Как санкции помогли создать свою систему распознавания лиц

Российская компания за год написала свою систему биометрии
4 минуты24672

Эта статья ― лишь небольшая часть того, что Алексей Цессарский рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak, доступного только студентам платных программ GeekBrains.


Алексей Цессарский ― генеральный директор компании IVA Group, которая делает программные продукты, связанные с видеоаналитикой и биометрией. А также мобильные игры и дата-центры для размещения оборудования.

Идеи рождались и умирали

Я занимался разработкой софта на заказ и поддержкой проектов, и думал, куда мне двигаться дальше. Не было четкой стратегии развития бизнеса. Думал, как бы мне все еще масштабировать, чтобы нам сделать интересный свой продукт. Выделял внутри RnD маленькие команды, которые занимались исследованием разных тем. 
Совсем бессмысленные были форматы — попробовать написать свое приложение такси. Или более интересные, но очень спекулятивные: написать арбитражных ботов для торговли криптовалютой. 
Эти идеи рождались и умирали — ничего особенного, хорошего, интересного из этого не получалось. Потом мне позвонил мой товарищ, который тоже активно занимается IT в России. Мы с ним встречались 2-3 раза в год поговорить о жизни. И каждый раз у нас лейтмотивом встречи проходила мысль, что классно было бы нам что-нибудь вместе сделать. Но только что? Пересечения не было никакого.

Я хотел заниматься искусственным интеллектом 

Для себя я понял, что вижу своей дальнейшей карьерой в жизни: я хотел бы заниматься искусственным интеллектом. Это перспективно, это романтично, это что-то такое на стыке науки и фантастики. 
Я пошел сначала работать тестировщиком, поехал учиться на курсы. И также с искусственным интеллектом. Понятно, что невозможно захотеть и начать заниматься: нужна какая-то подготовительная работа. И я снова пошел учиться. 
С вузами не сложилось, но дальше, когда возникала практическая потребность, это работало. Я взял еще своего коллегу, руководителя разработки. И одного из наших старших разработчиков. И мы втроем пошли в Школу данных Билайн. Отучились там на курсе искусственного интеллекта (Machine learning). Это оказалось не так романтично, как я себе представлял, а гораздо более технично и прагматично, но, тем не менее, мы получили навык, стартовую ступеньку, с которой дальше можно разбираться. 

Либо есть сделка, либо нет

В этот момент мне позвонил мой товарищ и говорит: «Слушай, ты же, вроде, что-то делал про IT и телеком, передачу данных. А тут еще я слышал, что вы занимаетесь искусственным интеллектом». А мы начали… Сами себе придумали дипломную работу в Школе данных Билайна: написать торговых роботов. У нас до этого был арбитраж — это торговые роботы, которые не требуют никакой аналитики предиктивной. В общем, там не нужно сильно думать, там либо есть сделка, либо нет. Если есть, вот она, точно сработает, если нет, то ее нет. А тут мы подумали переписать их на умную торговлю, то есть, они будут с помощью нейронных сетей пытаться что-нибудь предсказывать. Ничего из этого не вышло, конечно, но опыт мы получили. И я про это рассказывал моему товарищу. И он говорит: «Нейронные сети! А у нас тут есть проект прямо на стыке, и мы не понимаем, как его делать». Мол, давай приезжай, может, что-нибудь придумаем. Я приехал. 

Проект нужен был вчера

Это был проект, собственно, по видеоаналитике. Только тогда она была очень узко направленная. Это конкретно была задача по биометрии, по распознаванию лиц. Они же понимали, что видеокамеры, передача видео по сети — это доставка контента и дискурсная сеть. И мы создали совместную компанию. Возникла проблема, потому что продукт нужен был как можно скорее. У них была бизнесвозможность этот продукт продать. Достаточно масштабно. Но он нужен был вчера, что называется, и поэтому сначала меня привлекли просто как партнера, скорее, как эксперта в этой области, чтобы попытаться адаптировать готовые зарубежные решения в России. И мы начали этим заниматься. 

Все пошло не по плану

Нам нужно было не просто там купить и продать какой-то софт, нам нужно было его локализовать полноценно, то есть, нам нужно было получить исходные коды, права на интеллектуальную собственность, провести проверку на отсутствие в коде недекларированных возможностей. В общем, протащить этот продукт через все специфические реалии российского IT, связанного с государственными проектами. 

Сначала они были согласны. Но, когда настала пора передавать нам интеллектуальную собственность и исходные коды, у них возникла возможность (когда-нибудь) выйти на IPO на американской бирже. Однако им их эдвайзеры в Штатах сказали, что если хоть чем-то связанным с их продуктом владеет кто-то в России, никакого IPO они не получат или получат его с очень плохими результатами. 

Пришлось маневрировать

Я не знаю, правда это или нет, но так они объяснили нам односторонний разрыв контракта за несколько дней до того, как все должно было быть поставлено. Мы оказались в очень непростом положении. В этот момент стало понятно, что единственный выход сохранить лицо и бизнес — это максимально быстро разработать свое решение. 
Это бы решило все проблемы и с отечественностью этого продукта: он был бы изначально здесь рожден. Все это мы сделали. Конечно, не за один день, пришлось маневрировать. Не знаем, сколько мы потратили, но минимум месяцев 7–8, наверное, до технической версии и минимум год до первой версии, которую мы стали ставить заказчикам, что-то показывать. Тем не менее, эта схема с повышением квалификации и с набором опыта в разработке полезных, но коммерчески бесполезных продуктов, она сработала. Из этого вырос продукт видеоаналитики. 

Полная версия интервью доступна только студентам GeekBrains

Это лишь небольшая часть того, что Алексей Цессарский рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak. В рамках этого проекта мы общаемся с известными учеными, разработчиками и бизнесменами, которые делятся своими знаниями и опытом, а также подробно рассказывают о таких темах, для понимания которых нужно прочитать десятки научных книг и статей, написать сотни тысяч строчек кода или основать несколько стартапов.

К каждому интервью прилагаются полезные материалы, которые спикеры советуют для саморазвития: книги, фильмы, лекции, презентации, подкасты и многое другое.

Посмотреть расширенное интервью и получить подборку материалов могут только студенты платных программ GeekBrains. Хотите стать одним из них? Выберите свою программу обучения здесь.

программированиеуправления проектами
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!