Как предсказать убеждения людей по подпискам в соцсетях
Эта статья ― лишь небольшая часть того, что Иван Козицин рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak, доступного только студентам платных программ GeekBrains.
Иван Козицин ― кандидат наук, старший преподаватель Института проблем управления. Занимается вопросами социального влияния: как мы влияем на мнение окружающих, как информация распространяется в обществе, как она влияет на нас и к каким последствиям приводят эти процессы.
От психологии человека к психологии общества
В начале XX века начался сдвиг парадигмы от психологии человека к психологии общества. Здесь надо назвать фамилию Якоба Морено: это основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, который позиционировал себя, как социальный психолог, который изучает не поведение одного человека, а поведение целой группы людей.
И не просто группы людей, но и в обстановке, в которой они живут. Это очень важно.
Вот эта вот структура выродилась в целое научное направление, связанное с анализом социальных сетей, который сейчас очень популярны. Например, особенно притягивают большой интерес процессы, которые происходят в соцсети VK.
Параллельно с середины 50-х годов основоположник кибернетики Норберт Винер задался целью соединить воедино науку об управлении системами и науку о передаче информации.
Западные ученые, которые вроде как должны придерживаться демократических ценностей, не скрывают в своих статьях, что управление социальными системами ― это одна из ключевых задач теории управления.
Модель, которая предсказывает ваше мнение
У людей есть какие-то мнения относительно определенного вопроса, например, о вакцинации. И наша задача понять, как мнение ваших друзей, знакомых и тех, на кого вы подписаны в сети, влияет на ваше мнение.
Математически на самом деле это сделать достаточно просто. Вы для каждой из вершин составляете уравнение, в котором фигурирует два основных понятия. Например, 0 ― это против вакцинации от коронавируса, а 1 ― это за вакцинацию.
То, как ваши друзья влияют на вас, можно описать как переменную. Например, взять мнение ваших друзей и умножить на какое-то число, которое описывает, насколько вы прислушиваетесь к мнению ваших друзей.
Насколько вы их цените, насколько вы уважаете их? Так называемое среднее арифметическое вашего окружения.
Вы ― это то, на что вы подписаны
Действительно, это во многом так. Конечно, человек ― очень сложная система, и говорить, что какая-то простая модель будет описывать его поведение, мы не можем. Но, тем не менее, такой простой подход действительно показывает неплохую продуктивность.
То, что он со 100% вероятностью предскажет ваше мнение, мы не можем утверждать, но эмпирические исследования, которые проводились в рамках анализа динамики мнений пользователей, во многом подтверждают продуктивную силу такой простой модели.
Те информационные источники, на которые подписан пользователь, отражают его текущее мнение. С помощью подходов из теории машинного обучения можно строить алгоритмы, которые способны масштабировать эту закономерность на крупную выборку, которая может состоять из 1 млн пользователей. И оценить не только их мнение в данный момент времени, но и то, как меняются их мнения, когда пользователи меняют подписки на информационные источники.
Полная версия интервью доступна только студентам GeekBrains
Это лишь небольшая часть того, что Иван Козицин рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak. В рамках этого проекта мы общаемся с известными учеными, разработчиками и бизнесменами, которые делятся своими знаниями и опытом, а также подробно рассказывают о таких темах, для понимания которых нужно прочитать десятки научных книг и статей, написать сотни тысяч строчек кода или основать несколько стартапов.
К каждому интервью прилагаются полезные материалы, которые спикеры советуют для саморазвития: книги, фильмы, лекции, презентации, подкасты и многое другое.
Посмотреть расширенное интервью и получить подборку материалов могут только студенты платных программ GeekBrains. Хотите стать одним из них? Выберите свою программу обучения здесь.