История Мегаплана: как понять что стартап взлетит? 

Гендиректор GetCourse Сергей Михайлов рассказывает, какие признаки должны быть у стартапа, чтобы он взлетел
4 минуты15866

Эта статья ― лишь небольшая часть того, что Сергей Михайлов рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak, доступного только студентам платных программ GeekBrains.

Сергей Михайлов ― совладелец и генеральный директор компании GetCourse, IT-платформы для создания и продажи курсов онлайн-обучения, один из сооснователей Мегаплана.

 

Как начинался Мегаплан

Надо немного сказать о том, что это за стартап Мегаплан и как он получился. Это и сейчас работающая компания. Многие в России ее знают.

Ко мне обратились: «Нужен какой-то софт для управления задачами». Я посмотрел, что есть на рынке. Внимание — 2006 год. Ничего подходящего не нашел. Давайте его напишем сами и будем его продавать. Всем идея понравилась. 

Мы начали делать стартап, примерно полгода у нас ушло до первого релиза. И через полгода первым клиентом стал интернет-магазин. Он начал работать и пользоваться Мегапланом.

Почему взлетел Мегаплан

После этого были разные проекты, разные стартапы, не все далеко пошли. Мегаплан пошел. И почему он пошел? Это может каждому пригодиться, кто приходит на какую-то работу и ему не очень понятно, что это за проект, что из него выйдет. Он используется или нет? И там могут быть разные ситуации. 

Бывает, что ты приходишь на работу, и есть какой-то софт, у которого уже есть пользователи. Это хорошо, потому что ты тогда делаешь реальные задачи, которые реально нужны. Бывает, что у стартапа еще нет пользователей, у него как бы бизнес-идея, ее надо еще реализовать и проверить. 

Обычно в стартапе классно, потому что ты создаешь нечто новое. Ты можешь все создать сам, тебе не надо за кем-то там прибирать, в чем-то разбираться, ты сам мастер. 

Какие минусы? Продукт может не взлететь, у него не будет пользователей, и ты получишь некоторую строчку в резюме, но показать ничего не можешь. Наверное, ты чему-то научился, но этим же никто не пользуется.

Как понять, что твой стартап взлетит

Есть такой способ понимать, что стартап с большей вероятностью полетит. Конечно, про это книги написаны, но есть один признак, который на моей практике всегда срабатывал. 

Если у софта есть конкретный заказчик, B2B-компания, бизнес, которому этот софт нужен для решения каких-то задач, то с большей вероятностью такой стартап полетит, потому что это хотя бы кому-то нужно. 

Если же ты делаешь социальную сеть, Facebook, то полетит это или нет — большой вопрос. Ну Facebook полетел, но много чего не взлетает. Есть гипотеза, что, наверное, людям этот продукт зайдет, они будут пользоваться, но ты не можешь быть в этом уверен. 

И вот у нас был этот признак в Мегаплане — конкретный магазин, которому мы помогали автоматизировать управление задачами в компании.

Можно ли быть уверенным на 100%

На самом деле фокус в том, что, если ты делаешь для себя новую задачу, ты достоверно не можешь знать, сколько она времени займет. Ты можешь предполагать. Собственно, из-за этого всегда и происходит сдвиг сроков. 

Есть единственный способ сделать оценки ближе к истине — это когда в команде есть кто-то, кто эту задачу или очень похожую на нее уже делал. 

И вот здесь становится важной роль тимлида или СТО, того самого эксперта с опытом более 10 или 15 лет. Если у него такой протяженный опыт, за свою жизнь он делал много разных задач. Когда он участвует в оценивании, он понимает: это похоже вот на то. Скорее всего, это вот столько, а не вот столько. 

А это похоже на то, а я знаю, какие там подводные камни. Поэтому, если заказчик хочет очень достоверной оценки, ему нужно, чтобы в его команде был человек с сильно большим опытом. Обычно это один из тимлидов или СТО, в зависимости от размера компании.

Легко ли поднять стартап

На самом деле было не так все быстро и легко. Понятно, что стартапу иногда нужны какие-то инвестиции, чтобы развиваться. Бывает, ты можешь что-то сделать рядом с каким-то бизнесом и питаешься от него, но если этого не происходит или недостаточно этого питания, то нужны инвестиции.

Мы в Мегаплане тоже привлекали инвестиции, и у нас было 2 раунда. Первый раунд был спустя 2 года после того, как мы начали стартап. Это был фонд, который занимался профессиональным инвестированием в стартапы. В 2012 году компанию проинвестировала компания 1С в роли стратегического уже покупателя.

Вот, собственно, тех инвестиций уже было достаточно, чтобы бизнес стал самостоятельным. И спустя год бизнес вышел на операционную рентабельность, начал зарабатывать и с тех пор зарабатывает. 

Для нас в тот момент еще история с Мегапланом не закончилась, но в целом стало понятно, что, поскольку компания построена, там уже и процессы, и многое отлажено, от 1С к нам пришел достаточно профессиональный финансовый директор, который впоследствии стал генеральным. 

И в 2015 году 1С выкупил у нас остатки долей. Вообще 1С очень хорошо поддерживает российских IT-специалистов. Они сами софт хороший создали. Тот, кто ее основал, мог бы в принципе и не выкупать. Ну вот он выкупил, и это дало нам деньги на новые начинания. Мы пошли заниматься новыми проектами.

Полная версия интервью доступна только студентам GeekBrains

Это лишь небольшая часть того, что Сергей Михайлов рассказал в интервью для нашего проекта GeekSpeak. В рамках этого проекта мы общаемся с известными учеными, разработчиками и бизнесменами, которые делятся своими знаниями и опытом, а также подробно рассказывают о таких темах, для понимания которых нужно прочитать десятки научных книг и статей, написать сотни тысяч строчек кода или основать несколько стартапов.

К каждому интервью прилагаются полезные материалы, которые спикеры советуют для саморазвития: книги, фильмы, лекции, презентации, подкасты и многое другое.

Посмотреть расширенное интервью и получить подборку материалов могут только студенты платных программ GeekBrains. Хотите стать одним из них? Выберите свою программу обучения здесь.





 

мегапланстартап
Нашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Спасибо,
что читаете наш блог!