Как управлять людьми при помощи математики и теории игр
Эта статья ― лишь небольшая часть того, что Николай Коргин рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak, доступного только студентам платных программ GeekBrains.
Николай Коргин ― главный научный сотрудник института проблем управления Российской академии наук. Доктор наук, действительный член Российской академии естественных наук в области информатики и кибернетики.
Как всегда добиваться своего, или что такое теория управления
Существует классическая теория управления. Несколько выше стоит кибернетика — общая наука о том, как, научившись управлять одним объектом, мы применяем полученные сведения для управления другим объектом.
Представьте: мы сидим на интервью вчетвером, и у каждого свои интересы. Один хочет пораньше уйти, другой — чтобы монтаж занял меньше времени. Каждый может повлиять на ситуацию.
«Например, я начну ерзать в кадре, чтобы запороть интервью. Могу я так делать? Могу. Могу я себя контролировать и этого не делать? Тоже могу. То есть у меня множество стратегий. И у вас множество стратегий. Выбирая определенные действия, каждый из нас воздействует на ситуацию. Это и описывает теория игр».
После теории игр приходит теория управления. Она берет результаты и предлагает что-то поменять в ситуации, чтобы достичь цели. На прикладном социальном уровне мы пытаемся поменять правила игры.
Если говорить о техническом уровне, мы смотрим на объект. Допустим, мы построили ракету, и появляются следующие вопросы:
- Чем мы можем управлять и сколько у нас энергетических запасов для этого?
- Как сделать так, чтобы ракета долетела до точки назначения?
- Что сделать, чтобы клапан, регулирующий впрыск топлива в машину, открывался и закрывался в нужные моменты?
Суть одна и та же. Мы говорим: есть нечто, и его текущее состояние нас не устраивает, нам нужно это поменять. Вот здесь мы переходим в теорию управления.
Что такое теорема о диктаторстве
Если в процессе участвуют более трех человек с разными интересами, то у нас будет три варианта развития событий. Возникает парадокс: при любом раскладе интересы как минимум одного человека пострадают. Получается, единственно надежные правила строятся так: мы выбираем одного, и он говорит, как должно быть.
«Этот парадокс открыли американские ученые и назвали его теоремой о диктаторстве. Могли назвать теоремой о делегировании или доверии, но они решили так. С тех пор специалисты во всем мире, занимающиеся теорией игр, теорией принятия коллективных решений и теорией управления, приходят к диктаторству».
Почему правила должны быть устроены примитивно
Чтобы правила работали эффективно, они должны быть устроены примитивно. Во многих ситуациях для эффективного решения задачи достаточно, чтобы правила были устроены так:
«Я доверяю всем, кем я управляю, собираю у них информацию и верю, что они сказали правду. При этом, принимая решения, стараюсь учесть в их интересах сообщенную ими правдивую информацию»
На Западе для описания этого принципа есть термин, который переводится буквально как «принцип откровения». У нас его назвали принципом честной игры или открытого управления. Смысл в том, что все друг другу верят. При определенных условиях другой подход будет не более эффективен, чем этот простой принцип. И диктаторство, о котором я говорил, — яркий тому пример.
Для достижения целей мы также можем воздействовать на другой компонент — информацию. Сейчас этим сейчас активно пользуются, и даже есть исследования, которые провели сначала на математическом уровне, а потом на практике.
«Суть такова: давайте мы всем сообщим недостоверную информацию, чтобы кто-то принял нужные нам решения. А после принятия этих решений никто не догадается, что информация была недостоверная».
В этом отличие от первого подхода, где достаточно, чтобы все говорили друг другу правду. Математическая теория доказала, что принцип открытого управления и сотрудничества эффективен, но также продемонстрировала, что в каких-то условиях второй принцип тоже может работать.
Как играть с пользой
Игра — это способ найти правила, которые будут работать в организации. Это как репетиция внедрения определенных управленческих правил.
«В работе проджект-менеджера важны не рецепты и инструкции на все случаи жизни, а понимание проблемы, с которой он столкнулся. В этом плане игры неоценимы».
Если мы знаем, что у нас три ключевых игрока, гораздо важнее понять стратегически, кто как действует в команде, и смоделировать эту ситуацию. Игра на координацию поможет вырвать проблему из социального контекста и показать, с чем мы имеем дело. Игры с нулевой суммой, где побеждаешь либо ты, либо я, станут отличным тренажером для управленца и команды.
Полная версия интервью доступна только студентам GeekBrains
Это лишь небольшая часть того, что Николай Коргин рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak. В рамках этого проекта мы общаемся с известными учеными, разработчиками и бизнесменами, которые делятся своими знаниями и опытом, а также подробно рассказывают о таких темах, для понимания которых нужно прочитать десятки научных книг и статей, написать сотни тысяч строчек кода или основать несколько стартапов.
К каждому интервью прилагаются полезные материалы, которые спикеры советуют для саморазвития: книги, фильмы, лекции, презентации, подкасты и многое другое.
Посмотреть расширенное интервью и получить подборку материалов могут только студенты платных программ GeekBrains. Хотите стать одним из них? Выберите свою программу обучения здесь.