Дивный новый цифровой мир
Это новая статья из гайда «Как начать карьеру в IT и digital». О цифровизации рассказывает Сергей Андреев, который разрабатывает решения для бизнеса на основе искусственного интеллекта в компании DefinedCrowd.
Цифровизация, digital, цифровая экономика — все вы наверняка сталкивались с этими терминами и, конечно же, ощущаете, что большая часть коммерческих взаимодействий между людьми переходит в интернет. В связи с этим вакансий, связанных с разработкой цифровых продуктов и электронной коммерцией, становится все больше. Digital-профессии очень востребованы, в них не хватает сильных специалистов, и потому они открывают большие карьерные, творческие и финансовые перспективы.
Вехи в цифровой истории в России и в мире
Предпосылки начала «цифровой эры» начали формироваться ещё в 1980-х годах, когда появились первые компьютеры. Тогда они занимали несколько помещений и решали довольно простые, но нишевые задачи.
Вторым важным этапом стал период конца 1990-х и (конкретно в России) начала 2000-х годов, когда началось массовое проникновение интернета в жизнь обычных людей. Сначала это происходило с помощью технологии dial-up — сервиса, позволяющего компьютеру подключаться к другому компьютеру с помощью модема и телефонной сети общего пользования. Технология стоила недешево и работала довольно медленно — за время прогрузки одной страницы можно было успеть выпить чашку кофе. Тем не менее с появлением локальных сетей уже начали возникать первые цифровые профессии, а в университетах активно приступили к созданию направлений по изучению информационных технологий. Правда, поначалу профессия программист охватывала почти все, что было связано с компьютерами — эти люди и чинили мониторы, и взламывали диски с программами, чтобы выпускать пиратские копии фильмов и софта, и собирали системные блоки, и писали код.
Затем началось массовое распространение доступного и быстрого интернета, и, одновременно с этим, в России стали появляться передовые компании, которые целенаправленно занимались развитием цифровой инфраструктуры в стране: Яндекс и Рамблер.
Следующей важной вехой в развитии digital-среды стало возникновение и популяризация социальных сетей в 2005–2006-х годах, поскольку именно из-за них люди стали гораздо активнее пользоваться интернетом, причём уже не только для скачивания контента и поиска информации. Примерно тогда же начался активный выпуск смартфонов В 2007 году появился первый iPhone, в 2008 году была создана операционная система Android, что и запустило бум мобильной разработки и мобильных приложений.
2006–2010-е годы — это период возрастания пропускных способностей, скоростей и мощностей, поэтому в это время статические сайты, где переход к дополнительной информации всегда сопровождался переходом на новую отдельную страницу, постепенно начали вытесняться динамическими, с раскрывающимися списками и удобной навигацией. В тот период сайты стали более живыми, появилось понятие веб-приложения. В период с 2010-го по 2020-й годы появилось облачное хранение данных, которое позволило наращивать объёмы обрабатываемой информации без потери скоростей.
Сейчас, в 2021 году, одним из ключевых трендов стало развитие систем искусственного интеллекта и машинного обучения, которые позволяют автоматически обрабатывать большие объёмы данных и персонализировать контент сайтов, а также делают все системы самообучающимися. Ещё один тренд конца 2010-х – начала 2020-х — это IoT (Internet Of Things, Интернет Вещей), то есть технологии работы с «умными» устройствами — от пресловутого умного дома до сельскохозяйственной техники и крупных промышленных комплексов.
Чем вызвана всеобщая цифровизация
Вообще любые тенденции в digital приходят вслед за новой доступной технологией, поэтому их можно предсказывать, оценив, как быстро подешевеют нынешние дорогие и элитарные технологии Те же шлемы виртуальной реальности сейчас стоят недешево, но, как только возникнет возможность распространять их массово и недорого, под них появится море контента и кода.
Сейчас digital проник во все сферы — от индустрии развлечений до агропромышленности и медицины. Особенно активную цифровизацию начали сервисы — службы доставки, контент-платформы, службы такси, страховые компании, банкинг. В среднем лаг (отставание) между отечественной и, скажем, американской цифровой индустрией составляет около 5–10 лет.
Есть и исключения: в некоторых областях, например, в цифровизации банковской сферы, мы даже опережаем Запад,. Степень проникновения мобильных платежей у нас выше, чем в США. Также в России в среднем на более высоком уровне находится веб-разработка — в этом нетрудно убедиться, сравнив интерфейсы, например, российского ВКонтакте и американского Facebook.
С чем это связано? Скорее всего с конкуренцией и с тем, насколько прогрессивно в целом настроен топ-менеджмент ведущих компаний в конкретной отрасли. Какие-то технологии способствуют внутренней оптимизации, какие-то — обеспечивают дополнительное конкурентное преимущество на рынке за счет удобства для клиентов. Плюс прогресс в одной отрасли приводит к тому, что пользователь привыкает делать все в один клик и начинает требовать того же и от сервисов в других сферах.
Какие виды digital-компаний бывают. В какую IT-компанию проще попасть
Самая общая классификация выглядит примерно так:
1. IT-гиганты и экосистемы.
2. Крупные IT-компании.
3. Средние и небольшие компании с IT-продуктом.
4. Крупные компании с не IT-продуктом.
5. Средние и небольшие не IT-компании.
6. Стартапы.
К IT-гигантам относятся компании вроде Mail.Ru, Яндекса, Рамблера, а также экосистемы вроде Сбера, в портфеле которого непосредственно банкинг сейчас уже не занимает важное место. Большой плюс работы в таких компаниях — это возможность попробовать себя в разных сферах и амплуа, отличные возможности для горизонтального перемещения внутри компании — например, из продуктового менеджера в проектного, из разработчика приложений — в разработчика мобильных игр и пр. Ещё один существенный плюс работы в таких компаниях — наличие большой команды профессионалов и наставника, к которым можно обратиться за помощью, если сам чего-то не понимаешь.
Крупные IT-компании, вроде Лаборатории Касперского или 1С, также могут предложить возможность учиться и развиваться в составе высокопрофессиональной команды. При этом они сфокусированы на одной сфере или одном продукте, что позволяет глубоко погрузиться в рынок, но затрудняет возможность легко переключиться на что-то другое.
В средних и небольших компаниях IT-профиля (например, небольших студиях, издающих компьютерные игры, тематических контент-платформах и т. д.) есть хорошие возможности для роста и менее жёсткая внутренняя конкуренция — но и экспертов, к которым можно было бы обратиться, меньше.
Что же касается непрофильных компаний с крупной IT-инфраструктурой, то в компаниях вроде Тинькофф или Booking по уровню профессионализма сотрудники могут не уступать своим коллегам из Яндекса или Google,но при этом должны разбираться не только в IT, а как минимум в ещё одном рынке тех услуг, которые предоставляет компания.
Отдельно скажем про стартапы. Их большим преимуществом является, как правило, низкий порог входа и большой объём интересных задач, но при этом необходимо быть готовым к тому, что проект может не выстрелить по не зависящим от вас причинам. Например, из-за плохо налаженного менеджмента или потери инвестора.
Ещё один способ классифицировать компании — по предоставляемому им продукту:
1. Продуктовые компании — то есть те, кто разработали игру/сервис/приложение/софт и продают эти продукты.
2. Компании-интеграторы — те, кто помогают внедрять технологии и объединять новый софт с уже имеющейся IT-инфраструктурой в компании. Среди известных российских интеграторов можно назвать Ланит, КРОК, Softline.
3. Аутсорсинговые компании — фирмы, которые разрабатывают IT-продукты на заказ, такие как Andersen или MobileUp.
4. Консалтинговые компании, специализирующиеся на IT рынке и обладающие познаниями не только в экономике, но и в digital и технологиях.
5. Дистрибьюторы — компании, которые перепродают чужие продуктовые решения, по необходимости дорабатывая их и помогая внедрять и настраивать процессы.
При этом продуктовые компании на рынке явно преобладают. Давайте разберемся, что именно они выпускают.
Какими бывают digital-продукты
Игры. Онлайн, декстопные, мобильные, многопользовательские, сюжетные, с открытым миром — сейчас это одна из наиболее активно развивающихся сфер в IT. Создание так называемых ААА игр или игр-блокбастеров с мощной графикой, большим игровым миром и захватывающим сюжетом, вроде Call of Duty или Half-Life, по трудоёмкости сопоставимо со съёмкой высокобюджетного кино — и в игровой индустрии сейчас задействованы не только лучшие иллюстраторы и разработчики, но и самые крутые сценаристы. При этом часто отлично выстреливают и многие так называемые казуальные игры (игры с максимально простыми правилами и механикой) вроде пресловутого «выстраивания в ряд алмазов». Игровая индустрия — это интересная и перспективная сфера с большим разнообразием продуктов и подходов к их созданию. Сейчас в ней есть интересные тенденции — например, стриминговые технологии вроде Google Stadia, которые позволяют за платную подписку играть в тяжелые и требовательные по техническим характеристикам игры с достаточно слабых домашних компьютеров или ноутбуков, задействуя для этого внешние устройства.
Сервисы и платформы. Они могут быть как полностью цифровыми (как Netflix или Spotify), так и связанными с предоставлением каких-то услуг в оффлайн, как у сервиса уборки Qlean, YouDo или Профи.ру. В плане развития цифровых контентных платформ мы долгое время отставали от Запада из-за того, что в России ещё со времен аудио- и видеокассет и DVD-дисков процветает пиратство. Сейчас, когда ритм жизни ускоряется, а люди привыкают находить нужную информацию и приобретать товары в один клик, всё бо́льшая часть россиян предпочитает ничего не искать по пиратским сайтам и торрентам, не ждать, пока что-то скачается, а просто брать и смотреть. Развитию цифровых контентных платформ также способствует и тот факт, что сейчас они предоставляют достаточно качественные персонализированные рекомендации. Наконец, поскольку люди сейчас всё чаще выбирают мини-формы контента — то есть читают статьи-лонгриды с инфографиками вместо книг, смотрят мини-сериалы вместо полнометражного кино, слушают EP, а не музыкальные альбомы на 20 песен, и смотрят короткие видео в TikTok вместо Youtube, то подписная модель, позволяющая читать/смотреть/слушать всего по чуть-чуть им очень удобна.
Что же касается цифровых сервисов и платформ, связанных с предоставлением не контента, а товаров и услуг (таких как Ozon или Booking), то они позволяют сократить разрыв между потребителем и бизнесом, предоставляющим услугу. Сейчас в любой среде, будь то доставка еды, банкинг или уроки иностранного языка, чем ближе ты к пользователю, чем лучше слышишь его и быстрее реагируешь на запрос, тем ты успешнее. Если раньше для вызова такси нужно было найти контакты, набрать номер, дождаться звонка оператора, подождать, пока он найдет машину, потом ждать звонка или sms, что водитель подъехал, то сейчас вся информация динамически отображается на экране смартфона. А заодно вы застрахованыот необходимости платить сумасшедшие деньги, скажем, в аэропорту, когда перед вами только один водитель, требующий слишком большую сумму, а где искать других непонятно.
Программное обеспечение. Разработка ПО может быть инхаус (то есть для внутренних нужд компании), под заказ для другого бизнеса или для продажи на открытом рынке. Среди популярных видов ПО стоит отметить SaaS (Software as a Service) — предоставление готового софта, хранящегося в облаке, по подписке. То есть если раньше пользователь или бизнес приобретал лицензию и устанавливал с диска готовое решение с нужными и ненужными ему фичами, то теперь он может без долгой установки и большого единовременного платежа тестировать разный софт и модифицировать его под себя. Впрочем, это не отменяет традиционную модель, которая в ряде случаев себя оправдывает — возьмем те же Enterprise-системы типа SAP или ПО для промышленного сектора.
Его подкатегорией является PaaS (Platform as a Service) — платформа как услуга, то есть продажа не продукта, а среды для создания своего ПО. В качестве примера можно привести Microsoft Azure. Обычно эти проекты нацелены на разработчиков. Сюда же можно отнести IaaS (Infrastructure as a Service) — вычислительную инфраструктуру (серверы, хранилища данных, сети, операционные системы), которая предоставляется клиентам для разворачивания и запуска собственных программных решений. Например, таким проектом является Amazon Web Services.
Социальные сети. Они активно развивают бизнес-составляющую, поскольку присутствие хотя бы в одной или двух соцсетях (ВКонтакте, Facebook, OK, Instagram, TikTok) сейчас является гигиеническим минимумом для бизнеса.
Сайты. Сайты разрабатываются веб-студиями и digital-агентствами. И хотя всё больше людей предпочитают использовать конструкторы вроде Tilda, этот вид услуг по-прежнему популярен, особенно для тех, кому нужно создать онлайн-магазин. Правда, все больше агентств и студий предпочитают предлагать сайты в комплексе услуг, например, вместе с разработкой фирменного стиля или логотипов.
Мобильные приложения. Они могут быть как служебным (например, приложение салона красоты для брони места), так и самостоятельным продуктом (например, для преобразования диктофонных записей в текст), хотя, по сути, сейчас они чаще всего являются подкатегорией платформ, разработанной для определенного носителя.
Какие перспективы у цифрового рынка в России
Самые активно развивающиеся (и усиленно финансируемые) области IT — это машинное обучение (Machine Learning) и исследования данных (Data Science), то есть все, что связано с обработкой больших объёмов данных и самообучением механизмов — тем, что позволит компьютерам быстро принимать верные решения на основе имеющихся больших объёмов информации. Правда, призывать всех новичков в IT и digital сразу идти в эту сферу мы бы не стали — порог входа в неё достаточно высок, это околонаучные отрасли, для успешной работы в которых нужно иметь хорошие математические знания, разбираться в оптимизации и алгоритмах. Хотя ничто не мешает новичкам устраиваться в такие компании не на должность data scientist’а, а менеджером или, скажем, аналитиком.
Один из основных стереотипов, связанных с работой в digital, — что для того, чтобы работать в этой отрасли, необходимо быть математиком-программистом. На самом деле в digital очень много интересных профессий, о которых мы расскажем вам в новых статьях гайда «Как начать карьеру в IT и digital». Подпишитесь, чтобы не пропустить продолжение.
Хотите стать специалистом Data Science?
После программы обучения GeekBrains и вы сможете работать по специальностям Data Scientist, Data Analyst, Machine Learning, Engineer Computer Vision-специалист или NLP-специалист. Выберите свою программу обучения здесь.