Природные способности или упорство?
Эта статья ― лишь небольшая часть того, что Фарит Авхадиев рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak, доступного только студентам платных программ GeekBrains.
Фарит Авхадиев ― профессор, доктор физико-математических наук Руководитель Научно-образовательного центра «Экстремальные задачи комплексного анализа и математической физики». Доктор физико-математических наук с 1991 года. Тема докторской диссертации «Геометрические свойства конформных и локально квазиконформных отображений с заданным граничным поведением». В 1995 году решил задачу Сен-Венана о геометрическом эквиваленте коэффициента жесткости кручения. Разработал методы исследования геометрии конформных отображений и их приложений в краевых задачах механики сплошных сред.
К математике должна быть предрасположенность
Я думаю, что к математике должна быть предрасположенность. Мои наблюдения такие: я работал в 90 годы в лицее при университете. И там у меня были ребятишки. Направление гуманитарное было. Вот один парнишка сидит и дроби складывает.
Значит, у него пример: ½+0,7. Он написал = 0,3. Я ему говорю, «Неправильно у тебя». Он говорит: «Нет, все правильно у меня». Говорю: «Рамиль, вот ты пошел в киоск купил пол литра и 0,7, сколько будет?» Он говорит «1,200». Я говорю: «Ты, как и напиши 1,2».
Есть люди, которые граммы, килограммы, километры умеют складывать и умножать, в магазине их продавцы не обманут. Как-то вот заложены в них такие абстракции. Ну этот парень после этого таких ошибок у меня не делал. Сопоставление произошло, так сказать.
Учитель очень важен, но не все от него зависит
Я считаю, что не могу научить человека решать задачи. Это все-таки дается от бога, ну или от природы заложено в человеке. Я могу только помочь усовершенствовать помочь подняться на более высокий уровень. А умение анализировать, решать задачи все-таки в человеке уже заложено изначально, то ли генами, то ли еще чем-то.
Если это наблюдать за маленькими детьми, как я в последние годы за внуком наблюдал, то можно увидеть как они развиваются, и это что-то появляется ниоткуда. Внутренний развитие у человека заложено через эти механизмы, через гены. Так что я не считаю, что все зависит от учителя.
Если человек любит историю, ученики тоже будут любить историю, то же самое с математикой. Когда преподают математику люди, которые на самом деле сами не понимают, не любят математику, считает ее трудным предметом. Ну конечно, ученики также не будут понимать.
Если бы мне математику, преподавали, как в некоторых инженерных вузах в Казани, то я бы ее возненавидел. Все заточено на то, чтобы запомнить, вызубрить и т. д. А не понять.
Этим надо жить
Результат достигается упорством и трудом. Способности ― на втором плане, если говорить о результатах. Время, усилия, ― вот этим надо жить. Я теперь студентам тоже говорю, когда-нибудь дипломы пишут: «Этим надо жить».
Разница между успешными людьми, в смысле защиты диссертации, не в способностях. В первую очередь ― это потраченное время. Успех пропорционален затраченному времени, но коэффициент пропорциональности у каждого свой.
Какие-то талантливые студенты могут выехать чуть меньшими усилиями, пройти университетскую программу. Но когда дело доходит до науки, там уже очень большое значение имеет трудолюбие. И потраченное время.
Какую теорию загубили нахальные Коперники
Недавно я читал магистрам лекцию про современные проблемы математики. Я у студентов спрашиваю, ― «А кто такой Птолемей?» Не знают. И я им тогда объяснил, что Птолемея Коперник сверг. У Птолемея нормальная теория была, что центр мира ― Земля, солнце крутится вокруг Земли, звезды тоже крутятся вокруг планеты.
Наденька, лаборант нашей карьеры, говорит, как же нет, выходите на улицу и видите, что Солнце крутится вокруг Земли. Вот какую правдивую теорию загубили нахальные всякие Коперники. Ну это шутка, после которой студенты просыпаются и с ними уже можно говорить.
Полная версия интервью доступна только студентам GeekBrains
Это лишь небольшая часть того, что Фарит Авхадиев рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak. В рамках этого проекта мы общаемся с известными учеными, разработчиками и бизнесменами, которые делятся своими знаниями и опытом, а также подробно рассказывают о таких темах, для понимания которых нужно прочитать десятки научных книг и статей, написать сотни тысяч строчек кода или основать несколько стартапов.
К каждому интервью прилагаются полезные материалы, которые спикеры советуют для саморазвития: книги, фильмы, лекции, презентации, подкасты и многое другое.
Посмотреть расширенное интервью и получить подборку материалов могут только студенты платных программ GeekBrains. Хотите стать одним из них? Выберите свою программу обучения здесь.