Когда в Узбекистане будет 1 млн айтишников
Эта статья ― лишь небольшая часть того, что Акмаль Пайзиев рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak, доступного только студентам платных программ GeekBrains.
Акмаль Пайзиев ― основатель и СЕО Newmax Technologies, которая развивает сервисы MyTaxi, Express24, Workly, Maxtrack, CityTaxi, SmartHome Uzbekistan и Biotrack
Окончил Ташкентский государственный университет (ныне Национальный университет Узбекистана), Вагенингенский университет (Нидерланды), прошел программу профессионального менеджмента при Узбекско-японском центре.
Перспективы ИТ-сферы в Узбекистане
IT-предприниматель в Ташкенте оптимистично настроены, поэтому они и предприниматели. Даже Даниэль Канеман писал, что предприниматели — это чуть больные люди, потому что они видят свет, когда все видят тьму. Поэтому мы занимались бизнесом в самое сложное время, при предыдущем режиме.
Начинали в 2005 году, и 2010–2012 годы были очень сложными для предпринимателей Узбекистана. Тогда тоже у нас был оптимизм, что когда-то что-то станет лучше. И всегда у нас этот оптимизм есть. Наверное, солнце хорошо действует. Когда ясная погода, люди оптимистично настроены.
Бизнесу стало легче работать
После прихода нового президента в 2016 году много чего изменилось, меняется до сих пор. Идет облегчение в плане ведения бизнеса, открываются возможности. Раньше, если ты чем-то занимался в сфере ИТ, это могло быть противозаконно, а сейчас с пониманием относятся.
Очень много неправильных правил, неправильных законов. Вот мы занимаемся автомобильной навигацией, приложениями для заказа такси и там используем карты. А по законам из Советского Союза, из 60-х годов, чтобы заниматься картографией, нужно хранить бумажную копию где-то в сейфе. Вот такие вещи были.
Сейчас все меняется, становится легче. Министерства, политики уже более с пониманием относятся. Многие хотят помочь бизнесу, чтобы он развивался.
Переплачиваем зарубежным специалистам
Цель Узбекистана — обучить за несколько лет 1 млн айтишников. Люди в правительстве придумывают какие-то амбициозные программы, и вряд ли можно выполнить этот план, потому что он суперамбициозный. Наверное, к 2040 году мы придем к этому. Но не верю. Я верю, что появился очень большой интерес к ИТ-направлениям, растет количество учебных центров, которые обучают программированию.
У нас есть большая проблема в Узбекистане — это нехватка кадров. Везде есть нехватка IT-специалистов, даже в России, Европе, Америке. Но там, если ты чуть больше платишь, ты можешь их найти. То есть на рынке они есть, а тут некоторых специалистов просто нет, и ты не можешь их найти.
Например, мы брали девопса на аутсорс из другой страны. Берем продактов из других стран, потому что тут нет квалификации. И вот эти квалификации только-только появляются. Даже зарплата по некоторым позициям у нас одинаковая с российскими, украинскими специалистами, по некоторым позициям мы переплачиваем даже. Это из-за того, что на рынке нет специалистов.
Релокация айтишников в Узбекистан
К нам приходит очень много хороших специалистов из России. Например, у нас в коворкинге сидят ребята из Яндекса, Mail.ru Group, Ситимобил, Skyeng, ProductStar. Из интересных крутых компаний с хорошей экспертизой. Мы берем у них консалтинг, то есть говорим: «Ребята, отлично, что вы тут, давайте помогать нам». И сейчас они нам помогают по очень многим направлениям: по маркетингу, программам лояльности, CRM-системам, HR, проектному офису.
Это классно, что к нам приезжают. Потом мы начали набор людей, активировались в российском и белорусском HeadHunter. Раньше, если ты предлагал специалисту на 20–30% больше, чем он получает в Москве на этой позиции, и предлагал приехать в Узбекистан, он говорил: «Нет, я вообще не рассматриваю».
А сейчас за ту же зарплату ты можешь уже предлагать какой-то пакет по релокации, и это им интересно. Мы сейчас нанимаем несколько специалистов и ищем экспатов — русских, белорусов. Вот какие у нас открылись интересные возможности.
Нужен обучающий контент на узбекском
Один из проектов, которым мы сейчас занимаемся, — это Digital Camp. На втором этаже стартап, они создают платформу, которая будет обучать программированию. Они взяли два направления: для начала это фронтенд- и бэкенд-разработка. Сейчас делают трехмесячные, шестимесячные, годовые курсы, онлайн-курсы на узбекском языке.
К нам зашли несколько таких платформ, которые обучают программированию. Это Skillbox, GeekBrains, например, есть и другие. Но они все на русском языке. А наше население, больше 95%, даже 97% человек, говорят только на узбекском. Поэтому тут нужна, во-первых, возможность скачивать контент, потому что в регионах ограниченный интернет. И второй фактор — контент должен быть на узбекском, чтобы они понимали.
Полная версия интервью доступна только студентам GeekBrains
Это лишь небольшая часть того, что Акмаль Пайзиев рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak. В рамках этого проекта мы общаемся с известными учеными, разработчиками и бизнесменами, которые делятся своими знаниями и опытом, а также подробно рассказывают о таких темах, для понимания которых нужно прочитать десятки научных книг и статей, написать сотни тысяч строчек кода или основать несколько стартапов.
К каждому интервью прилагаются полезные материалы, которые спикеры советуют для саморазвития: книги, фильмы, лекции, презентации, подкасты и многое другое.
Посмотреть расширенное интервью и получить подборку материалов могут только студенты платных программ GeekBrains. Хотите стать одним из них? Выберите свою программу обучения здесь.