на нашей же платформе, но уже самостоятельный, назвали его «Советник». Суть его была в том, что когда пользователь посещает какой-то интернет-магазин, например, «М-видео», заходит на страничку с iPhone, приложение понимает, что это iPhone, и ищет более выгодную цену на этот же самый iPhone. С учетом его модели, характеристик. 
Находит, и говорит, ― Роман, покупай этот же самый iPhone, но на 5 тысяч дешевле в другом магазине, и предлагает список магазинов, где продается этот iPhone за более выгодную цену, чем ту, которую ты видишь сейчас.
Когда мы стартовали, в России было еще два конкурента. Мы конкурировали, но мы обогнали их, и уже сейчас, по прошествию лет, можно ретроспективно сказать, в чем же было наше преимущество. Когда все стартовали одинаково, браузерное приложение, более выгодные цены и так далее, но сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что наше преимущество было в том, что мы реально были направлены лицом к пользователю. 

Как продать компанию Яндексу

Если ребята, с которыми мы конкурировали, пытались побольше заработать, то мы все-таки целились в то, чтобы делать продукт для пользователя, и чтобы любой показ приносил пользователю какую-то ценность, чтобы он был рад и доволен, а не раздражался тем, что что-то появляется на экране и отвлекает его.
Надо сказать, что именно этот момент потом нам позволил выиграть в гонке конкурентов, когда в 14-м году мы продавались Яндексу.
В 13-м году мы нащупали очень классную модель дистрибуции. Мало сделать хороший продукт, надо уметь его донести до пользователей, и мне пришла в голову идея ― очень новый подход к дистрибуции браузерных приложений, что позволило нам уже к апрелю показать экспоненциальный рост пользователей. И с апреля мы начали общаться с Яндексом, показывать наш замечательный экспоненциальный рост, и начали общаться по поводу покупки-продажи компании и перехода в Яндекс.

Мы не старались заработать на всем подряд

Тот момент, что мы делали продукт для пользователей, позволил Яндексу сделать правильный выбор и купить именно нас, а не конкурентов. Потому что наш продукт был наиболее дружественный, наиболее user friendly, отвечал идеологии и принципам Яндекса. Мы не старались заработать на всем подряд, а старались все-таки делать в первую очередь хороший продукт и зарабатывать на этом.

Официальных цифр о стоимости продажи компании я раскрыть не могу, только могу повторить то, что было в СМИ: было озвучено что-то около $4 млн.

Полная версия интервью доступна только студентам GeekBrains

Это лишь небольшая часть того, что Максим Суркиз рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak. В рамках этого проекта мы общаемся с известными учеными, разработчиками и бизнесменами, которые делятся своими знаниями и опытом, а также подробно рассказывают о таких темах, для понимания которых нужно прочитать десятки научных книг и статей, написать сотни тысяч строчек кода или основать несколько стартапов.

К каждому интервью прилагаются полезные материалы, которые спикеры советуют для саморазвития: книги, фильмы, лекции, презентации, подкасты и многое другое.

Посмотреть расширенное интервью и получить подборку материалов могут только студенты платных программ GeekBrains. Хотите стать одним из них? Выберите свою программу обучения здесь.

проджект -менеджментпродакт-мендежментуправление
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!