Как студенты-тестировщики получают опыт работы с Test IT

Как студенты-тестировщики получают опыт работы с Test IT

О том, как устроен командный проект на факультете ручного тестирования, какие навыки и знания он даёт и как студенты находят работу
7 минут10695

На платформе GeekBrains в рамках факультета ручного тестирования студенты выполняют командный проект в системе Test IT: принимают участие в тестировании реального продукта и получают опыт работы в команде.

Чем полезен командный проект 

Будущие QA-специалисты применяют полученные знания на практике, прокачивая свои навыки на базе цифрового продукта Test IT. Это система управления тестированием (TMS), созданная тестировщиками для тестировщиков. В ней уже учтены все боли и потребности QA: 

  • совмещение ручных и автоматизированных тестов в одном пространстве, 
  • наличие встроенных инструментов для экономии времени тестировщиков, 
  • интеграция с баг-трекинговыми системами, 
  • настраиваемые дашборды для аналитики. 

С помощью Test IT проводят тестирование крупные банки, страховые компании, разработчики игр и многие другие топовые работодатели.

О том, как методическая команда решила организовать командный проект для студентов на базе Test IT, рассказывает Александр Скударнов, руководитель команды образовательного опыта студентов GeekBrains:

«Мы знали, что часто работодатели отказывают начинающим тестировщикам, потому что у них нет опыта. Ещё хотели помочь нашим студентам преодолеть другое препятствие — непонимание процессов работы тестировщика, его будней. Поэтому решили дать возможность студентам почувствовать себя частью команды, тестирующей реальный продукт. А также это отличный способ применить на практике полученные на курсе умения и знание инструментов, разложить всё в голове по полочкам.

После учёбы на факультете студенты получают диплом государственного образца, а также знания и навыки, равные уровню крепкого Junior QA, а особо старательные — Middle. Всем выпускникам мы помогаем трудоустроиться, но часто они и без нашей поддержки находят работу».

Как устроен проект

На курсе обучение разделено на восемь спринтов, где на встречах с преподавателем студенты разбирают, что вышло хорошо, а где есть над чем поработать. Затем преподаватель анонсирует тему и цель следующего спринта, даёт необходимый материал и ставит задачи. Студенты работают в командах под наблюдением наставников, которые уже прошли этот курс. Примерно через месяц члены команд сами выбирают тимлида и распределяют задачи между собой.

Александр Скударнов: «У нас есть шуточное „правило жёлтой уточки“. Если у студента возникает трудность, сначала нужно обговорить её с жёлтой резиновой уточкой. Часто бывает так: когда человек верно сформулировал вопрос, сам же находит на него ответ. Если не это помогает, идёт в Google. Если снова не помогает, обращается к своей команде с тимлидом. Если и с ними не удалось найти ответ, то уже пишет наставнику или сразу преподавателю. А с теми вопросами, на которые не смогли ответить все перечисленные, с радостью помогают сами ребята из Test IT».

Когда пригодится опыт работы с TMS

Автор курса и преподаватель Александр Павлов (ГК «Цифра») рассказал в деталях, зачем студентам нужно уметь работать с системой управления тестированием — TMS.

Александр Павлов: «У студентов с опытом работы в команде и с системой управления тестированием больше шансов получить работу. Эти навыки помогают им лучше понимать, как построены процессы отдела тестирования и как мыслит тест-лид, на какие метрики обращает внимание бизнес-менеджмент.

Существует стереотип: тестировщики всё критикуют, разработчики всё делают не так, аналитики дают непонятные требования, а страдающий менеджер продукта пытается хоть как-то объединить команду. TMS позволяет всем членам команды работать в одном интерфейсе, продуктивнее взаимодействовать друг с другом, избавляет менеджмент и специалистов от страданий, делая процесс прозрачным :)

Ещё один пример. Появилась срочная задача: собрать презентацию для заказчика. Но в условиях распределённой команды не так просто получить свежие данные о состоянии оперативно. В этом случае система управления тестированием, куда подключены все пользователи, помогает быстро понять, как прошёл регресс, что сейчас происходит, по каким метрикам оценивается прохождение тест-рана, собрать статистику и т. д.

Когда начинающий тестировщик вовлекается в общий процесс, он видит, на что обращает внимание его тест-лид, как создаются тест-планы, какие метрики снимаются. Объяснять студентам на словах — это одно. Но личная практика многократно повышает уровень включённости и позволяет увидеть не только свою работу, но и работу смежных специалистов.

При этом для небольших компаний работа в TMS не является обязательной, и её вполне способны заменить таблицы с чек-листами. Важно понять: сами по себе системы управления тестированием не обеспечивают высокое качество продукта, главное — это скилы команды. Но с ростом количества участников процесса, тестов и метрик поддержка актуальной документации усложняется. Поэтому удобнее вести тестовую модель сразу в профильном интерфейсе, который заточен специально под задачи контроля качества и управления тестированием».

Основная задача командного проекта — дать студентам быстрый старт и научить тестировать руками, чтобы они в первую очередь понимали, зачем нужен тот или иной тест, насколько качественно он написан. Те, кто приходит в тестирование со стороны разработки, часто стремятся автоматизировать как можно больше тестов. Это не всегда приводит к хорошим результатам: бывает, что тест составлен неграмотно, шаги тестировщика нелинейны или он проверяет не то и не там.

Продукт Test IT — живой и развивающийся, команда очень быстро выходит на связь, постоянно появляются релизы с новыми фичами. Особенность командного проекта в GeekBrains в том, что студенты тестируют сам продукт и порой находят дефекты. Да-да, тестирование Test IT происходит непосредственно в системе Test IT! Клиент-серверное приложение разворачивается на отдельной платформе, студенты разбиваются на рабочие команды с гибкими ролями, получают проекты и приступают к работе. И в среднем проводят в системе около 100 часов в течение двух месяцев.

Александр Павлов: «Учиться тестировать давно существующий и стабильный проект — не интересно. Чувствуешь, что работаешь с искусственными и многократно препарированными кейсами. Команда Test IT дала нам свои реальные требования, с которыми сама работает.

Я работал уже с четырьмя потоками студентов, и каждый раз мы находили какие-то ошибки. Понятно, что они бывают разной критичности — где-то опечатка или мелкий баг, а где-то более интересные вещи. Тем не менее студенты активнее включаются, когда знают, что найденная ошибка будет передана разработчикам и исправлена.

На одном из потоков для начинающих автотестеров возник блок: как интегрировать проект Test IT с JIRA, чтобы заводить баги. Команда разработчика оперативно организовала для нас вебинар, всё объяснила и показала принципы работы с автотестами».

Студенты из прошлых потоков положительно отзываются о системе: интуитивно понятный современный интерфейс позволяет быстро включиться в работу. По словам Александра Павлова, из-за простоты системы нет необходимости постоянно читать документацию, даже при настройке API.

Студент Михаил Шамин о стажировке:

«До сих пор с благодарностью вспоминаю всех преподавателей своего курса и Анну Торшину (преподаватель на практике), а также всех наставников. Сама стажировка запомнилась только положительными эмоциями, а главное, полезным опытом. Это был действительно интересный рабочий проект, классные задачи, деление на команды и общение в чатах, составление отчётов, написание тест-кейсов, составление планов и анализ требований, ведение доски задач и учёт времени. Всё это позволило с головой погрузиться и почувствовать, каково это — работать в тестировании.

Конечно, всегда можно было узнать что-то у наставников или самого преподавателя, но всё равно мы старались решать все вопросы внутри своих команд. А составление общих отчётов научило грамотно работать именно в команде. Когда стажировка подходила к концу, было даже немного грустно, ведь я уже привык и к проекту, и к людям.

Стажировка закончилась в начале октября, а уже через две недели состоялось моё первое собеседование, и оно прошло успешно — я получил оффер и в начале ноября вышел на работу в качестве младшего специалиста по тестированию. Это первый опыт работы в этой области, так что курс позволил мне полностью сменить специальность. Я успешно прошёл испытательный срок досрочно и сейчас продолжаю работать и постигать все тонкости.

Многое из стажировки помогло мне быстрее освоиться на реальной работе: достаточно легко оказалось разобраться с таск-менеджером, было понятно, как проходить кейсы, как их составлять, как изучать документацию, как составлять баг-репорты. В целом, благодаря полученным знаниям и тому небольшому опыту, я смог почувствовать себя немного увереннее в своих силах — и это дало плоды».

Курс GeekBrains даёт будущим тестировщикам все минимально необходимые навыки, чтобы войти в профессию с любого уровня подготовки и начать в ней развиваться. От студентов требуется только высокая мотивация и время, которое они уделят учёбе, чтобы взять от неё максимум. Что касается зарплаты — всё индивидуально, но при желании даже тот, кто начнёт работать с уровня «новичка без опыта», сможет хорошо показать себя и претендовать на повышение.

Почитать подробнее про факультет ручного тестирования можно в интервью с автором учебной программы Станиславом Яковлевым, а также на странице курса. 

программированиетестирование
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!
Posts popup